27 августа в концертно-выставочном зале библиотеки имени А.П. Чехова прошла встреча с прозаиком и драматургом Ириной Ордынской.
Член Союза писателей России, член Союза журналистов России Ирина Николаевна Ордынская – уроженка Таганрога. Она с отличием окончила Радиотехнический институт, работала в вычислительных центрах различных научных учреждений, даже была удостоена премии на республиканском конкурсе программистов. Но тяга к литературному творчеству, видимо, оказалась сильнее любви к точным наукам, и Ирина поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Сейчас она живёт в Москве. Перу Ирины Ордынской принадлежат шесть книг: «Повести и рассказы», «Ангельский чин», «Блаженная Ксения Петербургская», «Отречение», «Игумен Сергий» и «Святой Иерусалим». А ещё Ирина Николаевна является создателем и главным редактором журнала-библиотеки современной духовной литературы «Эхо Бога».
Книги «Ангельский чин», «Блаженная Ксения Петербургская» и «Игумен Сергий» входят в перечень литературы для чтения учеников 7 классов в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежской, Калининградской и других областей.
Тема творческой встречи — «Литература как предмет первой необходимости». Но постепенно беседа автора с читателями превратилась в доверительный разговор о жизни, вере, и, конечно, месте литературы и творчества в жизни современного человека.
— Для меня литература очень важна, ведь многое в нашей жизни решается с помощью литературы. Она бывает и учебная, и научная, и художественная… Литература, которой я служу – духовная, православная. Я рада, что сейчас она возможна, что сейчас она востребована. Какое-то время назад поняла, что нужно создать что-то такое, где можно собирать подобную литературу, возникающую сейчас. И вот я создала журнал-библиотеку «Эхо Бога». Отрадно сознавать, что у нас постепенно появляется все больше авторов, среди них очень много детей. Этим детям повезло, что они растут в наше время, в котором возможна духовность, и они могут выбрать себе путь в жизни, не оглядываясь на какие-то запреты. У детей получаются потрясающие стихи, и иногда я думаю, что они интереснее бывают, глубже, чем у взрослых.
Понимаю, что сейчас очень трудное для литературы время, и иногда кажется, что она не совсем нужна. Но я вижу, что грядут изменения. В Москве, например, стало появляться огромное количество поэтических клубов. Люди в свои выходные дни собираются в основном в библиотеках (библиотеки у нас превратились в культурные центры), читают стихи, обсуждают их. Появляется огромное количество литературных альманахов…
А духовная литература сейчас рождается на наших глазах. И я себя иногда чувствую, как повитуха. Потому что, создав библиотеку «Эхо Бога», вдруг увидела, что это востребовано, это читают. Поэты пишут о своём духовном состоянии. И знаете, порой, так интересно бывает, когда какой-нибудь автор, чуть ли не постмодернист, присылает свои стихи, в которых обращается к Богу. Он так восхитительно пишет о своём духовном поиске. И тут вспоминаешь высказывание Тертуллиана, что каждая душа по природе своей христианка. Человеку недостаточно горизонтального взгляда, ему нужен взгляд в Небо. И этот поиск Бога сейчас живет в обществе и проникает в нашу литературу.
На мой вопрос о том, как Ирина Николаевна начала писать на духовные темы, писательница ответила, что для неё это было естественно.
— Я из православной семьи. К счастью, у нас не было перерыва, как у других после революции, когда какое-то поколение вдруг уходило от Бога. Для меня Вера как воздух. Я просто живу в этой среде. И искусство для меня всегда было частью жизни. Я играла в Народном театре при Металлургическом заводе, всегда рядом со мной были творческие люди: кто-то писал стихи, кто-то ставил пьесы… Я вообще думаю, что Таганрог недооценён, у нас великолепный город. Здесь всегда было много народных театров, а сколько писателей, поэтов. И Чехов, и Раневская не зря появился именно в нашем городе – здесь просто среда питает. У нас даже в Радиотехническом институте не было деления на «физиков» и «лириков». Все сочиняли стихи, все писали песни, все участвовали в самодеятельности, всегда культура была на высочайшем уровне.
— Вы пишете книги о святых — Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Ксении Петербургской, Андрее Рублёве… Как вы работаете над ними, ведь сведений об их земной жизни до нас мало дошло, — задала я следующий вопрос Ирине Ордынской.
— О Ксении Петербургской или о Матроне Московской материалы найти можно, а когда я писала о Сергии Радонежском, то обращалась в Троице-Сергиеву Лавру и к сотрудникам Исторического музея, работала в архивах. Немаловажно почувствовать ту эпоху, о которой пишешь. Когда ты как бы «погружаешься» в неё, то и читатель начинает тебе верить.
Когда я писала мою первую книгу о святых, а это была повесть о Моисее, я ещё училась в Литературном институте. И мне многие говорили: «Это никогда нигде не опубликуют». Но время идёт, всё меняется, и сейчас это стало возможным.
На традиционный вопрос «Над чем вы сейчас работаете?» писатель ответила, что пишет книгу о Матроне Московской.
— Удивительно, как тянутся люди к этой святой. Кажется, нет такого человека в России, кто бы о ней не знал – призналась Ирина Николаевна. – Вы знаете, что происходит вокруг Покровского монастыря в выходные дни? Площадь полна людей, и все улицы заставлены автобусами. На них таблички: «Вологда. К Матронушке», «Ростов. К Матроне», «Брянск. К Матроне»… Со всей страны приезжают, и все понимают, к какой Матроне люди едут.
В последнее время, как мне кажется, наша культура разлюбила наш народ. Главные герои теперь исключительно или олигархи, или бандиты. А где простые люди, которые хлеб выращивают, которые нас кормят, с их судьбами, проблемами? И мне захотелось в этой книге о Матронушке показать таких людей-тружеников, на которых и держится Россия, ведь именно из них в основном и состоят очереди к святой Матроне Московской.
Я пишу о святых для того, чтобы приблизить нас к ним. Да, они святые, но они же люди. Они жили в таком же жутком мире, как мы, с теми же проблемами, даже хуже. И они смогли стать святыми. Вы представляете, какая это для нас надежда! – подытожила свою встречу с читателями Ирина Ордынская.