Начало есть более, чем половина всего.
Аристотель.
13 (25 – по новому стилю) июня 1884 г. Указом Александра III утверждены «Правила о церковно-приходских школах» (ЦПШ). Фактически этот указ был продолжением указа 12 июня, упразднившим училищные советы и передавшим их полномочия в деле ведения начальных школ Синоду.
В отличие от городских начальных училищ, гимназий и прогимназий, ЦПШ находились в ведомстве Священного Синода. (Специализированные учебные заведения были разных ведомств.) В Таганроге до революции при 9 церквях было 10 школ: Митрофановские (мужская и женская), Кладбищенская, Соборная, Петро-Павловская женская, Николаевская, Архангело-Михайловская, Троицкая женская, Скараманговская и Константино-Еленинская.
Училища при Католическом костеле, Евангельско-Лютеранское и при Синагоге считались специальными, потому как не подчинялись ни Синоду, ни Министерству Народного Просвещения (МНП).
Мещанское приходское училище финансировалось Мещанским обществом Таганрога и приравнивалось к высшим учебным заведениям. Всего было 10 учебных заведений в нашем городе до революции признанными высшими.
Отличались приходские школы от других учебных заведений штатами, программами и платой за обучение. Годовое обучение в старших классах Таганрогских гимназий стоило 60 рублей, в начальном городском училище – 8 рублей, специализированных (Техническом, Мореходных классах) – 50 рублей; в Коммерческом – 150 (в последнем, 7 классе); в городских начальных училищах – 3 рубля в год. Обучение при православных церквях было бесплатным.
Задачей ЦПШ было дать беднейшему населению возможность научить детей читать, писать, считать, петь церковные и патриотические песни, знать Закон Божий. Позже были добавлены история и естествознание. Термин училище и школа часто использовались на равных правах.
*
При главном Успенском Соборе было самое старое училище, работавшее с 1886 года, т.н. Соборное. И хотя по штату девочек не должно было быть, в последние годы своего существования, уже после школьной реформы Временного Правительства, помимо 36 мальчиков учились 6 девочек. С помещениями этому училищу не везло: часто менялись и были не всегда удобны.
При Никольской церкви было мужское училище. Школа рассчитана на 60 мальчиков, но было 78 учеников. Однако, в наступающие лихие годы второй половины 1910-х гг. посещаемость низкая «в следствие большой нужды в одежде и обуви».
Митрофановская церковь в своей ограде имела и мужское и женское училища. В женском классе было 47 девочек, в мужском – 48 мальчиков. В своем общем для двух классов рационе училище имело географические карты и картины природы, глобус и счёты.
Кладбищенское женское училище было побогаче. Две классные комнаты дали возможность приютить эвакуированное Милютинское училище. Всего учили 140 девочек (хотя по штату могли принять и 200). «Училище чутко прислушивалось к нуждам местного населения», пособий было достаточно, «сравнительно обильно», но теперь, как признают заведующий училищем, они частью устарели, а частью износились. Здание этой церковно-приходской школы сохранилось до наших дней, а во дворе этой школы была одна из пяти первых детских площадок города, устроенная ещё в 1917 году (сегодня на её месте стоят новые многоэтажные дома).
При Архангело-Михайловской церкви женское училище имело учениц больше, чем полагалось: 135 против 100. А вот при Троицкой церкви училище был недобор, посещали занятия только 38 девочек, как и Константино-Еленинскую на Греческой улице (ныне там стоит девятиэтажное здание, № 52).
Одно из самых молодых церковно-приходских – Петропавловское женское, начало работать с 1914 года, года начала войны. Наверное, поэтому в училище не успели завести библиотеку и «самых необходимых наглядных пособий». Учительница Александра Георгиевна Фетисова писала в городской отдел народного образования: «Я самым покорнейшим образом просила бы о приобретении хотя бы самой скромной библиотеки, т.к. дети постоянно просят что-нибудь почитать, а им приходится отказывать…»
На рабочих окраинах, до 1918 г. не входящих в черту города, находились две бывших ЦПШ: Ионна-Предтеченское и Скараманговское. В канун революционных бурь они, конечно, имели особенный колорит; там учились дети рабочих.
В отличие от всех предыдущих Иоанно-Предтеченская школа была смешанной, т.е. мальчики и девочки учились вместе, при чём «норма девочек не установлена». Большинство учеников были детьми рабочих Металлургического завода, из Кожевенного меньше, только 19 – из Котельного. Помимо Закона Божьего, пения, чтения, письма и арифметики, там преподавали русский язык, географию, естествознание, геометрию и историю. Сдавшие успешно курс, имели возможность поступать в 4 или 5 класс Гимназий или 3 класс прогимназий.
Самое молодое училище было на ул. Разинской в Скараманговке не при церкви, потому и называлось просто Скараманговским. В канун прихода Советской власти его посещали 242 девочки и 361 мальчик, хотя рассчитано было на 100 учеников. В нём не было часов, звонка, пособий и стульев, но без отказу набирали всех желающих.
Согласно Правилам ЦПШ были одноклассные (2 года обучения) и двухклассные (4 года) школы. К началу ХХ века они выросли до 3-х и 5-годичных.
Надо отметить, что жажда отдать знания была присуща преподавателям, Например, они мечтали показывать своим ученикам опыты по физике, и поэтому при первой возможности запрашивали городское управление о закупке пособий и «некоторых приборов по физике». Все учителя стремились обогатить школьную библиотеку, хотя порой в лихие годы не хватало бочек для воды, умывальников, стульев, веников и шкафов для книг.
*
Современному школьнику трудно представить эти церковно-приходские школы. Конечно, учебный день начинался с молитвы. «Ребятишки радостно на разные голоса здороваются… Читают молитву, шуршат книгами, тетрадями. И начинается всё то же: три да семь, и из девяти два…, и что такое сумма, и что такое разность, и всё, что так старо для учительницы и так ново, так неожиданно и трудно для ребят, широко раскрывающих в напряжении глаза…, и кажется, самые стены класса налиты напряжённым вниманием.» (А. Серафимович. Галина.)
Электрического освещения в классах не было, поэтому в зданиях, специально построенных для учёбы, окна бóльше, чем в обычных жилых домах. Отопление, как правило, было печное, им занимался специальный человек – служащий или сторож. Туалеты были холодные, уличные. Дворов или рекреационных залов, как в гимназиях, не было.
Не всегда была возможность проветривать помещения, отчего часты были головные боли во время занятий. Школьный врач с многолетним опытом работы в Таганроге определял малокровных и истощённых детей в ЦПШ 20–25 %%; больных туберкулёзом от 3 до 7 %. «Детей с хорошим питанием, хорошо развитым жировым подкожным слоем, розовым, здоровым цветом лица, к сожалению, пришлось видеть очень мало». Половина детей с впалой грудью, истощённых, с дряблыми мышцами, худых, сколиозных. Встречались дети и с чесоткой, экземой, таких изолировали, и допускали в школу после лечения. Приходящие с окраин, не имея хорошей обуви, часто простуживались, т.к. промокала обувь.
После 1917 года
Привычное течение жизни церковно-приходских школ нарушило постановление Временного Правительства от 8 мая 1917 г. (ст. ст.). Отныне церковно-приходские переходили в ведение МНП, а хозяйственной частью их должны были заниматься городские самоуправления. Таким образом, 10 ЦПШ Таганрога перешли в ведение городского самоуправления: 5 женских, 2 мужских и 3 смешанных. А в них 54 учителя и 1115 учеников: 469 девочек и 646 мальчиков.
При отсутствии получения дополнительных подробных инструкций, нововведение внесло некую сумятицу на местах. Порядок, условия и сроки перевода ЦПШ в ведение МНП не уточнялись. К тому же заведование училищами теперь отдано не одному лицу, как раньше, а непонятному новому коллегиальному органу. Это была особенная Думская комиссия под названием Городской Училищный Совет. Общепризнанным считалось, что здания бывших ЦПШ остаются принадлежащими церкви, использование их в качестве школьных и далее разрешалось лишь с согласия Епархии.
Советская власть уравняла городские начальные и бывшие церковно-приходские училища; тем самым пресекла временную сумятицу, порождённую Временным Правительством. Синод же полностью лишился права учить детей до начала 1990-х годов.
Возрождённые церковно-приходские школы нашего времени служат теперь дополнительным образованием к государственному, не заменяя его. Ибо времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Екатерина ГАЛОЧКИНА
Фотографии предоставлены автором