Этому в значительной мере поспособствовало многолетнее плодотворное сотрудничество религиозного и научного сообществ Донского края, о чем рассказывает благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексей Лысиков.
Канонизация – это не только процесс прославления святого внутри Церкви, но и явление, влияющее на все сферы духовной и культурной жизни общества.
С культурной и духовной точки зрения подвиг старца показывает путь спасения в очень неоднозначную эпоху конца XIX века, когда моральные, ценностные и мировоззренческие устои претерпевали жесточайшую ломку, когда зарождались семена той бури, которая обрушилась на Россию в начале XX века. В это сложное время Павел Таганрогский становится образом праведности, своей благочестивой жизнью, милосердием, духовным наставничеством привлекая к себе множество людей.
Святой праведный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 21 ноября 1792 года в семье дворян Черниговской губернии. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год путешествовал по монастырям, а когда вернулся, отец сурово наказал его. Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом Иваном. Получив большое наследство, молодой подвижник раздал его Христа ради и, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома. Примерно десять лет провел подвижник в странствии, посещая духовных светочей того времени, научаясь непрерывному Богообщению. В 1825-30-х годах он поселился в Таганроге, выбрав его местом своего будущего подвига. Здесь праведный вел самый простой образ жизни. Наделенный от рождения большой физической силой и крепким здоровьем, Павел работал на хлебных ссыпках таганрогских купцов Солодовых. По свидетельству очевидцев, трудился он на совесть, но, заслышав первый благовест, сразу оставлял работу и спешил в храм на службу. Праведный Павел поселился в келье в переулке Депальдовском (ныне Тургеневский, 82). Люди, видя усердие подвижника в молитве, почитании храма и праздников, замечая его праведную жизнь, стали обращаться к нему за советом.
Суть подвига святого праведного Павла Таганрогского – это аскетическое делание в миру, это образ жития, которому учили святитель Григорий Палама и преподобный Серафим Саровский, а именно: стяжание благодати Духа Святого путем исполнения евангельских заповедей и творения непрестанной молитвы.
«Можно и в миру жить и получить такую же благодать, как и в отшельничестве», – говорил преподобный Серафим Саровский. Святость достижима при условии решимости устроить всю свою жизнь, всю мирскую деятельность так, чтобы подчинить ее водительству Святого Духа, так, как это сделал старец Павел и как учил тому же других.
Вокруг Павла Таганрогского образовалась многочисленная община, состоявшая из мирян, окормлявшихся им и подражавших его подвигу. Смерть старца не только не прекратила его почитания, но даже усилила. У него остались последователи, в числе которых и Мария Величко, будущая старица, возглавившая его общину.
Следствием непреходящей народной любви к старцу Павлу становится издание в 1911 году его жизнеописания и возведение на его могиле сначала деревянной, а позже каменной часовни. В те же годы товарищем обер-прокурора князем Жеваховым поднимается вопрос о начале подготовки канонизации старца, но революция и установление советской власти надолго задерживают этот процесс.
В 1927 году на общину начинаются гонения, заводится уголовное дело, в котором появляются документы, порочащие имя Павла Таганрогского. Часовня сносится до основания. Склеп, в котором помещался гроб с телом старца, подвергается разрушению. На месте часовни власти совершают захоронения невостребованных тел, чтобы прекратить почитание подвижника и изгладить память о нем в народе. Но, несмотря на это, люди продолжают идти к могиле святого, каждый раз восстанавливая это место.
Здесь важно упомянуть то, что почитание мощей святых имеет в христианской традиции особое значение. Слово «мощи» происходит от корня «мощь», «сила», т.е. в теле подвижника, еще при жизни соединившегося с Богом, живет Божественная Сила. Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог действует Своей благодатью и после их телесной кончины. Именно поэтому могилы подвижников благочестия и их мощи пользуются таким благоговейным почитанием.
В 1943 году рядом с могилой старца была похоронена и его последовательница, старица Мария Величко.
В 1999 году комиссией по канонизации святых Ростовской-на-Дону епархии совершается подготовка к прославлению блаженного Павла Таганрогского в лике местночтимых святых и происходит первое обретение части мощей святого.
20 июня этого же года святые мощи торжественно переносятся крестным ходом из часовни на Старом городском кладбище во вновь устроенную раку в Никольском храме, где они и поныне хранятся как главная святыня для утешения верующих.
Однако весь объем работы для прославления святого Павла Таганрогского в лике местночтимых святых был, с формальной точки зрения, недостаточным для того, чтобы канонизировать святого в лике праведных на общецерковном уровне.
Для общецерковного прославления материалы, предоставляемые в Синодальную комиссию по канонизации, должны являться результатом целого исследовательского процесса, пройти проверку на непротиворечивость и достоверность. Особенно тщательного изучения требовали факты разрушения часовни святого, осквернения его могилы, а также попытки дискредитации личности Павла Таганрогского («Дело святых») в советское время.
Поэтому в 2013 году по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия была начата подготовка к прославлению Павла Таганрогского на общецерковном уровне. Новая задача вызвала необходимость масштабного, комплексного подхода. Нужно было не только богословски верно осмыслить наследие святого, составить богослужебные тексты, но и провести анализ существующих и поиск еще не открывшихся фактов, документов, материальных свидетельств, подтверждающих подлинность жизни и святости праведного Павла.
В процессе сотрудничества священнослужителей и ученых было создано 7 исследовательских групп, в которые вошло более 50 специалистов из разных отраслей науки. В работе приняли участие генетики, антропологи, историки, культурологи, криминалисты, археологи, архитекторы, искусствоведы, филологи, а также сотрудники комиссии по канонизации святых и архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии.
Одной из важнейших задач было обретение подлинных мощей святого, поэтому вопросам идентификации мощей, их генетического и антропологического анализа уделялось особое внимание. В 1999 году в обнаружении части мощей принимали участие три специалиста Бюро судебно-медицинской экспертизы Ростовской области: И.С. Гончаров, А.Е. Панов и Е.Н. Маслов.
С 2013 по 2015 годы в окончательном процессе обретения мощей ведущую роль сыграли представители филиала № 2 ФГКУ «111 ГГЦ СМиКЭ» МО России, работавшие в тесном сотрудничестве с членом Синодальной комиссии Русской Православной Церкви, профессором, заведующим отделом медико-криминалистической идентификации «Российского центра судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России В.Н. Звягиным. Полное антропологическое и генетическое исследование мощей подтвердило их принадлежность святому праведному Павлу Таганрогскому. Также можно утверждать, что инициированные по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия работы в часовне в 2013 году привели ко второму и полному обретению мощей святого.
Научно-образовательным центром судебной экспертологии им. Е.Ф. Буринского Южного федерального университета проводилась серия исторических, культурологических, технико-криминалистических, археологических и архитектурных экспертиз артефактов, напрямую связанных со святым праведным Павлом Таганрогским и его почитанием в народе. Историческому и культурологическому анализу были подвергнуты документы следственного дела, возбужденного ОГПУ в 1927-28-х гг. против общины почитателей старца Павла. Проведенные исследования, в том числе и технико-криминалистическая экспертиза, показали, что некоторые документы были подложными, а само дело сфабриковано. В итоге все искажения биографии святого были признаны несостоятельными.
Полученный опыт комплексного анализа таких материалов, как «Дело святых», можно в дальнейшем использовать в процессах канонизации новомучеников при анализе архивных уголовных дел, где зачастую встречаются клевета, искажения биографий, а порой можно говорить и о сфабрикованности самих уголовных дел.
Отдельно следует рассказать о результатах архитектурно-археологической экспертизы места захоронения старца, а именно часовни святого праведного Павла Таганрогского.
Известно, что над местом захоронения праведника находилось две часовни: одна, построенная в 1905 году и впоследствии сгоревшая, и другая, построенная в 1914 году, а затем разрушенная в 1927-28 гг. В 1994 году была построена третья часовня, которая стоит и по сей день. Экспертиза показала, что часовни, включая современную, находились на одном фундаменте, и обозначенное на сегодняшний день место захоронения старца является истинным. Это исследование позволило совершить первый этап реконструкции внутреннего вида часовни: воссоздать и расположить мраморный саркофаг над могилой старца Павла в том же месте, где он был установлен в 1914 году.
Работа архитектурно-археологической группы во многом пересекалась с работой искусствоведческой группы, в которой, наряду с членами епархиальной искусствоведческой комиссии, участвовали специалисты из Таганрогской картинной галереи. В ходе реконструкции часовни и кельи святого Павла Таганрогского были обретены и восстановлены старинные иконы, в том числе и освященные святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Краеведческая научно-исследовательская группа, в которую входили священники Таганрогского благочиния, историки, краеведы Таганрога и Ростова-на-Дону, обнаружила в архивах Таганрога материалы, позволившие воссоздать исторический облик кельи и часовни. В тесном взаимодействии с архивом Таганрогского литературного музея была проведена работа по поиску, систематизации и научному осмыслению материалов, связанных со старцем Павлом Таганрогским и его общиной. Была восстановлена история жизни общины. Отдельно проводились изыскания по восстановлению биографии Павла Таганрогского. В Российском государственном архиве были обнаружены документы, подтверждающие принадлежность старца Павла к дворянскому сословию и уточняющие его биографию. Результатом работы этой группы стало решение Синодальной комиссии по канонизации святых ходатайствовать перед Священным Синодом о прославлении святого Павла Таганрогского в лике праведных.
Важную работу выполнила группа, занимавшаяся составлением богослужебных текстов. Священники и филологи, опираясь на лучшие образцы гимнографической литературы и богословское осмысление подвига святого, составили службу и акафист, сопроводив их подробными комментариями.
Канонизация святого праведного Павла Таганрогского имеет большое значение, как в духовном, так и в научном плане. Уникальность самого общецерковного прославления праведного Павла заключается в том, что в его подготовке принимали участие светские и церковные ученые, использующие самые современные научные и исследовательские методы. Это высочайший образец взаимодействия религиозного и научного сообщества и, надеюсь, он станет примером для подобных процессов.