Как известно, Иоанн Предтеча жил долгое время в пустыне в совершенном уединении, приготавливаясь к своему служению постом и молитвою. Но в 30 лет, когда Дух Святой призвал Иоанна на берег Иордана из уединения и поручил проповедовать, то тот возвестил народу о близком пришествии Спасителя, призывая к покаянию, исправлению жизни, чтобы достойно встретить Господа. Иоанн говорил: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Заметим, что Предтеча Господень не требовал чего-либо необычного, предлагая исповедать перед ним грехи свои приходящим к нему креститься. Подобные исповеди иудеи уже совершали в Ветхозаветный период. Ещё наши падшие прародители, а затем и Каин, призывались самим Богом к раскаянию в содеянном грехе.

Rembrandt.-Propoved-Ioanna-Krestitelya.-1635-700x467

Рембрандт. Проповедь Иоанна Крестителя.

В законе Моисеевом мы также находим ясные заповеди и предписания об исповедовании грехов: «скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Числ. 5, 6-7). Или в другом месте читаем: «Если он виновен в чем-нибудь из сих и исповедается в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности…» (Лев. 5, 5-6). И Господь обещал прощать кающегося, но только если человек полностью искренен и смиренен в этом исповедании, причем такое раскаяние совершалось не только сердцем и устами, но часто произносилось при избранном служителе Божием.

Вообще, в книгах Священного Писания находится много мест, в которых предписывается грешникам не скрывать своих грехов, не стыдиться открывать их, показаны злостные последствия упорного закоснения в грехах или раскрываются спасительные плоды чистосердечного раскаяния, предваряющего Божий суд, дарующего человеку прощение от Бога или надежду на его милосердие.

Приведём ещё примеры. В книге Премудрости сына Сирахова читаем: «Не стыдись исповедовать грехи твои и не удерживай течение реки» (Сир. 4, 30). Здесь этот стих взят мудрецом из древней иудейской поговорки, смысл которой в том, что легче остановить течение реки, чем что-то скрывать от Господа. Или в Псалмах: «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5). В этом покаянном псалме мы находим, что, пока человек умалчивал свой грех – он страдал, когда же исповедовал, то получил прощение. Или в Притчах Соломоновых читаем: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28, 13).

В древних иудейских книгах исследователи также находят много свидетельств, доказывающих существование словесной исповеди. Допустим, в Талмуде (памятник иудаизма окончательно сформировавшемся к III–V вв.) говорится: «Кто сделает грех, тот должен подробно исповедовать свое прегрешение» или «Тот, кто исповедует свои грехи, делается причастником вечной жизни, ибо был Ахан, которому сказал Иисус Навин: «Сын мой! Воздай славу Иегове, Богу Израилеву, и сделай перед Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня». В ответ Иисусу Ахан сказал: «Точно я согрешил пред Иеговой, Богом Израилевым и сделал то и то…». Но из чего мы можем знать, что грех Ахана прощён ему? Из того, что сказал Иисус Навин: «За то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. Ты пострадаешь сегодня; но не будешь страдать в будущем веке».

bizant064

 

Из всего вышесказанного мы видим, что исповедание грехов, в какой бы форме оно ни проводилось, было в той или иной мере свойственно на протяжении всей Ветхозаветной истории. Но интересно отметить, что ко времени прихода Спасителя у многих иудеев понятие о таком исповедании во многом извратилось. Многие иудеи считали, что им не в чем и исповедоваться, т.к. принадлежность к роду Аврамову, а уж тем более к мессианскому колену Иудину, давало, по их мнению, автоматический пропуск в Мессианское царство. Таковым Иоанн говорил: «…порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 7-9).

Фарисеи пользовались исповедью, как случаем потешить своё тщеславие. Вместо того чтобы смириться своей душой и сокрушиться о своей греховности, они, напротив, провозглашали свои добрые дела и заслуги перед Богом, желая привлечь к себе людское внимание. Вместо того чтобы поражаться стыдом, они только оправдывали себя перед Богом, осуждая других. Хорошо изображена такая исповедь в притче о мытаре и фарисеях. «Раскаяние» фарисея есть типичный пример исповеди того времени. Фарисеи же рассматривались многими людьми как истинные ревнители и толкователи Закона, и поэтому своим негативным примером увлекали весьма многих из простых людей.

Отсюда можно сделать вывод, что во времена пришествия Иоанна Крестителя исповедание грехов в народе далеко было от своей истинной цели и даже зачастую было в пренебрежении. Отсюда становятся ясны слова Предтечи, обращенные к фарисеям и саддукеям: «сотворите же достойный плод покаяния… всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 8-10). Иоанну промыслом Божиим предоставлено было исправить этот недостаток и обличить тех, которые склонны были к чрезмерному формализму, горделиво желали спастись лишь исполнением обряда, не принося искреннего покаяния. И Предтеча допускал к своему крещению только тех, кто предварительно исповедовал все свои грехи, не только признавая себя вообще грешником, но перечисляя все свои грехи подробно. Такая подробная исповедь была верным залогом искреннего покаяния и способствовала тому, чтобы удобнее и легче искоренить из сердца грех и получить нужное против него врачевание и впоследствии прощение. Также из указанного следует, что предварительную подробную исповедь Иоанн считал самым действенным средством приготовить сердце людей к пришествию Спасителя.

Само крещение Иоанново иногда называют крещением в покаянии, ибо крещение водой знаменовало очищение человека через исповедь, покаяние. Через это покаяние человек должен обратиться, вернуться к Богу и принять решение начать новую жизнь.

В этом крещении люди не рождались духовно, а только приготовлялись для Господа, «в котором Едином мы можем получить возрождение» (св. блж. Августин). Крещение Иоанново символизировало нравственное очищение и имело эсхатологическое значение, вводя крестившихся в общину тех, кто ожидал пришествия Мессии.

Проповедь Иоанна Крестителя – это и возрождение древних идеалов в аспекте истинного покаяния, и обязательное условие вхождения в Церковь Мессии. Призыв к покаянию вновь прозвучал и в проповеди Господа Иисуса Христа (Мф. 4, 17; Лк. 5, 32). Само начало проповеди Христовой созвучно с проповедью Иоанна Крестителя, что указывает на прямую преемственность в их служении. «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное», т.е. приблизился приход Бога в мир, оно установится неприметным образом в душах человеческих благодаря искупительному подвигу Сына Человеческого, исторгающего людей из царства тьмы (Мф. 12, 25-26). Это Царство принимается нищими духом (Мф. 5, 3; 18, 3-4), но таковые всегда и «плачущие», т.е. искренне сокрушающиеся о своих грехах и желающие исправления, уповая на силу Божию. Но это Царство всегда отвергает гордых и сребролюбивых, ибо не «здоровые», а только «больные» имеют нужду во Враче. И в дальнейшей духовной жизни христианину нужно всегда быть готовым, одетым в «брачную одежду», т.е. всегда очищенным покаянием. Ведь мы знаем, что Господь «умолчал о времени Суда…, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностным в благочестии» (св. Василий Великий).

33

Питер Брейгель. Проповедь Иоанна Крестителя

Справедливости ради отметим, что нами уже упомянутый Талмуд, в письменном виде сформировавшийся постепенно и ставший основным сводом религиозных предписаний иудаизма, религии не признавшей Господа Иисуса Христа Мессией, ставил во главу угла отнюдь не тему личного раскаяния перед Богом. Основной здесь является та же установка, которая опирается на традицию фарисейского обрядоверия с детальнейшей регламентацией религиозной жизни.

Своеобразие талмудического иудаизма также заключается в том, что внешние формы религии, обряды и правила поведения, описанные в Талмуде не менялись на протяжении веков. Современный иудаизм сохраняет в основном традиции раввинистического иудаизма первых веков, с его склонностью к слепому обрядоверию и чисто внешнему формализму.