Не секрет, что очень многие хотели бы изучать Священное Писание. Хотелось бы сказать о тех трудностях и ошибках, которые могут стоять перед такими людьми. Дело в том, что изучение Писания правильно начинать с систематического изучения Священной Истории Ветхого и Нового Завета, которая изложена в свете святоотеческой традиции и всего Церковного учения в целом. И только изучив и систематизировав эти азы Священной Истории в свете учения Церкви, в свете святоотеческой традиции, осознав общий план Божиего спасения, можно переходить к глубокому анализу отдельных стихов.
Другой же подход к изучению Библии приводил людей и приводит сейчас к возникновению неправильных оценок, толкований и даже еретических учений. Одна из ошибок, когда человек в отрыве от других форм Церковного Предания, не зная плана Божиего спасения, берется сам толковать, вырывая из Писания отдельные стихи. Это всегда приводило и приводит сейчас к возникновению ересей.
Приведем пример.
Перед нами книга Екклесиаста, написанная Соломоном. Взятая в отдельности вне всей Библии, книга Екклесиаста – пафос, направленный на развенчание земных идеалов и ценностей, не несёт по смыслу ничего, кроме безысходности. Включенная же в общий контекст Писания, эта книга знаменует один из важнейших моментов в ветхозаветном сознании – переосмысление и переоценку значения земных благ. Это необходимый этап внутренней диалектики веры. Если за пределами земного бытия для человека нет ничего, то жизнь его есть суета и тщета. Если же есть откровение о вечности, дарованной человеку, то какое оно? Но в Екклесиасте больше вопросов, чем ответов. Эти вопросы актуальны, но ответы на них будут принесены в дальнейшем пророками и в Новозаветном Откровении. Соломон же имеет еще весьма туманные представления о спасении и мессианстве Христа. Можно также привести отдельные стихи из этой книги, неправильное толкование которых привело к еретическим учениям. Например:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл. 9, 5) или… потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екк. 9, 10).
Естественно, что если человек первый раз откроет Библию и захочет истолковать, о чем в этих стихах сказано, то он сделает вывод, что душа после смерти мертва. Почему Православная Церковь учит обратному? Ведь о смерти души написано в Библии? Такой, кстати, вывод и сделали адвентисты седьмого дня. Но, при рассматривании этих мест в свете Предания, в свете святоотеческой традиции всё становится на свои места. Любой, не только православный экзегет, но и историк, знает, какое представление у древних евреев было о загробном мире – шеоле. Это место подобно греческому аиду. В этом месте душа влачит жалкое существование, в полном забытии земной жизни, как бы во сне. Этой душе чужды земная мудрость, знания и прочие земные проблемы. И только при соприкосновении с жизненной субстанцией – жертвенной кровью, она может вспомнить земное существование. Итак, Православная Церковь учит понимать Библию не буквально, как написано (буквальным пониманием даже гордятся многие еретики), а понимать так, как правильно….
Другой пример:
Из Нового Завета. Иисус Христос и ученики, выйдя из храма, увидели слепорожденного. Один из учеников спросил:
«Учитель, кто согрешил, он или его родители, что родился слепым? – Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, что бы на нем явились дела Божии». (Ин. 9, 1-3).
Опять, в отрыве от Церковного Предания, это место толкуется как угодно. Кришнаит охотно отметит, что в раннем христианстве было учение о переселении душ. Но в свете Предания, или в свете данных исторической науки, опять всё объяснить предельно просто. Во время земной жизни Иисуса Христа в Римской Империи, а Израиль тоже входил в ее состав, широко была распространена греческая философия, в частности, учение Платона. Поэтому ученик Христа, видимо, зная учение Платона о предсуществовании души до рождения, спрашивает примерно следующее: «Учитель, кто прав: Платон, который учит, что душа может провиниться еще до рождения, или саддукеи, которые учат, что дети отвечают за грехи родителей, что этот человек родился слепым?». Заметим, что Иисус Христос отвечает уклончиво, показывая этим, что Божий Промысел сложнее всякой земной мудрости, и пути Господни не всегда можно понять. Господь отвечает просто, что он родился слепым для того, чтобы через его исцеление миру было явлено свидетельство о Христе, как об истинном Божием Посланнике.
Еще пример.
Человек, сравнивая некоторые послания св. апостола Павла и послания св. апостола Иакова, может легко обнаружить «противоречие». Действительно, сравним два послания: (Евр. 11, 17-19; Иак. 2, 21-23) где и ап. Павел и ап. Иаков говорят о жертвоприношении Исаака или о подвиге Раав (Евр. 11, 31 и Иак. 2, 25). При этом легко заметить, что для составителя послания «К Евреям» и Авраам и Раав – подвижники веры, а для Иакова – это пример оправдания делами. Причем читатель не может отрешиться от впечатления, что ударению послания «К Евреям» на вере Иаков противопоставляет ударение на делах. Или у св. апостола Павла есть и другие места с упором на значимость веры: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от Вас, Божий дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2, 8-9). А у Иакова читаем: «вера без дел – мертва есть» (Иак. 2, 26). Это с виду противоречие очень просто решается в свете Церковного учения. Церковь учит, что послание Иакова есть ответ на послание «К Евреям».
«К Евреям» было послано Римской Церковью Церкви Иерусалимской, а послания Иакова есть ответ Иерусалимской Церкви, но не только Римской Церкви, но и всем церквям, ибо тема очень актуальна. Дело в том, что св. апостол Павел в своих посланиях, делая ударения на вере, отвергает дела закона. Но под этими делами закона апостол Павел подразумевает не дела, которые сопутствуют вере, а бесконечные обрядовые и культовые предписания Ветхого Завета: обрезание, чистая и нечистая пища и т. д. Как известно, таких предписаний в Торе 613. И апостол Павел, говоря, что мы спасаемся через веру во Христа, подчеркивает, что эти бесконечные условности с пришествием Христа уже потеряли силу. В данном случае апостол Павел отвергает юридическую концепцию спасения.
Но, действительно, если человек впервые читает послания апостола Павла, есть опасность ложного толкования его посланий, т. е. такого толкования, что достаточно для спасения одной веры во Христа, а никакие дела не нужны вообще.
Апостол Иаков, несомненно, понимая и считаясь с этой опасностью возможного недобросовестного толкования апостола Павла, пишет послание ответное, где делает упор на необходимости дел, подтверждающих веру. Но под делами апостол Иаков подразумевает не бесконечные предписания Торы, а дела, которые неизменно должны сопровождать верующего – любовь к ближним, сострадание, служение ближнему и Богу и т. д. Без таких дел, действительно, вера мертва. Ведь, действительно, и бесы верят в существование Бога.
Вот мы выяснили вопрос соотношения посланий апостола Павла и апостола Иакова, но это соотношение понятий (веры и дел) становятся нам понятными только в свете общецерковного учения (Предания), и мы многого не поняли бы или даже нашли здесь противоречия, если бы читали урывками эти послания, не зная в целом всей воли Божией (Церковного учения).
Итак, чтение Священного Писания лучше начинать с изучения курса Священной истории Ветхого Завета и Нового Завета, который изложен в свете Церковной святоотеческой традиции.
Приглашаем всех, желающих изучать основы вероучения и Священную историю в Школу православного вероучения, которые будут проходить с октября в Центре семьи и молодежи (ул.Чехова, 59), запись по телефонам 393-500, 8(908)561-09-27 8(928)601-92-76