Слово пророк на еврейском языке звучит как «нави», что означает «говорящий» или «возвещающий». Таким образом, пророк является либо тем, кто призван, либо тем, кто возвещает; и тот и другой смысл этого понятия приводит нас к пониманию сущности ветхозаветного пророчества. Пророк – вестник или истолкователь Божественного Слова и Божественной воли. Это ясно выражено в библейском тексте. К примеру, Бог обращается к пророку Иеремии: «Я вложил слова Мои в уста твои…» (Иер. 1, 9). Причём уста пророка должны быть очищены, чтобы он смог безошибочно выполнить столь важное дело. В призвании пророка Исайи мы читаем: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен» (Ис. 6, 6-7).
Все они слышали властный призыв Божий, ведь Господь избрал их своими вестниками, они посылаются выражать волю Божию и сами должны быть её «знамениями». Не только их слова, но и действия, вся их жизнь – пророчество. Несчастный брак пророка Осии имеет символическое значение. Мы читаем: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. И пошел он, и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева» (Ос. 1, 2-4). Пророк Исайя и его дети представляют собой «…указание и предзнаменование» для Израиля. В библейском тексте упоминается жена пророка (Ис. 8, 3), а также два сына с символическими именами – Шеар-ясув, что означает «остаток вернётся», или «остаток обратится» (Ис. 7, 3) и Магер-шелал–хаш–баз – это значит «быстрый грабёж», или «скорая добыча» (Ис. 8, 3). Первое имя означает, что среди общего разложения израильского общества и надвигающейся беды должен сохраниться некий «остаток». Этот «остаток» составляют люди, верные святости, люди нравственно чистые, посвятившие свою жизнь Небесному Царю, они-то и избегнут наказания и станут ядром возрождения народа Божия, как некогда Ной, спасённый в ковчеге. Второе символическое имя имеет в виду наказание Дамаска и выдачу Самарии на разграбление. Эти имена – символы, данные «как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» (Ис. 8, 18).
Божие произволение может сообщаться пророку по-разному: в видении, реже – в ночном сновидении, через слуховые восприятия, но чаще всего – через внутреннее вдохновение. Полученная весть передаётся пророком различными способами: при помощи лирики, прозаического рассказа, в притчах или посредством кратких фраз наподобие прорицаний; нередко используются и литературные формы увещеваний из писаний мудрецов, богослужебных псалмов, гимнов, надгробного плача и т.д. Эти разнообразные формы восприятия и возвещения связаны с личностью пророка, но в основе пророческой деятельности есть всегда нечто общее: каждый истинный пророк проникнут сознанием того, что он только орудие, а произносимые им слова принадлежат одновременно и ему и не ему. Он непоколебимо убеждён, что принял слово Божие и обязан его передать. Это убеждение основано на таинственном опыте непосредственного общения с Богом.
Поскольку пророки призваны Богом, и он избрал их своими вестниками, то уклонение от этого призвания невозможно, что мы можем видеть в повести о пророке Ионе. Иона, вместо того чтобы немедленно направиться в Ниневию, старается убежать от лица Божия и не пророчествовать ниневитянам то, что, ему кажется, послужит во спасение этим грубым язычникам. Но после трёхдневного наказания в чреве китовом, в котором Иона сохраняется силою Божиею, и после раскаяния в своём грехе, он освобождается и получает снова повеление проповедовать волю Божию ниневитянам.
То, что пророком возвещается, часто касается и будущего и настоящего. У более поздних пророков «завеса приподнимается» даже над «последними временами», над эпохой конечного торжества Царства Божия, но из этого всегда вытекают поучения и для настоящего.
Поскольку через пророков передавалось и постоянно раскрывалось Божие Откровение, и они были посредниками между Богом и Его народом, то их роль в религиозном развитии Израиля была чрезвычайно велика. Каждый из них вносил свой вклад в создание учения, но можно выделить три основных элемента в их учении – монотеизм, морализм и ожидание спасения.
Откровение единого Бога, требующего поклонения только Ему одному, более или менее ясно всегда было свойственно сознанию израильтянина. Но именно пророки своею проповедью привели народ от практического генотеизма (поклонение своему Богу) к полностью осознанному и строгому монотеизму. Именно пророки, напоминая о связи Яхве с Его народом, ясно показали вместе с тем, что Он управляет судьбами и других народов. Он судит малые государства и великие империи (Ам. 1-2), даёт им могущество и отнимает его, они служат орудием Его кар, но Он же останавливает их, когда это угодно Его высшей воле (Ис. 10, 12). Борясь с влиянием языческих культов и с тенденциями к религиозному синкретизму, пророки ясно показывают бессилие ложных богов и идолов, и вообще, подводят к мысли, что политеизм является ложным религиозным мировоззрением. Их проповедь сопровождается торжественным исповеданием единобожия (Ис. 44, 6-8; Ис. 46, 1-7). Единый Бог есть Бог трансцендентный, надмирный. О тайне Его трансцендентности и свидетельствуют пророки, называя Его «святым». Это одна из излюбленных тем, особенно развитая у Исайи (Ис. 1, 4; Ис. 5, 19; Ис. 40, 25 и т.д.). Бог неизмеримо выше всего земного, Он окружён тайной (Ис. 6 или Иез. 1), но Он и бесконечно близок к своему творению и проявляет к нему благость и бесконечную любовь (Иез. 16).
Пророк с особой остротой сознаёт человеческую греховность, видит контраст святости Бога и скверны человека. И хотя тема греха прослеживается с самого начала Ветхого Завета, но особый морализм учения заключается в том, что здесь эта тема становится одной из самых основных. Грех оскорбляет Бога и отдаляет от Него человека, и этот разгул зла вызывает кару Божию, которая окончательно свершится в грядущий «День Господень» (Ис. 2, 6-22; Ос. 5, 9-14; Ион. 2, 1-20). Однако морализм пророков никогда не противоречит синайскому законодательству, данному Самим Богом, а всегда основывается на нём. И в их проповедях и обличается, прежде всего, нарушение этого Закона или пренебрежение им (Иер.7, 5-10).
Бог требует от человека внутренней праведности, и пророки не устают подчёркивать это. Они осуждают обрядоверие, не связанное с заботой о чистоте нравственности (Ис. 1, 1-17; Ос. 6, 6; Мих. 6, 6-8). К примеру, у пророка Осии читаем: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 6). Но подобные места Библии не дают основания видеть в пророках противников культа; напротив, культ и Храм находятся в центре внимания многих пророков: Иезекииля, Захарии, Аггея и т.д.
Например, после плена, когда иудеи бросили строить свои дома и начали восстанавливать Храм Божий, под влиянием проповеди пророка Аггея, обещающего, что вслед за стихийными бедствиями наступит период материального благоденствия (Агг. 2, 15-19). Пророк имел ввиду то, что у многих людей сначала не было желания восстанавливать Храм; полагали, что в первую очередь нужно позаботиться о хозяйственных нуждах города и области (Агг. 1, 1-2). Пророк же указывает на засуху и голод, как на признаки гнева Божия. Святое дело восстановления Храма должно быть поставлено на первое место и тогда всё прочее будет дано людям (Мф. 6, 33).
Весьма часто у пророков критикуются и беззакония социально-этического характера, несправедливость в социальных отношениях, бесчестное и жестокое отношение в Израиле знати к простому народу, богатых к бедным, сильных к слабым.
С гневом, сарказмом рисует пророк Амос этих «именитых первенствующего народа» (Ам. 6, 1), этих богачей, бесстыдных спекулянтов и беспощадных ростовщиков: «вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища…, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, …алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви… Клялся Господь …во веки не забуду ни одного из дел их…» (Ам. 6, 4-6; 8, 4-7).
Амос нигде не выступает против жертвоприношений, каждений и других обрядовых действий, но, тем не менее, он подчёркивает, что обрядовые действия не могут заменить правосудие и доброту между людьми, и возмущается ханжеством и лицемерием тех, кто приносит жертву в одежде, снятой с неоплатного должника. Такая жертва Богу и противна, и неугодна.
На протяжении всей ветхозаветной истории народ часто отступает от Бога, Бог не желает его гибели и продолжает сохранять Свои обетования. Он заботится о сохранении и спасении человечества, как некоего «остатка» (Ис. 4, 3). И здесь на первый план выдвигается у пророков тема ожидания спасения, мессианизм. Представление об «остатке», которое мы впервые встречаем у пророка Амоса (Ам. 5, 15), развивается и уточняется последующими пророками. В сознании пророков как бы переплетаются два видения: немедленной кары и последующего суда Божия; под «остатком» можно понимать как тех, кто выживает среди испытаний данной эпохи, так и тех, кто достигает конечного спасения (Ис. 11, 10; Мих. 4, 7; 5, 7-8; Иез. 37, 12-24; Зах. 8, 11-13).
Пророки предсказывали, что изгнанники Израиля и рассеянные иудеи (Ис. 11, 12-13) вернутся в Святую Землю и наступит период благоденствия (Ис. 20, 23-26; 32, 15-17), но главное заключается не в материальном благополучии и могуществе, а в том, что будет внутреннее обращение к Богу, Божие прощение (Иер. 31, 31-34) и Богопознание (Ис. 2, 3; 11, 9), приносящее мир и радость.
Для установления Своего царства на земле Бог пошлёт своего представителя, Своего Помазанника, по-еврейски Мессию, который и спасёт человечество. Этого Спасителя провидит, прежде всех, Исайя, а затем и Михей и Иеремия. Мессия будет потомком царя Давида (Ис. 11, 1; Иер. 3, 5; 33, 15), он произойдёт из Вифлеема (Мих. 5, 2).
Дух Божий будет на Нём во всей полноте даров (Ис. 11, 1-5). Наименование, которое Ему дают пророки: Еммануил (Ис. 7, 14), что означает «С нами Бог», т.е. выражает мессианские чаяния.
Этот Мессия, проповедующий правду Божию, будет обезображен, отвергнут своим народом, но принесёт спасение всем ценой собственной жизни (Ис. 42, 1-7; 49, 1-9; 50, 4-9; 52, 13-53, 12), пророк Даниил видит «как бы Сына человеческого, грядущего на облаках небесных», получающего от Бога власть над всеми народами, царство которого не прекратится никогда (Дан. 7, 12-14).
Из всего сказанного можно сделать следующее заключение о пророках Ветхого Завета.
Пророк – человек, имеющий прямой религиозный опыт Богопознания, получивший откровение Божиих соизволений, судящий о настоящем и провидящий будущее в свете Откровения Божия; он послан Богом напоминать людям о Его требованиях и возвращать их на путь Его любви и подражания Ему. Роль ветхозаветных пророков и их пророчеств трудно переоценить.