Русская храмовая архитектура уникальна и узнаваема во всем мире, и её визитной карточкой стали сияющие купола церквей. В православной традиции купол является образом небес, а золотой цвет — символом  небесной славы.  Повсюду на просторах нашей любимой Родины нас встречают маковки православных церквей; можно сказать, что их золотые купола символизируют саму Россию…

В собрании Таганрогского художественного музея  представлены прекрасные произведения живописи и графики, воспевающие жемчужины храмовой архитектуры. Они  позволяют  не только увидеть российские храмы  во всем их великолепии, но и прикоснуться к историческому прошлому нашего Отечества.

Так, немногими красками, в лиричной, утонченной манере в 1980 году изобразил Храм Василия Блаженного (Покровский собор, собор Покрова на Рву) Леонид Стиль (1921-1999). Найденное им живописное решение позволяет смягчить черты вихревой эпохи Ивана Грозного, во время правления которого был возведен этот храм —  храм-памятник, построенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы; в честь этого христианского праздника храм  и был освящен. Собор состоит из 9 отдельных церквей и звонницы, возведенных на одном основании и соединенных сводчатыми переходами.  Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана  (так называется округлая или многогранная верхняя часть храма, покрытая куполом). Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Поющие линии созданной в 1920-е годы «Московской улочки» Сергея Виноградова (1869-1938), художника-романтика рубежа XIX-ХХ вв., так не похожи на те, что создавал в своей строгой манере Петр Оссовский (1925-2015) — советский художник, мастер «сурового стиля».

Его «Московский Кремль», написанный в 1979 году, выглядит чинно, торжественно и гордо…

Негромкое же  полотно «Старая Москва. Храм Христа Спасителя» (1925 г.) Николая Чернышева (1885-1973) исполнено тонкой лирики, которую художник умеет рассмотреть в привычной повседневности. Нежный силуэт храма становится зримым воплощением его поэтического чувства — высокого и благодарного…

Прекрасная акварель Сергея Андрияки «Храм Святого Лазаря в Суздале» (2019 г.)  приглашает зрителя в один из самых чудесных городов знаменитого Золотого кольца России. Храм Лазаря Праведного Воскрешения — первый пятиглавый храм Суздаля; построен на месте одноимённого деревянного храма XV в.  Особую прелесть его образу придают подковообразные кокошники — декоративные элементы архитектуры, украшающие стены и своды храмов и внешне действительно напоминающие  русские женские головные уборы.

К истории деревянного русского зодчества позволяет прикоснуться картина Владимира Стожарова (1926-1973)  «Новгород. Успение из Курицко 1595 г.» (1970 г.), где изображена шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы, ныне расположенная на территории музея деревянного зодчества «Витославлицы», близ Великого Новгорода.  Храм был перенесен туда в 60-х годах прошлого века из села Курицко Новгородской области.

На ещё одном полотне Стожарова «Псков. Звонница» (1969 г.) изображена церковь Богоявления Господня с Запсковья. Она была построена в 1496 году, в начале расцвета псковского зодчества. Храм неоднократно перестраивался; был закрыт в 1936 году; после Великой Отечественной войны был частично реставрирован. Благодаря федеральной программе «Культура России» в период 2000-2009 годов храм был заново отреставрирован, а в 2008 году вновь обрел колокола.

Привлекает взор небольшой, но исключительно выразительный этюд Александра Крылова «Изборск. Часовня Корсунской иконы Божией Матери и Талавская башня. Весенний вечер» (2019 г.). Работа была передана в дар Таганрогскому художественному музею музеем-заповедником «Изборск» в 2022 году. Этюд — часть уникальной живописной летописи художника, стремящегося сохранить в своих произведениях облик уходящей старой Руси, черты которой хранит Изборск — тысячелетний каменный город-крепость на Птичьей горе, северо-западные ворота в Россию у границы с Прибалтикой, хранитель тайн истории. В нем и его окрестностях находят источник вдохновения художники и писатели; его прошлое и настоящее изучают археологи, экологи, этнографы, лингвисты и фольклористы.

Отдельного внимания заслуживают работы, воспевающие жемчужины храмовой архитектуры нашего родного Донского края. В их числе — теплое, лучистое полотно Бориса Спорыхина (1928-2020) «Станица Старочеркасская. Закат солнца» (1971 г.), где изображен Воскресенский войсковой собор. Это главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, донской памятник истории и культуры федерального значения. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.  Все здесь дышит историей донского казачества.

 

Архитектура храма — византийско-русского стиля. Весь собор сложен из кирпича на каменных погребах и покрыт железом. Цемента в ту пору еще не изобрели, поэтому в качестве раствора использовали известь, с добавленными для прочности яйцами. Простое оформление в виде полуколонн украшает и облегчает суровую мощь стен собора. Купола храма — луковичные. Они характерны для русской архитектуры XVII века. Собор венчают девять покрытых сусальным золотом крестов.

Работа донского художника Анатолия Ковалева «Церковь Петра и Павла»  (1989 г.) из его авторской серии «Старочеркасск» тоже приглашает прикоснуться к страницам казачьей истории. Первое упоминание о маленькой деревянной Петропавловской церкви в Черкасске относится к 1692 году. После городского пожара 1744 года императрица Елизавета Петровна в 1749 году прислала местному атаману Даниле Ефремову для строительства нового храма десять каменщиков и штукатуров, которые довольно быстро её завершили. Во вновь освященной церкви в том же году был крещен атаман Матвей Платов, о чем сегодня повествует мемориальная доска.

Особой ценностью обладают офорты Ирины Одеговой, изобразившей ныне утраченные храмы г. Таганрога. Так, её офорт «Успенский собор»  (1990 г.) позволяет увидеть православный храм Таганрога, располагавшийся на Соборной (ныне — Октябрьской) площади  с 1790 по 1938 год и являвшийся тогда главным храмом города.  В 1825 году в ещё недостроенном храме бывал император Александр I с супругой Елизаветой Алексеевной, а в последующие годы его посещали другие представители Дома Романовых,  приезжавшие в Таганрог. В 1854 году в соборе венчались будущие родители Антона Чехова,  здесь же в 1860 году крестили и его самого. В 1938 году храм был уничтожен. Работы Одеговой — уникальный художественный материал, позволяющий сохранять историческую память и преемственность духовных традиций.

Живописное полотно известного таганрогского художника Николая Ливады «Лето. Никольский собор» (2003 г.) открывает вид на прекрасный храм Николая Чудотворца в Таганроге (Свято-Никольский храм). В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федот Клокачёв ходатайствовал позволить постройку храма во имя святителя Николая в «морских кварталах» Таганрога. В 1778 году церковь уже была освящена. По легенде, для  возведения храма было выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Первого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог. Храм построен моряками, а первыми его прихожанами были преимущественно рыбаки…

Надеемся, что  путешествие по нашей художественной карте, сложенной из интереснейших произведений коллекции Таганрогского художественного музея, вызовет у вас желание приобщиться к отечественным святыням, берегущих тепло, свет и красоту истории нашей прекрасной Родины, ее духовных традиций.