23 марта Таганрог и множество прибывших в наш город православных людей отметили очередной день памяти святого праведного старца Павла Таганрогского. В Свето-Никольском храме, где покоятся мощи этого праведника, Божественную Литургию в сослужении священства совершил высокопреосвященный Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский. Вопреки тому, что день был будний, храм оказался переполненным, во многом – благодаря паломникам. И присутствовавшие в большинстве своем причащались, что особенно радует.

Святой Павел Таганрогский, изображаемый на иконах с просфорой, учит нас ведению евхаристической жизни. Кому нужна такая жизнь? – Своими мыслями об этом с нами поделился иерей Георгий Канча.

 

— Отец Георгий! Основатель Таганрога Петр Первый среди множества реформ провел и церковную, объединив Церковь с государством. Это впоследствии привело к тому, что в XIX веке государственные чиновники обязывались раз в год сдать по месту службы справку о том, что они исповедались и причастились. Во всей Российской империи непричащающийся крещеный человек был очень редким исключением. Теперь многие взрослые люди, крещеные во младенчестве, даже не знают, что такое Причастие. Зато другие причащаются каждую неделю, и Причастие Святых Христовых Тайн из великого события превращается в еженедельную дежурную процедуру. Хотя еще древние греки говорили, что главное – мера. Что вы думаете в связи со всем этим?..

— Древние христиане жили ожиданием скорейшего прихода Иисуса Христа. Они чувствовали, что история исполнилась. В этом – суть Причастия. Во-первых, мы причащаемся Живого, Воскресшего Христа, соединяемся с Ним. Во-вторых, чаем Его Второе Пришествие, которое в Причастии для нас может быть состоявшимся. Поэтому христиане стремились причащаться как можно чаще. Так было до некоторого времени – пока исповедание Христа было сопряжено с определенным подвигом. Когда Церковь стала государственной, — быть христианином оказалось и почетно, и выгодно. И в Церковь пришло много людей, которые не соответствовали элементарным христианским нормам. Нельзя сказать, что это было однозначно плохо: Христос пришел ко всем людям. Но с этого момента напряженность евхаристической жизни стала слабеть. Люди причащались все реже. И уже в IV веке такие великие святые, как Иоанн Златоуст, призывают людей причащаться: уже тогда было много людей, которые ходили в храмы, но в таинствах не участвовали. Россия во многом повторила печальный опыт Византии, а во многом и превзошла его. В России было много невежества: крестьяне уносили Причастие домой и скармливали его скотинке – чтоб она была здоровенькая. С христианской точки зрения это – нечестие. Но это – нечестие от невежества. Человек был движим нормальными чувствами и побуждениями, но воспринимал Церковь магически – как автоматически действующий проводник благодати. А то, что в XIX веке для чиновников был минимум по Причастию… В принципе, это был неплохой минимум: раз уж ты – христианин, – хоть раз в год приходи на Причастие. С другой стороны, это приводило и к обратному результату. Многие люди, будучи христианами формально, не могли участвовать в таинстве. Был случай, кода Александра Сергеевича Пушкина заставили говеть и причащаться. И он вспоминает: «Стою в церкви, любуюсь барышнями и причащаю себя в суд и в осуждение…» Душа у него была живая и чуткая: он понимал, что это – неправильно. А многие люди причащались, не пытаясь жизнь привести в соответствие с христианскими нормами. А другие просто подкупали священника, чтоб он выдал им «липовую» справку об исповеди с Причастием, и это был не самый плохой вариант: они заботились о своей совести. Многие духовники, понимая, что причащаться надо чаще, с практикой Причастия, проводимого раз в год, неустанно боролись. Например, Игнатий Брянчанинов. Хотя в связи с этим у многих возникали проблемы. Тот же Игнатий Брянчанинов, когда в молодости стал часто ходить на исповедь и Причастие, — на него завели дело о неблагонадежности, решив, что, раз человек часто ходит на исповедь, — у него либо что-то не в порядке с головой, либо он что-то недоброе задумал. Даже расследование потом было… Когда к власти пришли большевики, — большинство перестало ходить в церковь. Но, как обнаружили священники, когда Христос в лице христиан снова стал гонимым, — люди стали чаще причащаться. И сама по себе возродилась традиция частого Причастия: когда Церковь стала гонима и поругаема, — негативные явления были смыты волной исповедничества и крови. Традиция частого Причастия с того времени дошла и до нас. И сейчас церковное большинство осознает, что причащаться надо чаще. И священники призывают причащаться чаще. И это в наше время особенно актуально.

— Это еще почему?

— Сейчас — очень противоречивое и сложное время. С одной стороны, отношение власти к Церкви – скорее благожелательное. С другой стороны, мы видим, как стремительно наступают антихристианские силы. Европа потеряла свои христианские корни. А поскольку природа пустоты не терпит, — появляются секты, направления оккультного, нью-эйджевского характера; либо приходит иная религия – ислам. То же самое — и у нас, — просто мы от Европы значительно отстаем. И то, что там происходит сейчас, вскорости будет происходить и у нас. Если мы не переменим свои основы. Современный человек живет в условиях жесткого прессинга. Прежде всего – со стороны христианской нравственности. Для того, чтобы быть христианином, — нужен подвиг. Нужно соблюдать половую мораль: соблюдать супружескую верность либо сохранять целомудрие, что нашим современникам кажется безумием. Нужно быть честным, а сейчас вся культура построена на том, что честным быть глупо. Современная культура учит эгоизму, что тоже противоречит христианству. Сейчас христианская жизнь – это подвиг противостояния общественному мнению, которое в целом исповедует совершенно не христианскую мораль. А Причастие для христианина – средство защиты, утешения, укрепления, соединения со Христом.

— Почему же люди не слушаются батюшек и приходят в храм не ради самого главного, не ради Причастия, а ради чего угодно другого?

— Причин – очень много. Некоторые люди ходят в храм, соблюдают посты, но при этом не знают, что такое Причастие. А некоторых загоняют в страх. Есть нормы подготовки к Причастию, которые могут отпугивать человека: от него требуют чтения многих молитв, когда он вообще не умеет читать по-церковнославянски. От него требуют выполнения того, что он выполнить не может. Хотя на самом деле стремиться надо к исправлению жизни, а не к вычитыванию канонов. Все эти молитвы должны нас привести к осознанию того, что жизнь у нас – ненормальная. Причем исправить ее своими силами мы не можем. Но это может сделать Христос. Именно ради этого христианин причащается.

 

Беседу вел Антон Сахновский.