Сегодня я беседую с педагогом Центра технического творчества Александром Колесниковым. Уже более 7 лет Саша учит детей осваивать азы самолетостроения. У него несколько групп ребят, всего около 50 человек от самых маленьких 6-леток до подростков.
Александр настоящий энтузиаст своего дела. Когда работа человеку нравится, это сразу видно. От этого и победы в конкурсах: российских и международных.
Я спрашиваю у Саши, что важно делать, чтобы у ребенка все получалось, и слышу в ответ цитату Плутарха: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». И тогда все получится.
Когда дети приходят первый раз, они учатся делать самый простой самолет, и сразу видно, какие они разные и что их больше интересует. Кто -то много внимания уделяет внешнему виду самолета, украшению, кого — то интересует конструирование, а кто- то мечтает быстрее сделать и полетать.
Настоящий звездный час в работе, по словам Александра, когда ты видишь горящие от счастья глаза ребенка, сделавшего самолет, который ПОЛЕТЕЛ!!!
Чтобы поступить учиться на музыканта, архитектора, реализовать себя в спорте ребенок должен в школьные годы получить начальные знания, потренироваться, закончить художественную или музыкальную школу, чтобы понять, сможет эта деятельность стать делом его жизни, а на инженерные специальности ребенок поступает, зачастую не понимая сути будущей профессии.
Как понять, есть ли у ребенка необходимые способности?
Структура технических способностей состоит из технической наблюдательности, механической понятливости, развитого пространственного воображения. Дети, имеющие технические способности рано проявляют интерес к технике. Они хорошо выполняют задания, связанные с ручным трудом, разбираются в механизмах и машинах (игрушечные поезда, авиамодели и т.д.). В случае поломки игрушки, дети могут ее починить, используя детали от других игрушек, любят собирать конструктор, причем создают свои здания, машины, механизмы (не по рисункам). Часто просят родителей рассказать, как работает тот или иной механизм.
У детей с хорошо развитыми пространственными представлениями получается оперировать зрительными образами. В подростковом возрасте, в школе у таких детей получается лучше геометрия, чем алгебра. Физика часто становится одним из любимых предметов.
Чтобы понять, есть ли у ребенка технические способности, можно проходить тесты, наблюдать, но в Центре технического творчества ребенок достигает понимания о своих способностях практически. Яркий пример — сын Александра, который осваивает сейчас специальность «Самолетостроение» и очень высоко оценивает опыт, полученный им в Центре.
Саша советует родителям старшеклассников заниматься своими детьми, прислушиваться к их потребностям. По его мнению, за техническими профессиями будущее. Они будут востребованные и человек, имеющий техническое образование, всегда сможет найти применение себя в профессиональной жизни.
Спасибо за беседу! Желаю Александру дальнейших профессиональных успехов!