Пост. Рождественский. Постимся. Налегаем на рыбу, заменившую мясо. (А какой же таганрожец не любит рыбу?) И порой забываем, что отказ от какой-то пищи – не цель, а всего лишь средство.

Сытое брюхо глухо – и к учению, и к покаянию. Покаяние. По-гречески – метанойя. В переводе на русский – изменение сознания. Ещё вчера видел грехи окружающих и благодарил Бога за то, что эти грехи мне не присущи. И вдруг сегодня осознал, что это как раз – мои грехи, но вижу я их в окружающих меня людях, словно в зеркалах: чего нет во мне самом, того и в других не замечу. А если даже и замечу, — вместо осуждения это вызовет жалость. Но покаяние, как и учение, – не цель, а всего лишь средство.

Грех в переводе с греческого – промах. Но, забывая про Бога, мы обречены промахиваться мимо цели. Потому что даже не видим её.

А цель – прийти в Богу. Вернуться из бесцельных блужданий к Любящему, Всепонимающему, а поэтому и Всепрощающему Отцу Небесному. Хотя возможно ли это?.. Ведь между мной, человеком, и Богом – огромная пропасть. История человечества – история расширения и углубления этой пропасти. Свою лепту в её увеличение, конечно, внёс и лично я. Как и всякий человек…

Однако мост через пропасть уже давно проложен. Покаяние как раз и помогает взойти на него. Мост – словно радуга: радует наши души дивными красками, чудным сиянием. При этом он – прочнее железобетона и стали.

Но, может, радость в пост – не очень уместна? Ведь нужно быть сдержаннее, сосредоточеннее?! Или, если не получается быть, — хотя бы казаться?! Правильно? – Нет, неправильно. Ибо как же тогда слова Христа: «Когда поститесь, — не будьте унылы, как лицемеры»?..

Действительно, Рождественский пост! Зачем же печалиться? Ведь это Великий пост напоминает нам о Страданиях Спасителя. Рождественский оживляет в нашей памяти совсем другое – Его Рождество — Боговоплощение.

Рождество

Рождество Христово. Деталь фрески храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Московский Сретенский монастырь

Мы, как волхвы, уже знаем о Его грядущем Рождении. И мы уже движемся вместе с волхвами с востока: их вела путеводная Вифлеемская звезда, нас ведет Рождественский пост. Но у нас перед ними – громадное преимущество. Они лишь поклонились Христу, преподнеся Ему, Богу, Царю и Страдальцу-Искупителю, ладан, золото и смирну. Мы же можем не только поклониться, но и прилепиться к Нему. Мы можем соединиться с Богом! Это вот и есть наша цель. Если мы её видим, — это уже немало!

Антон Сахновский

Антон Сахновский