К середине XIX века Таганрог уже утратил своё первенство в торговле на юге, и одно за другим уступал свои административные полномочия. Но у него были преимущества, которых не могли иметь другие молодые города юга России. Они и помогли городу отстоять свои приоритеты во время «железнодорожного бума».

Борьба за строительство железной дороги через Таганрог стала одной из ярких страниц в истории города, который на протяжении почти двухсот лет играл важнейшую роль в развитии края.

Значительную роль в строительстве к Таганрогу ветки Курско — Харьковской — Азовской железной дороги сыграл известный писатель Нестор Васильевич Кукольник. Выйдя в отставку с поста чиновника особых поручений военного министерства, он поселился в Таганроге. Кипучая энергия не позволила поэту «почивать на лаврах» и вкушать прелести тихой провинциальной жизни. С его появлением Таганрог вступает в полосу «учредительской лихорадки», а Нестор Васильевич оказывается в эпицентре общественной жизни города. Он участвует в создании акционерного общества «Сompanie d’Alimention», учреждает литературно – драматическое общество, работает над проектами создания в Таганроге собственной газеты, университета, Азовской губернии, с центром в Таганроге. Его петербургские связи, богатый опыт помогли решить многие вопросы городской жизни.

Нестор Васильевич Кукольник

Нестор Васильевич Кукольник

В Таганроге Кукольник встречал своего петербургского знакомого — Дмитрия Георгиевича Бенардаки. Это был один из богатейших людей России, основатель знаменитых Сормовских заводов, подрядчик на строительстве Кронштадта, владелец золотых приисков в Сибири и на Дальнем Востоке. Его умом, деловой хваткой восхищались многие известные общественные деятели, писатели. Николай Васильевич Гоголь, близко знакомый с Бенардаки, часто с удовольствием беседовал с ним, восхищаясь знанием российской жизни и говорил о том, что вот таким должен быть человек, который бы возглавил правительство. Именно эти люди, имевшие значительное влияние, а также представители местного общества (Н.Т. Джурич) на протяжении нескольких лет отстаивали право Таганрога на проведение к нему железной дороги.

Бернадаки

Дмитрий Георгиевич Бенардаки

 

Указом 1857 года было образовано Главное общество российских железных дорог. В 1862 году под руководством главноуправляющего путей сообщения генерал-лейтенанта П.П. Мельникова был разработан проект строительства сети главных линий железных дорог России. В его основу входили первоочередные требования экономики страны: связь земледельческих губерний с промышленными районами и вывозными портами. Южная железная дорога должна была проходить к Азово-Черноморскому бассейну «и к Таганрогу на Азовском или Ростову близ устья реки Дон». Последнее утверждение привело к бурным дискуссиям, переписке, ходатайствам мэров названных городов и их уважаемых граждан.

В 1862 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована статья таганрогского юриста Н.Т. Джурича «О значении для России южного края вообще и Таганрога и Ростова-на-Дону в особенности». Автор статьи, кандидат прав, провёл серьёзное исследование статистических данных и изложил свои взгляды на развитие экономики края. Он, в частности, писал: «Даже в отношении железных дорог Таганрог имеет преимущество для нашего отечества перед всеми южными портами, доступными иностранным судам, так как дорога из средней России будет пролегать черезт каменноугольные копи в таком случае, когда проедется на Таганрог. Дорога эта должна считаться основной …, потому что исключительно по этой дороге будет получать минеральное топливо большая часть наших железных дорог, имеющих быть построенными».

Таганрожцы понимали, что строительство железной дороги для города – вопрос жизненной важности. Она удешевляла перевозку товаров из порта, напрямую связывала город с центром страны. Но этим планам противостояла коалиция во главе с городским головою Ростова-на-Дону А.А. Байковым, которая доказывала, что дорогу надо строить через Ростов, минуя Таганрог. Это заставило таганрогское общество и местное отделение коммерческого банка создать особый комитет. Он был первым в Российской империи комитетом по проведению пиар-компании, направленной на отстаивание местных интересов при подготовке государственных проектов. Во главе комитета стал Н.В.Кукольник, с первого дня своего проживания в Таганроге ратовавший за развитие города и края. Комитет, работавший с 1863 по 1868 год, поставил перед собой задачу: «собрать по этому предмету все необходимые данные, ходатайствовать о Всемилостивейшем разрешении на сооружение железной дороги от Харькова на Таганрог и Ростов». Задача была выполнена весьма успешно.

Большая заслуга в этом принадлежала Н.В. Кукольнику. Поэт и писатель, автор знаменитых драм и романсов, друг К. Брюллова и М. Глинки, отложил литературные рукописи и ринулся в бой за интересы края, который он называл «Русская Калифорния».

103610 01.01.1970 Репродукция картины Петра Каратыгина "К. П. Брюллов, Н. В. Кукольник и М. И. Глинка" из собрания музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве. Юрий Каплун / РИА Новости

Репродукция картины Петра Каратыгина «К. П. Брюллов, Н. В. Кукольник и М. И. Глинка» из собрания музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве. 

Вот как он сам описал работу, возглавляемого им комитета в статье , опубликованной 23 марта 1868 года в газете «Содействие русской торговле и промышленности»: «Не стану говорить о трудностях, встреченных комитетом…Скажу только, что комитет и Таганрогское общество нашли нужным удостовериться в справедливости и точности собранных нами сведений, на месте, посредством особой комиссии, которая в апреле 1863 года, шаг за шагом прошла по местности, предполагаемой удобнейшей для продвижения железнодорожного пути и в подробности проверила соображения таганрогского комитета. Находящиеся по дороге города Бахмут, Славянск и Харьков… выразили полную готовность содействовать благодетельному предприятию. Многие помещики письменно предложили свои земли бесплатно под дорогу. Тщательный осмотр местности дозволил составить карту, в которой наглядно были обнаружены неистощимые минеральные богатства всей линии, в особенности Миусского округа, составляющего новую сокровищницу и каменного угля. и железных и свинцово — серебряных руд. Летом 1865 года эта карта с личными моими объяснениями, как уполномоченного таганрогским градским обществом, была представлена многим Августейшим членам императорской фамилии, всем гг. Министрам и многим сановникам… В то же время образцы каменных углей представлены в Императорское общество (географическое). Особое заседание географического общества, по этому случаю, было посвящено исключительно железнодорожному делу; наша и заграничная печать в продолжении всего 1865 года постоянно занималась рассмотрением экономических и финансовых дел».

Вне этого описания остались многие статьи, многочисленные встречи, дискуссии, которые велись на протяжении 1862-1865гг. Так на заседаниях Русского Императорского географического общества осенью 1864 года можно было услышать множество доводов общегосударственного значения железной дороги из Харькова в Таганрог.

«Западная окраина Донецкого уезда богата каменным углем, и северная, и юго-восточная его оконечности. В Бахмутском уезде можно указать на несколько обширных месторождений, из коих одно замечательно громадным протяжением… Здесь можно бы учредить железное производство… А потому, если направить по всем этим богатствам железную дорогу, она принадлежала бы к числу самых производительных и придала бы минеральному богатству края то огромное значение, которое оно заслуживает» (Г. Гельмерман)

«…железная дорога из Средней России к Таганрогу принесёт величайшую пользу простому народу, который каждую весну толпами отправляется на заработки из Средней России и Малороссии в юга — восточный край…» (Н. Джурич)

И, наконец, эмоциональное выступление таганрогского «ходатая» писателя Н. Кукольника, ставившего превыше всего, как он говорил, государственные интересы: «Право, смешно подумать, что у нас скоро наберётся до 4 тысяч вёрст железных дорог, для которых рельсы мы выписываем из Англии; топим локомотивы последними дровами, а сами сидим неподвижно на втуне лежащих железных рудах и неизмеримых запасах каменного угля».

В журнале «Северная почта» в 1865 г. была опубликована статья Н.В. Кукольника «Железные дороги в России», в которой он рассматривая «способы построения железных дорог», уделил особое внимание вопросам финансирования и предлагает обратиться к «содействию частных капиталов», отказавшись от государственного финансирования строительства.

В феврале 1866 года на самом высоком уровне было решено считать Курско-Азовскую железную дорогу самой важной и принято компромиссное соглашение о целесообразности проведения веток дороги к Таганрогу и к Ростову-на-Дону. 1 марта 1868 года концессия на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги была отдана подрядчику С.С. Полякову. 29 апреля 1868 года газета «Донской вестник» сообщила:»Государь Император, согласно положению Комитета Министров высочайше соизволил, в первый день марта сего года, утвердить два договора с Рязанским 1-й Гильдии купцом Поляковым относительно работ по железным дорогам: 1) от Курска до Харькова; 2) от Харькова к Таганрогу и Ростову».

Братья Поляковы были настоящими акулами бизнеса, известными всей Российской империи. Самым известным из них был «железнодорожный король» Самуил Соломонович Поляков. Владение Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской дорогами превратило его в транспортного монополиста угледобывающих районов России. Не без деятельного участия Самуила Соломоновича 1-й Съезд горнопромышленников Юга России состоялся в 1874 году именно в Таганроге, городе, где прочно обосновался его старший брат Яков Поляков. Принимал участие в строительстве линии и младший из братьев Поляковых — Лазарь Соломонович.

Поляков

Лазарь Соломонович Поляков

Курско-Харьковско-Азовская дорога, 18-я по счету железная дорога Российской империи, входила в Азово-Черноморский узел, охватывающий 5 основных линий к южным портам страны. Пакет акций на проведение ветки дороги к Таганрогу С.С. Поляков передал брату. Я.С. Поляков прибыл в город в конце 1868 года. Дума постановила передать ему под строительство станции и железнодорожных зданий часть городской земли. Работы были завершены в рекордно короткий срок. 25 июля 1869 года поезд прошел из Таганрога до станции Матвеев Курган, в ноябре — к Ростову-на-Дону. 23 декабря 1869 года состоялось торжественное открытие всей дороги. За полгода был выстроен и железнодорожный вокзал в Таганроге. По завершении строительства дороги Я.С. Поляков был избран почетным гражданином Таганрога и награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.

Алла Цымбал

Алла Цымбал