Протоиерей Алексий Лысиков, председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии, благочинный приходов Таганрогского округа:
В прошлом году произошло интересное событие: в Никольский храм зашла голубка. Работники храма старались ее как-то выгнать, вывести на улицу, но у них не получалось. И она походила по храму и спряталась за ракой со святыми мощами праведного Павла Таганрогского, так и просидела там до самого вечера, а потом вышла и улетела. Вечером сторожа заглянули за раку, и увидели там снесенное яичко. Конечно, она просто искала, где снести яйцо, но как это откликается в сердце, что Божие творение искало защиты у старца Павла, у его мощей…
Сегодня мы отмечаем пятилетие общецерковного прославления праведного Павла Таганрогского. Эта канонизация была долгожданной для жителей не только Таганрога, но и Ростовской области. Для тех, кто знает старца Павла, кто почитает его, конечно, не важен «статус» святого, но для жителей Таганрога это событие отозвалось радостью потому, что старец Павел стал известен за пределами Ростовской области и даже Российской Федерации. Во всех поместных церквях имя праведного Павла и его подвиг, непохожий на подвиг других святых, стал почитаться и прославляться во всей полноте Церкви.
Еще можно сказать, что те люди, которые помогали в вопросе общецерковного прославления святого Павла, соприкасаясь с его жизнью, изучая документы, связанные с ним, приближались к Богу. Старец Павел помогал даже неверующим людям приблизиться к Богу и стать чище.
Я помню, как в первый раз пришел в судебно-медицинскую лабораторию Северо-Кавказского военного округа. По разрешению замминистра обороны было разрешено привлечь лабораторию округа для обретения всех остатков мощей старца Павла. И в Ростове состоялась первая встреча с сотрудниками лаборатории, ее руководителем. И они вдруг стали мне говорить, что, в первый раз сталкиваясь с подобной работой, будут делать все честно и по закону, без сносок на то, что имеют дело с религиозной тематикой, с мощами святого. Я их заверил, что все нужно делать совершенно объективно. Некоторые из сотрудников спросили меня: «А вас не смущает, что мы – материалисты?» На что я ответил, что именно это и нужно в данном вопросе – непредвзятый, объективный подход.
Три года мы работали над идентификацией мощей святого праведного Павла Таганрогского, и я могу сказать, что все сотрудники лаборатории стали не только друзьями членов комиссии по канонизации святых Донской митрополии, но многие стали верующими или больше укрепились в вере. Старец Павел стал для них по-особому близок и дорог. И как он вошел в сердца этих людей, которые соприкоснулись с ним телесно, – это и есть настоящее чудо и еще одно свидетельство того, как святые проповедуют, миссионерствуют и после своей смерти, передают Божию благодать живущим.
20 июня, в день Святой Троицы и день памяти праведного Павла Таганрогского, приглашаю всех после Божественной литургии в Никольском храме на подворье старца, где после молебна будет проходить общегородской праздник с выступлениями муниципального хора «Лик» и других городских и приходских коллективов.
Александр Юрченко, секретарь комиссии по канонизации святых Донской митрополии, помощник благочинного приходов Таганрогского округа:
Самый важный итог этих лет для меня, что канонизация старца Павла послужила началом серьезной, творческой, содержательной работы комиссии по канонизации святых Донской митрополии, для канонизаций других святых.
Канонизация старца Павла, несмотря на то, что она была первой, дала громадный опыт в понимании, как правильно исследовать подвиг и жизнь святого, рассказать о нем и подвести к прославлению. Канонизация – это не только фиксирование жизни святого, но это определенный творческий процесс, который позволяет подойти не только с формальных точек зрения, но и создать квинтэссенцию всего образа святого, его подвига и пути.
Именно этот опыт, который мы приобрели в сотрудничестве со светскими научными организациями, с другими епархиями, храмами, взаимодействие с церквями дальнего зарубежья, – а почитание старца Павла распространилось во все стороны света, от Испании до Нью-Йорка, – все это подготовило базу для того, чтобы мы могли приступить затем к канонизации других святых.
Мы довольно эффективно применили этот опыт по осмыслению жизни святого при канонизации ростовского священномученика Константина Верецкого. И здесь более формальный термин «канонизация» вполне можно заменить понятием «прославление». Прославленный на Небесах, святой прославляется на земле, перед верующими раскрывается его образ и подвиг.
И еще этот процесс еще включил в себя создание вокруг личности старца Павла новой духовной доминанты города, которая выражается и в материальных объектах, таких как восстановленные келья и подворье святого, и в духовном плане старец Павел становится неким духовным ядром, центром всего юга России.
К процессу канонизации старца Павла я подключился в 2014 году. В прославлении его как местночтимого святого я не участвовал. И задача общецерковной канонизации была в том, чтобы фактически заново раскрыть путь и служение старца Павла. Для меня это было первое знакомство со святым, я раскрывал его и для себя лично, и в качестве исследователя, изучая житие, документы.
Мне указывали на некоторые противоречия из прошлого опыта канонизации 1999 года, но для меня это был поиск почти с нуля, и это помогло объективно подойти к описанию и исследованию жизни и почитания старца Павла.
Удивительное и символическое совпадение произошло, когда мы восстанавливали биографию святого. Мы обнаружили, что наши таганрогские священники в 1917 году писали письма в Санкт-Петербург с целью восстановления его биографии и дальнейшего почитания. Понятно, что эти письма во время революции остались без ответа. Но самое удивительное, что эти письма были отправлены в Петербургский Синодальный отдел, который располагался по адресу, где сейчас находится Российский Государственный исторический архив, в котором мы в 2016 году, спустя почти 100 лет, нашли документы о корнях старца Павла. Писал этот запрос настоятель храма всех святых Курилов, который потом в 20-х годах ушел в обновленчество и сыграл роковую роль в так называемом «деле святых» о преследовании общины старца Павла уже после его смерти и способствовал закрытию часовни.
Конечно, это совпадение удивляет, запрос получил ответ почти через век, и мы узнали, что Стожковы – казачий род с богатой историей, начавшийся от служения предков старца Павла Петру Первому. Та информация, которая была в житии, – о его брате, о принадлежности семьи к дворянству – она полностью подтвердилась.
Надо отметить, что, идя по пути изучения жизни старца, заново проходя все следствие «Дела святых», мы активно сотрудничали с университетами – Южным федеральным, с Центром судебной экспертологии им. Е.Ф. Буринского, с судмедэкспертами. И это тесное взаимодействие сыграло свою положительную роль. Это дало нам мощную методологическую базу, на которую мы можем в дальнейшем опираться при последующих канонизациях.
Наш метод был успешно использован при канонизации священномученика Константина Верецкого. Несмотря на то, что это святой совершенно другого плана и времени, но реконструкцию событий, поиск причин его расстрела, пошаговое воссоздание дня его ареста – все это мы сделали, опираясь именно на опыт, полученный при канонизации праведного Павла Таганрогского.
Для меня самого было удивительно, что метод научного поиска настолько подошел процессу канонизации. Вместо того, чтобы изобретать что-то новое, мы решили оформить канонизацию как научную работу, как диссертацию, и у нас получилась прекрасная методологическая база для дальнейшей деятельности комиссии.
Нужно отметить, что к этой работе было подключено беспрецедентно большое количество ученых – судмедэкспертов, юристов, работников архивов. Это сотрудничество так и продолжается, тем более работникам университетов, ученым тоже интересен этот опыт. И здесь еще раз опровергнут шаблон о том, что наука и религия – антагонисты. Ведь наша работа показала, что научный метод в религиозной области прекрасно работает и приносит пользу. И мы были первыми инициаторами этого нового научно-религиозного сотрудничества.
Сейчас идет работа над канонизацией протоиерея Иоанна Домовского, которая будет во многом похожа на процесс прославления праведного Павла, он тоже будет прославлен как праведный, и изучение его подвига в чем-то будет похоже – изучение архивных материалов, восстановление биографии, даже опыт разбора «дела святых» тоже пригодится, ведь обновленческая церковь действовала именно в то время.
Помимо прогресса в научной работе, канонизация праведного Павла и соприкосновение с ним еще и определило мою личную судьбу – за это время я женился и у нас родился сын. Так случилось со многими участниками прославления святого – каждый, кто каким-то образом поработал в деле прославления святого, получил свою награду.
Иерей Георгий Канча, помощник благочинного Таганрогского округа по религиозному образованию и катехизации:
Подвиг старца Павла уникален. С одной стороны, он сочетал в себе глубокую любовь к Церкви, к ее богослужению, обрядам, почитанию всех христианских традиций, церковных и народных. Но, с другой стороны, он видел и негативные стороны церковной жизни, хотя он о них никогда не высказывался. Мы не видим в его действиях критики Церкви. Но сама его жизнь – определенное обличение тем нестроениям, которые были в Церкви его времени. Мы видим расцвет монастырей, обилие старцев, тогда жили Оптинские старцы, и вообще старчество развивалось. Но и видим некий кризис церковной жизни и монашества.
Старец Павел не находит себе места в церковной структуре того времени. Он основывает общину, не ставя эту цель напрямую, община основывается как бы сама собой вокруг него. Она существует, соединенная тесными связями с православной церковностью. Старец Павел учит посещать храм, участвовать в богослужении. Учит не только личной молитве, но и тому, что прилежит христианскому благочестию, именно храмовому.
Мы знаем, что в то время было много разных сект. Например, хлысты, которые тоже делали упор на мистический опыт, скорее, ложного свойства. А старец Павел, с одной стороны, учил мистическому опыту христианства, но в то же время требовал сохранять подчинение матери-Церкви.
И старец является тем человеком, который преодолел кризис, в котором находилось современное монашество. Потому что во многом монашество – это движение, которое сформировалось как прорыв к свободе во Христе, чтобы отринуть мирские заботы, уменьшить вовлеченность Церкви в дела мира. Монашество против этого протестовало.
Церковь же стремилась взаимодействовать с монашеством, «воцерковлять» его, в определенном смысле, «приручать». И в конце концов, так приручило, что Церковь и монашество во многом слились, монашество стало выполнять множество важных послушаний в Церкви, но сам дух первоначального монашества, духовного делания, терялся.
Старец Павел восстановил этот дух, при помощи своего подвига и Божией благодати. В этом неповторимость его пути. Он показал, что монах – это не человек, который одет в какую-то странную черную одежду, встроен в церковную иерархию. Прежде всего, монах – это человек, который строит свои взаимоотношения с Богом. Это часто забывается, и в Церкви времен старца Павла, и в наше время.
В этом отношении можно сказать, что старец Павел – наш учитель. И в то время монашество было в кризисе, и сейчас мы не можем сказать, что оно в расцвете… И тут старец Павел нам показывает, что не обязательно встроиться в церковную иерархию, что иногда не плохо и просто необходимо. Но если ты хочешь именно монашества, того, что называется «путем ангельским», то нужно понимать, что этот путь не заключается лишь в какой-то особой одежде, принятых обетах. Это, прежде всего, жизнь во Христе, которой старец Павел учит нас.
Иеромонах Герман (Погорелов), священник Свято-Никольского храма г. Таганрога:
История не стоит на месте. Происходит осмысление исторических событий в светском обществе и, конечно, церковная история не исключение. Например, эпоха Вселенских соборов – это время, когда происходило становление Церкви как общества, которое не просто уже знает о Боге, но готово и желает по-новому выражать свою любовь к Нему и своим святым.
Я вспоминаю свой путь к Богу, в 90-м году. Да, я слышал, что есть такой старец Павел, такой святой, но для меня это было до конца не осознанное. И вот прошел 31 год. И у меня, да и у каждого человека, происходит не просто осмысление, а усвоение тех первых чувств, того отношения к церковной жизни, к общению с людьми. Ведь мы – общество людей и узнаем Бога для общения.
И я думал, в чем главный подвиг старца Павла? Этого мирянина, который не стал ни священником, ни монахом, а люди к нему тянулись с горестями, скорбями. Его главный подвиг – это отклик на призыв Бога, который он услышал, еще будучи юношей, и принял твердое решение идти этим тернистым, непростым путем к полноте общения с Богом.
Когда он уже был в Таганроге в 30 годах 19 столетия, Таганрог был портовый город, со своим менталитетом, где жители заботятся в основном о своем внешнем благополучии. И когда появляется человек, который, заслышав церковный благовест, бросает самое главное для обычного человека – работу, и идет в дом Божий, многие начинают удивляться и задумываться, а что же это за человек?
И когда состоялось мое первоначальное знакомство с житием старца Павла, я понял, что главный подвиг его – это слышанье Бога, праведному Павлу удалось не просто слушать, а услышать Его. И когда это происходит с человеком, то появляется желание идти к Источнику – Источнику радости о том, что ты есть, ты живешь, можешь кому-то помочь, кого-то поддержать. Ведь свойство благодати Божией – это изливаться на других. Любовь не может находиться сама в себе, она всегда желает поделиться, человек любящий желает с кем-то порадоваться, кому-то посострадать.
И то почитание святого, которое мы ему преподносим в виде молитвы, благолепия на подворье и в келье – это тоже проявление любви к старцу. Конечно, мы знаем, что при старце не было такого подворья, но тот труд, который по лепте каждый созидает, делается для людей, которые, возможно, еще не знают о святом, или знают мало, но смогут почувствовать, что у них есть и место, и то общество людей, где он не одинок. Своей любовью к святому мы показываем возможность присоединиться к нашей вере и любви.
Ведь любовь к Богу дает радость жизни. В священнических молитвах в Божественной литургии есть такие слова: «Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры, и разума духовнаго». «Преспеяние жития», то есть успех в жизни здесь стоит на первом месте. Очень часто от нас ускользает это живое понимание нашей жизни, что мы – есть, что мы живем с такими же людьми, каждый из которых – образ и подобие Божие.
Старец Павел не просто пошел на зов Божий, он вызрел, духовно и житейски. И его прославление, первое в 1999 году, и всецерковное в 2016-м, показывает, что люди к нему тянутся. Они уже приходят не просто свечку поставить. Часто вижу, что на молебне в келье некоторые уже стремятся что-то понять, потом задать вопрос, разобраться…
Старец Павел – это не только светоч, святой. Это радость нашего края, нашего города. Если размышлять о его житии, молиться ему, то можно найти ответы на свои вопросы, что-то познать в этой жизни, и делиться с теми, кто только на пути к Богу.
Расскажу только один из многочисленных примеров молитвенной помощи старца Павла. Недавно к нам приезжала семья из Новочеркасска. Молодая пара ожидала ребенка. И мамочке врачи сказали, что нужно делать аборт, при родах не выживет ни она, ни ребеночек. Мы поговорили в келье, я посоветовался с верующими гинекологами, и мы вместе приняли решение настроиться и попробовать сохранить ребеночка, испросив помощи старца Павла. И вот у них родился Павлик, они приезжают к нам, и мы видим эту радость, которую вопреки советам врачей Господь им даровал по молитвам праведного Павла Таганрогского!
Татьяна Алексеевна Чекрыгина, психолог-психотерапевт, к.п.н., садовник в келье праведного Павла Таганрогского:
Я пришла в келью зимой 2019 года и попросила настоятеля дать мне какое-нибудь послушание, у меня была душевная потребность трудиться здесь. Тогда еще шел ремонт, а 12 мая 2019 года состоялось освящение подворья, в том виде, в котором оно сейчас.
За это время я видела очень много людей, которые сюда приходят в глубоком отчаянии, у них глаза как будто застывшие. Я вспоминаю слова Филевского, когда он говорил о старце Павле, что он видит душу каждого человека: «Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимал к сердцу то, чем болел его собеседник, и старался облегчить ему душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синявки, Голодаевки, Ростова, Черкасска…». И за три года я видела людей, которые приходили потом с цветами, уже с восторженными глазами, наверное, случилось то, о чем они долго молились.
Когда я дежурю ночью в келье, я ощущаю присутствие старца. Любой человек ощущает его присутствие, но, когда в одиночестве, в тишине обращаешь свои молитвы, идет внутренний диалог со святым.
Как говорил про старца Павла ныне покойный отец Никон, не стоит град без праведника. Я всегда говорю, что старец Павел чудотворец. Но обычный человек может этого и не заметить. Старец, как и раньше, остается для простых людей успокоителем, целителем души. И, конечно, люди стали приходить больше. И молодежь приходит – с младенцами, с детьми. И видно, что они верят и надеются. Они приходят в той степени отчаяния, когда чудо – это уже последняя надежда. И спрашивают: «Он чудотворец?» Тут не скажешь ни да, ни нет, а говоришь: «Святой Павел». И по-моему, этим все сказано.
Мы все – молодые, взрослые, пожилые – хотим верить в чудо. И когда оно случается, приходит такая детская радость, мы начинаем верить в святость, наша вера укрепляется.
Я на себе почувствовала это. Перед Пасхой надо было украсить келью, повесить кашпо с цветами на фасад трапезной. И мы думали, что сделать: купить земли, цветов, а цветов нужно много, на десять кашпо. Мы с сестрами все это обсуждали, я зашла в келью, помолилась. Пришла домой – и вдруг звонок, звонит молодая девушка, которая часто приходит в келью, говорит: «Мне отец Ефрем – смотритель кельи, дал ваш телефон, я хочу подарить в келью старцу Павлу цветы. Давайте поедем на рынок, выберем». Но я ей ответила: «Выбирайте сами, какой на душу ляжет цветок, тот и берите». И она привезла столько цветов! На следующий день я начала собирать кашпо, цветов хватило на пять. И тут еще одна девушка пришла, подошла к Ирине в магазин и сказала: «Может, я тоже принесу цветов?» И вот у нас как раз хватило цветов на украшение. Я зашла в келью к старцу и поблагодарила: «Вот, управил, старец!»
К нам часто приходит одна молодая женщина. Она приходила в отчаянии, плакала, с болью. Видно, случилось у нее в жизни что-то очень трагичное, что душа болела. И она часто ходила. Однажды пришла со знакомой, и говорит: «Здесь так хорошо, мне так помогает пребывание здесь, старец Павел помогает, а надо мной смеются». А я говорю ей, что не каждому откроется, это все по вере дается тем, кто сюда приходит.
Мне здесь хорошо. Душа отдыхает. Я в основном, во дворе нахожусь. Люди подходят, и настолько разные бывают. Но когда они идут в келью – они одни, а когда выходят, в глазах какая-то искорка появляется, что-то меняется. И верующие приходят, и сомневающиеся, и старушки, и молодежь, которая с сомнением ко всему относится и еще не определилась со своей верой, но все равно они сюда приходят.
Я помню, один молодой человек очень агрессивный приходил. Из тех, кто будет кричать: «Есть ли Бог?» А тут он зашел, и какое-то смирение появилось, и он долго сидел в келье. И потом начал часто приходить, зимой. Правда, не очень удачно, без пяти шесть, перед самым закрытием кельи. Видимо, с работы, или ему нужно было время, когда нет никого. И он сидел эти пять минут в тишине, и в одну минуту седьмого уходил. Но по лицу было видно, как меняется человек.
Старец окормляет людей даже сейчас, когда столько лет прошло со времени его жизни. И это только увеличивается. Конечно, люди очень разные приходят, бывает, чудные. Но старец управляется и с чудачествами.
У меня всегда была мечта поехать в паломничество. Я читала в житии старца, как он отправлял своих послушниц в далекие путешествия. Я была в Дивеево, в Оптине и хотела поехать к святителю Тихону Задонскому. А тут пандемия, и никак нет возможности. Мои родственники живут в Ельце, это рядом с Задонском. И вот я дежурю в келье, думаю об этом. И звонит моя родственница, говорит: «Мы решили с сыном к тебе приехать!» Они погостили, и уже собирались уезжать. А у меня еще было два дежурства, но старец Павел так все управил, что я смогла с ними поехать и осуществить свою мечту. Вот такое паломничество я вымолила у старца!
Подготовила Александра Калинская