Мы утверждали, что тема противопоставления закона и благодати есть в Евангелиях. Если же говорить об учении апостола Павла, с его диалектическим противопоставлением закона и благодати, то оно есть только стремление раскрыть полноту этого открытия, этого Откровения, воспринятого от Учителя. Раскроем сейчас тему закона как осуждения и бессилия его для нашего спасения (по ап. Павлу).
Почему нельзя удовлетвориться праведностью Ветхого Закона? Почему нужна благодать и искупление, почему только Христос есть Спаситель? Ответ прост. Его дает глава 3 Послания к Римлянам. Закон указывает, что есть грех, и запрещает грех, но он бессилен бороться с грехом. «Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного… все совратились с пути, до одного негодны…» (Рим. 3, 9-12) и т.д. Что же закон может сказать этим совратившимся? Он может только произнести суждение о грехе «ибо законом познается грех», которое есть для человечества осуждение и проклятие, «весь мир становится виновен перед Богом» (Рим. 3, 19). Законом грех познается (Рим. 3, 20).
В послании к Галатам апостол Павел пишет: «…делами закона не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2, 16). Действительно, во Второзаконии сказано, что «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что в книге закона» (Втор. 27, 26).
Св. Иоанн Златоуст пишет: «Если говорит он, ты хвалишься законом, то сам себя больше посрамляешь, потому что он обличает твои грехи…. Ведь закон совершил то, что грех сделался для тебя известен…. Таким образом, вразумление закона сделалось для тебя поводом к большему мучению» (8, стр. 551).
Закон борется с грехом посредством осуждения, но он не может сделать бывшее небывшим, он не может жалеть, прощать, давать «оправдание даром». Такие понятия, как понятие искупления, прощения греха – лежат за пределами закона, закон производит гнев: «где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4, 15).
Этот гнев справедлив, но он губит и умерщвляет. Трагедия закона заключается в том, что он достигает прямо противоположного тому, к чему он стремится: «обещает оправдание, а дает осуждение – «Нет праведного ни одного»; ищет мира, а дает гнев; требует соблюдения, а вызывает нарушение! «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим. 2, 22); наконец – обещает славу, а дает бесчестие: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2, 23).
Почему же закон не спасает и не оправдывает человечество… Откуда неудача закона? Ведь странно, что жить под законом – значит жить под господством греха? (Рим. 6, 14; срав. 3, 9-21).
Неужели от закона грех? (Рим. 7, 7). Ведь закон был дан для борьбы с грехом. Закон сам по себе свят и «заповедь свята, праведна и добра – и вдруг это доброе делается для меня смертоносным», «посредством доброго причиняется мне смерть!» (Рим. 7, 12-13). Здесь начинается та внутренняя диалектика закона, тот ряд антиномий, которые ставят апостола Павла на недосягаемую философскую высоту…» (5, стр. 39-40).
Далее апостол Павел делает важный вывод – грех не от закона, а от сопротивления закону, виноват не закон, а беззаконие; виновата не заповедь, а человек, который ее нарушает. Но почему он нарушает? Причина в сопротивлении плоти. Глава 7 Послания к Римлянам дает ответ на вопросы, почему закон терпит неудачу, и показывает в чем лежит корень бессилия закона: закон бессилен, ибо он ослаблен плотию. Плоть есть источник зла. А закон «духовен» и есть источник добра. Таким образом, получается реалия: «закон добр и духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7, 14). Закон добр, а человек зол.
Св. Иоанн Златоуст пишет: «После смерти… толпою нахлынули страсти. Когда тело сделалось смертным, то оно по необходимости приняло и похоть, и гнев, и болезнь, и всё прочее…» (8, стр. 636).
Но главный смысл религии состоит не в гибели, а в спасении человека.