Страстная седмица, следующая за святой Четыредесятницею, с Пасхальной седмицею образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьёзной подготовкой — Великим постом.
Сразу же отметим, что Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отделять от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это уже не пост, а цель поста, именно то, к чему мы готовились, и в чём мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. Заканчивается литургия в Неделю ваий, и мы уже с вечера вступаем в течение Страстной седмицы, которая вся посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, Его страданий, смерти и погребения. По важности воспоминаемых событий, все дни Страстной седмицы называются великими.
Прежде всего мы будем говорить о богослужении первых трёх дней Страстной седмицы, которые обладают единством в Уставе богослужения и многими общими чертами. В эти дни совершаются: полунощница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия Преждеосвященных Даров. Во время Часов принято прочитывать все четыре Евангелия (до Ин.13, 30), но обычно в богослужебной практике Церкви это чтение начинают заранее — в предшествующие седмицы.
Чтения Евангелия в Страстную седмицу совершается на часах посреди Церкви. На утрени, вместо пения «Бог Господь…», поётся Аллилуйя и особый тропарь:
«Се Жених грядет в полунощи,
и блажен раб, егоже обрящет бдяща:
недостоин же паки, его же обрящет унывающа.
Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,
да не смерти предана будеши,
и Царствия вне затворишися,
но воспряни зовущи:
Свят, Свят, Свят ecu Боже,
Богородицею помилуй нас».
В этом песнопении соединяются две евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха (Мф.25,1-13), и о рабах, которые не знают, когда придет господин их (Мк.13,34).
Притча о десяти девах была рассказана Спасителем в Великий вторник. Общий смысл этой притчи заключается в том, что важно «бодрствовать и не унывать», держа свои светильники зажжёнными в ожидании божественного Жениха, и рабам, ожидающим господина своего, нужно бдеть. Блаженны будут те, кого господин — Господь — обрящет бодрствующими, готовыми к встрече с Ним. А дальше сразу следует обращение и к своей душе: будь внимательная, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа.
Этот текст поётся все три дня, как стук в двери наших сердец. И поётся он «косно и велегласно» — медленно и громко как особенно важный и предельно необходимый для услышания и усвоения. В эти три дня читается и Псалтирь, а с утрени Четверга она уже не читается.
Пение канонов в эти дни заканчивается специальным песнопением — светильном, которые является общим для этих трёх дней (он поётся в Понедельник, Вторник, Среду, и ещё в Четверг на утрени). Это один из ключевых текстов Страстной седмицы: «Чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вииду вонь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
В течении четырёх дней этот светилен ведёт нас и обращает наш ум к той горнице, где происходила Тайная вечеря: вот я уже вижу, Господи, Твой чертог, но не могу в него войти, только Ты можешь просветить одежду моей души. Господь называется здесь Светодавцем — Тем, Кто просвещает, убеляет. Здесь, конечно, вспоминается притча о человеке, который, не имея одеяния брачного, вошёл на брачный пир, не сменив одежды. Этот текст поётся по три раза, чтобы усиленно обратить наше внимание на тот факт, что человек должен всегда быть готовым войти в Царство Божие. Все три дня на вечерне совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
На паремиях читаются отрывки из Ветхозаветных книг Исход и книги Иова. Это не случайно: здесь глубокий символический смысл, ведь Исход из Египта — это не просто события из Ветхого Завета, но и прообразование изведения человечества из плена греховного.
Книга Иова же читается потому, что страдалец Иов является ветхозаветным прообразом Страдальца — Христа, он ведь тоже страдал невинно, и не роптал на Господа, и пил свою чашу до дна.
На Литургиях Преждеосвященных Даров, вместо обычного входа с кадилом, совершается вход с Евангелием, т.к. в эти три дня на этих службах читается Евангелие. Евангельские темы являются ключевыми для этих трёх дней, и определяют темы богослужений. В Понедельник читается беседа Господа о кончине века (Мф.зач.98), во Вторник — несколько притч: о десяти девах, о талантах, рессказ о Страшном Суде, об овцах и козлищах (Мф.зач.102), в Среду — рассказ о жене блуднице, которая на вечери в доме Симона прокажённого помазала миром ноги Христа (Мф.зач.108).
Хотя богослужения Великого Понедельника, Вторника и Среды уже не великопостные, Среда является днём пограничным, отделяющим один тип богослужения от другого. В среду вечером последний раз стихословится Псалтирь, последний раз служат Литургию Преждеосвященных Даров, последний раз читают молитву Ефрема Сирина. С этого дня не кладут земных поклонов в храме (кроме как перед Св. Плащаницей). Прожив первые три дня Страстной седмицы, мы стоим уже в преддверии важнейших дней церковного календаря. В Великий Четверг Церковь воспоминает умовение ног, установлений Тайной Вечери, прощальную беседу Господа Иисуса Христа с учениками на пути к саду Гефсиманскому и взятие Господа на страдание и смерть.
В тропаре четверга поётся:
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся,
тогда Иуда злочестивый сребролюбием не дуговевав омрачашеся
и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребиша.
Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия:
Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
В этот день совершается литургия святого Василия Великого, соединённая с вечернею. На ней, вместо херувимской, причастного стиха, и песни «Да исполнятся уста наша…», поётся «Вечери твоея тайныя днесь…» Эта молитва, которая должна звучать в каждом сердце и страшное предостережение о неуподоблении Иуде; можно принять участие в Тайной Вечери, как участвовал в ней Иуда, но как раз от этого Церковь нас всё время предостерегает в этот день.
Подобно тому, как люди, пьющие из одной чаши, едящие за одним столом, приобщаются к той природной силе, которая поддерживает их жизнь, точно так же и Чаша священная знаменует явление Духа Божия, силы Христовой.
Каждый раз, когда эта Чаша воздвигается в храме, вновь совершается Тайная Вечеря. Но эта священная ночь омрачается предательством Иуды — ночь схождения Бога в мир.
Что встречает Он? Немощь, страх, измену учеников, Он встречает равнодушие толпы, жестокость палачей, несправедливость судей — всё зло мира, обернувшееся против Него. Все были против Него, все Его оставили.
И молящиеся в этот день, приступая к священной трапезе, произносят: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда», потому что каждый из нас может стать Его предателем, как Иуда, который приходит к Нему и спрашивает: «Не я ли, Господи?» А Господь молчит, потому что читает и в наших душах: сколько раз мы глумились над словами Его, попирали их и оскорбляли, а значит и распинали Его. Поэтому, особенно в этот день, мы приходим к Святой чаше с таким чувством, как будто это нам запрещено, невозможно, и только по Его милости мы дерзаем приступить к Его трапезе — Тайной Вечере. Святая Чаша напоминает нам в этот день о том, что близость к Господу может обернуться спасением, а может, и гибелью, как для Иуды. Свет слепит человека. Нам дано в этот день великое Таинство. Сила святыни, если мы не употребим её в жизни своей, обернётся против нас, и во мрак отпадёт душа. Потому что быть рядом с Господом — это значит, иметь великую ответственность, быть взвешенным на весах Его правды, поверить в
Его любовь и отдать Ему всё, что имеешь. Поэтому, подходя к Чаше, мы должны вновь и вновь повторять эти слова «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя, помяни мя. Господи, во Царствии Твоем».
Вечером на утрени совершается служба Страстей Христовых, когда читают из Евангелий двенадцать отрывков, которые охватывают события от Тайной Вечери до Погребения Спасителя. Молящиеся стоят с зажжёнными (по традиции красными свечами, хор поёт: «Слава Страстей Твоим, Господи», «Слава долготерпению Твоему, Господи».
В Великую Пятницу Литургия не служится. Сам Божественный Агнец приносит Себя в жертву. Содрогаются небо и земля, и солнце скрывает свой лик. Тьма надвигается на Голгофу. В одиночестве, с высоты Креста, встречает Он мрак. Внизу стоят люди, глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Он Один. «Изъязвлен за беззакония наши и мучим за грехи наши». Он умирает, умирает вместе со всеми пережившими муки и смерть, делит с миром последний ужас конца… Сколько горьких слов нашлось бы у Него для неблагодарного рода человеческого! Но Он умирал молча! Ибо Он — Богочеловек, через Которого Бог нам открылся. Всё сказал, всё сделал, всему научил, открыл двери к спасению и — умолк. Принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть.
Для нас молчание с Креста-это и укор, и призы к настоящей христианской жизни. И главное для нас — это ободрение, потому что мы знаем, что Молчащий на кресте, Молчащий в небе, на самом деле есть Тот, Который спасёт нас. Это Тот, Кто не забыл нас, и не оставил, и Он только и есть наша надежда.
После полудня в этот день в храмах служится вечерня (иногда она сразу переходит в утреню), и в конце её под пение стихиры: «Тебе, одеющегося светом, яко ризою…» — выносится Плащаница. На ней изображён Спаситель, лежащий во гробе. Эту Плащаницу полагают посреди храма, на особом возвышении, которое обычно украшают цветами. С этого момента Плащаница доступна для поклонения присутствующих в Храме.
Далее, вечером, совершается утреня, и священники, стоя перед Плащаницею, читают «погребальные» стихи.
В конце утрени процессия, символизируя погребение Господа, несёт Плащаницу вокруг храма. Это ношение Плащаницы знаменует и снисшествие Господа по смерти во ад, и неразлучное пребывание с Отцом на престоле. После хода с Плащаницею над ней читается пророчество Иезекиля о воскресении мертвых, Апостол — об искуплении нас Иисусом Христом от клятвы законныя, и Евангелие об охранении гроба Господня стражею. Утреня заканчивается похвальными песнями в честь погребения Христова.
Литургия в Великую Субботу совершается позже, чем в другие дни года, а прежде вообще совершалась на закате дня, потому по уставу её начинают с вечерни. После входа читается 15 паремий, в которых собраны все важнейшие пророчества и прообразования касательно искупления человеческого рода смертью Сына Божия; это, прежде всего, те пророчества, на которые Сам Спаситель указывал ученикам в Евангелии (Лк. 24, 27).
После этих паремий и прочтения Апостола, перед чтением Евангелия около Плащаницы поется стих: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в белые тона, и диакон в блестящей белой ризе, подобно ангелу, явившемуся ко гробу, является на средину церкви с Евангелием благовествовать о Воскресении Христовом. После этого литургия Василия Великого идёт по своему обычному чину.
Вместо «Херувимской» на Литургии поётся песнь:
Да молчит всякая плоть человеча,
И да стоит со страхом и трепетом
И ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися и датися в снедь верным.
Предходят же Сему лицы Ангельстии
Со всяким Началом и Властию,
Многоочитии Херувими
И Шестокрилатии Серафимы,
Лица закрывающие и вопиюще песнь:
алилуйя, алилуйя, алилуйя.
По древнему обычаю, верующие после обедни должны оставаться в храме до наступления празднования Пасхи и проводить время в чтении Деяний Апостольских.
По символическому своему содержанию богослужение Великой Субботы очень интересно и впечатляет глубиною содержания. Действительно, Христос во гробе, и эта смерть Учителя для учеников была неожиданной, несмотря на все Его предупреждения, с Ним ученики похоронили свою надежду и веру, но не любовь.
«Мы думали, Он Тот, Кто избавит Израиля…», но вместо царской короны — терновый венец, вместо престола — позорный Крест. Евангелисты молчат о том, что пережили и передумали ученики в ту пасхальную субботу. Но само их молчание красноречивей всяких слов. Они ждали в покое субботы, в покое отчаяния, когда можно будет от дать последний долг любви: возлить ароматы на Тело Усопшего…
Спускается ночь, дремлет стража. Внезапный грохот и отваливается камень от гроба. Блеск, подобный молнии, бросает воинов на землю. Гроб пуст. В ужасе бегут стражи. Сошедший во мрак смерти Христос остаётся необоримым. Испивший до конца чашу страданий, Он возносится над Иерусалимом и Пилатом, над Каиафой и блюстителями закона, над страданием и смертью!
Протоиерей Александр Камышников, настоятель прихода Вознесения Господня с. Новобессергеневка