21 сентября – престольный праздник храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Северном районе. Нашим собеседником стал настоятель храма протоиерей Иоанн Харченко.
— Отец Иоанн! Как получилось, что вы начали работу с алкоголиками, наркоманами?
— В 2005 году пришло благословение нашего тогдашнего владыки архиепископа Пантелеймона назначить священника Таганрогского благочиния по такой работе. Я сказал, что могу попробовать, — проявил инициативу. В 2006 году эта деятельность оформилась в общественную организацию – Православный центр «Трезвение». Открыли прием – прямо здесь, на приходе – врача нарколога-психиатра, психолога православного; сам стал вникать в эту проблему, получил второе образование.
— Если точнее, — третье. Педагоги Таганрогского технологического техникума питания и торговли радуются и тому, что вы – их выпускник, и тому, что вы духовно окормляете студентов и весь коллектив своей альма-матер. Учитывая, что вы по первому образованию – повар, — прокомментируйте, пожалуйста, тот факт, что в некоторых тортах и других кондитерских изделиях, которые так любят и едят прежде всего дети, содержится коньяк.
— По рецептуре, по калькуляции отдельных блюд в них есть коньяк. Никакой философии за этим нет. В детский организм все равно попадают определенные ферменты. Причастие – на основе вина. И дети его тоже получают. Но в мизерных дозах. И в этом – нет никаких проблем. Ребенок не становится же от причастия алкоголиком. Я с раннего детства, с рождения, регулярно всю жизнь причащался в храме, и алкоголиком не стал.
— С младенчества причащались, а чья в этом заслуга?
— Мамина. Я вырос на клиросе. Мама с шестнадцати лет и до сих пор, вот уже свыше полувека, поет в церковном хоре Свято-Георгиевского храма. Сейчас ей уже — 72.
— Вы – единственный священник на приходе. Помимо духовных чад, у вас – еще и пятеро родных детей. Что вам дает силы на все?
— Господь Бог.
— Значит, не что, а кто. Но, если Он для всех нас – Любящий Отец, — почему же Он вам силы дает, а другим не дает?
— Апостол Павел говорит: «По вере вашей да будет вам». А вера – это прежде всего доверие Богу, Который воспринимается человеком не как некая энергия аморфная, сила безликая, а как Любящая Личность. Вера – доверие Богу, Который тебя любит. Вера – это личностные отношения между конкретным человеком и Богом, во взаимной любви между которыми происходит синергия – сотрудничество в деле нашего спасения.
— Относительно Божьей любви даже в православной среде мнения расходятся: одни считают, что, если любит, — наказывает, а другие говорят, что прощает. А вы какого придерживаетесь мнения?
— Любой человек, у которого есть дети, — однозначно согласится, что, если любит, — и наказывает: наказание бывает полезно. Любовь – не вседозволенность. Любовь не даст ребенку то, что будет ему во вред. Мы часто у Бога просим то, что нам было бы только во вред; обижаемся на Него за то, что Он этого не дает нам. Но забываем при этом и то, что Он любит нас, и то, что Он – это не средство. В магазине я заплатил деньги, — продавец обязан отпустить мне товар. Но с Богом отношения торга неуместны. Все, что Бог нам дает, — Он дает по любви, а не за наши деньги, свечки и даже добрые дела.
— Значит, у Бога ко всем и во все времена – одинаковое отношение?
— Человеку, только пришедшему к вере, Бог больше прощает, встречает его с распростертыми объятьями. Человек получает от Бога такие дары, что просто не верится даже. Такое бывает. А потом, когда человек духовно возрастает, с него – спрос больше. Например, если, придя в храм, он легко бросил курить, но потом снова начал, — второй раз бросить намного труднее.
— То есть Бог не меняется, но меняется Его отношение к нам?
— Это мы меняемся. Наказать – это дать наказ, то есть научить. По любви к нам Бог научает нас. Какими-то жизненными ситуациями. Как говорят, «звонок в дверь». Прозвенело – он не понял. Значит, жди чего-то жарче. Известно: гром не грянет, — мужик не перекрестится. Жахнуло – человек приходит в храм: сразу находятся и время, и возможности.
— Батюшка! Апостол и евангелист Иоанн рассказывает нам о том, чему сам стал свидетелем. О первом чуде, которое Господь совершил на свадебном пиру в Кане Галилейской. Христос никого не исцеляет, не воскрешает, не изгоняет бесов, а вместо этого превращает в вино воду. И делает это по просьбе Своей Матери. Как это понимать?..
— Обращаясь к Сыну, осознавая, что Он может сделать все, о чем Она попросит, Она поступила по любви к людям – и к гостям, и к хозяевам, которых этим уберегла от позора. И Господь, совершая по просьбе Матери Свое первое чудо, этим самым освящает семейный союз.
— Значит, Бог – не против алкоголя?
— Конечно, не против! Но в Библии Бог неоднократно предостерегает: «Не упивайтесь вином: в нем же есть блуд»; «Блудники, прелюбодейцы, винопийцы не наследуют Царствие Небесное». Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно. Ничто не должно обладать мною.» То есть просто нужно знать меру. А еще необходимо учитывать, что в те времена не было холодильников; единственным способом заготовки виноградного сока было виноделие. То есть сок сохраняли в заспиртованном виде. Но содержание спирта было не таким высоким, как сейчас. К тому же перед употреблением вино разбавляли водой, после чего его давали даже детям. Конечно, вино веселит сердце человека. Но потребность в удовольствии, в радости, жажда счастья заложены в нас Богом; в этом – Его замысел. Он в нашу природу вложил только приятные ощущения. Но после того, как в результате грехопадения, отпадения от Бога природа человека исказилась, — человек ради своего удовольствия стал использовать не те средства… По сути Бог Сам является источником счастья человека. А когда человек заменяет Бога на различные дешевые суррогаты, — появляются болезни, телесные и духовные, в том числе алкоголизм. Но вино в этом не виновато. Вино возливали на раны, чтобы лечить: это был антисептик. И пили его на здоровье. На свадьбе люди испокон веков пили вино. И есть целые ритуалы винопития. Дело – не в вине, а в том, как его употребляют. Так же, например, как не в телевизоре, а в том, как его смотрят. Проблема – внутри человека, который неправильно использует то, что Бог дал.
— А полезен ли вообще алкоголь в умеренных дозах человеческому организму?
— В человеческом организме необходимые ему вещества выделяются сами, в том числе — фермент алкогольдегидрогеназа. И в дополнительных допингах организм не нуждается. Я на себе это проверил: свыше двадцати лет не пью спиртного вообще, и прекрасно себя чувствую. И на застольях – никаких проблем: могу и тост произнести, подняв бокал с минералкой или соком; и никого это не смущает.
— Возвращаясь к эпизоду на свадьбе в Кане Галилейской. Он учит нас тому, что и взрослые дети должны слушаться родителей?
— Есть заповедь «Почитай отца и матерь твою». И заканчивается она: «И долголетен будешь на земле». Но многие путают почитание и послушание. Послушаться родителям должен ребенок. Дочь, пока она под крылом у родителей, должна иметь по отношению к ним послушание. Выйдя замуж, она уже не послушается родителям. Она уже их почитает. Почитание – это уважительное отношение, проявление заботы, оказание внимания. Родителям, особенно пожилым, не хватает внимания. А сын – крутится, как белка в колесе, деньги зарабатывает, и ему все некогда. Хотя родители часто ошибаются: они думают, что взрослые дети должны послушаться. Мать наговаривает сыну на свою невестку, на его жену: «Ты её брось! Возьми лучше Маньку! Ты меня должен слушаться! Есть заповедь!» А сыночек должен выслушать мамочку, как она поливает его жену, – выслушать уважительно, мягко, нежно. Должен улыбнуться ей: «Мамочка! Родненькая! Я тебя выслушал! Спасибо! Я пошел!» И забыть об этом разговоре! Это – почитание! Но почитания часто не хватает. Некоторые ругают родителей, даже поднимают на них руку.
— Это связано с проблемой алкоголизма?
— Напрямую. У нас в Таганроге сын убил свою мать. В раздражении. В пьяном угаре. Он регулярно её бил. Так и убил. Конечно, трезвый человек этого не сделал бы.
— А как вы помогаете человеку избавиться от алкогольной зависимости?
— Мы предлагаем помощь Божью. Помогает Бог. Наша задача – создать определенные условия, в которых человек может спастись, точнее – быть спасенным. Это – воцерковление, исповедь, причастие, Слово Божье. Но спасает Бог. Человеку это – не под силу. Но Бог спасает лишь того человека, который реально этого хочет. Когда есть желание, — появляются возможности. Когда нет желания, — появляется масса оправданий и объяснений. Плоды бывают, когда человек действует в синергии, в соработничестве с Богом – когда он позволяет Богу себя спасти. Спасти как от алкогольной зависимости, так и от любого греха. Но когда мы хотим грешить, — мы позволяем себе это. Человек может говорить: «Надо бросать курить, надо бросать пить, надо менять свою жизнь…» А сам ничего для этого не делает. Вообще ничего. А если предлагаешь ему конкретный путь, — он отказывается по нему идти. Это говорит о том, что на самом деле он менять ничего не хочет. А если не хочет, — его Сам Бог не заставит, — не то что я, или жена, или мать. Никто его не заставит. Он же свободен. Бог не посягает на нашу свободу. А как использовать свою свободу, человек выбирает сам.
— Можете назвать конкретных людей, реальные чудеса, когда человек погибал, и был спасен?
— Много таких случаев. Один человек двадцать лет был в запое. Вообще не просыхал. Николай его звали. Утром выпивал пятьдесят грамм, — и ему было достаточно. Работу он бросил. Жена и дети от него отказались. Ходил, как бомж. Начал пить, и никак не мог остановиться. Двадцать лет это продолжалось. И пришел в храм. Смотрю: сидит на лавке. Сидит смирно, не буянит, перегар от него тянет. «Можно посижу?» Ну сиди. Каждое утро стал приходить. Пока храм открыт, — сидит на лавке. Вечером уходит. Никого не трогает, ни к кому не пристает, не просит ничего – ни денег, ни еды. Сел – и сидит. И день, и два, и месяц. Мы уже начали его кормить. А потом он говорит: «Пока я в храме, — мне не хочется пить.» Потом он попросился на ночь. Я его закрыл в храме на ночь. Один раз, второй, третий… Через полгода он перестал пить вообще. Пришел на исповедь, покаялся, стал причащаться, молиться. Примерно через два года такой церковной жизни он вернулся в семью. Его приняли жена и дети. Вид у него остался алкоголика – помятый, фиолетовый. Но, тем не менее, оказалось, руки у него – золотые. Стал строить пристройки, нутрий разводить, кроликов, курочек. Жена – счастлива. Естественно, последствия болезни дали себя знать, лет через десять нормальной жизни, совсем недавно, он умер. Я считаю, это – чудо Божье.
Другой случай. Наркоман. Героиновый. Тринадцать лет «на игле висел». Есть наркоманы глупые, а есть «умные». Глупые – те, которые постоянно повышают дозу, чтобы получать эйфорические ощущения. А «умный» наркоман дозу не повышает. Иногда даже понижает. Чтобы прожить подольше. Наркотик он себе вводит, чтоб избавиться от боли, снять «ломку»: никакой эйфории он давно не получает. На самом деле эйфорию наркоманы ощущают считанные разы. Потом просто снимают боль, дискомфортное состояние: как они говорят, без наркотика их «кумарит». Такой наркоман тринадцать лет потреблял наркотик. Тяжелый. Но, воцерковившись, полностью вернулся в социальную жизнь. После десяти лет ремиссии, уже в 36 лет, женился. Сейчас ему – около сорока лет, недавно у него родился второй ребенок; всё у него нормально.
— В наше коронавирусное время ваше «Трезвение» продолжает выполнять свою миссию?
— Центр «Трезвение» работает. Нарколог-психиатр и психолог принимают. Психолог каждую субботу проводит групповые занятия с созависимыми.
— Созависимым, то есть родственникам алкоголиков, наверное, во многом – труднее, чем самим алкоголикам?
— Созависимые часто сами являются провокаторами этой беды. Алкоголиками, наркоманами обычно становятся те, чьи родители никогда не занимались мировоззрением ребенка, не поднимали вопросы смысла жизни, у кого – сугубо потребительские отношения — и вне семьи, и между собой: «Ты мне должен, я тебе должна…» Но нет отношения любви. И нет вертикали. Тогда человека по жизни ведут инстинкты – самосохранения и размножения; у него – животная жизнь, «Бермудский треугольник» — «Холодильник – телевизор – унитаз». Но если Бога нет, — всё можно. Это говорит Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых» Достоевского. А человек понимает: «Если Бога нет, значит, и я не вечен, конечен. Завтра умру – всё! Как я буду жить сегодня? – Конечно, потребительски: бери от жизни всё!» Такому человеку мораль, нравственность не нужны: они ему только мешают. Обычное оправдание родителей: «Школа воспитывает!» Действительно, утром ребенок ушел в школу, потом – продленка, секция… Вечером два часа общается с родителями, ложится спать; утром – все сначала. Так вот эти два часа – важнее всего остального дня, проведенного вне дома. Родители на ребенка за эти часы влияют гораздо больше, чем учителя, тренер и все остальные, вместе взятые. Родители упускают главное, а потом страдают; но продолжают «лить масло в огонь». Беда созависимых – в том, что они не живут своей судьбой. Молодая мамочка идет с ребенком, встречает знакомую: «А мы уже разговариваем!» Да не «мы», а он, ребенок, разговаривает! А она уже живет его жизнью! И вот ему – уже сорок лет, а она – всё «мы»: «Мы не можем найти работу. Мы болеем: не можем избавиться от наркотика.» Он зависим от наркотика, а она зависима от него: он – её наркотик. А, бывает, он излечивается от зависимости, а родные не знают, как дальше жить — и такое случается, к сожалению. Особенно это касается матерей. И жен. Есть у нас такой психотип – «спасательница»
— Так вы, оказывая психологическую помощь созависимым, помогаете этим самым одновременно и самим алкоголикам?
— Конечно! Алкоголику, наркоману нужно помогать сразу с четырех сторон: физиологически, психологически, с точки зрения духовной и в связи с его созависимыми. Если работать одновременно по всем четырем направлениям, — какой-то результат будет.
— Получается, некоторые, в том числе созависимые, приходят к Богу через алкоголь и наркотики?
— К Богу приходят по смирению. У всех – разные судьбы. Но при этом все приходят к Богу по смирению. По своей гордыне к Богу никто не приходит.
— Есть ли среди прихожан вашего храма бывшие алкоголики и наркоманы?
— Конечно! Они семьи создают, здоровых детей рожают; приходят в храм всей семьей. Для меня это – большая радость. Мы вместе молимся и причащаемся по воскресеньям и в праздники. И новый календарный год мы встречаем вместе: 1 января – День памяти святого мученика Вонифатия. Молодой красавец Вонифатий был блудником и пьяницей, потом принял Христа, покаялся и за свою веру принял мученическую кончину. Пока родители стоят в храме на службе, молятся, — малыши от 5-и до 7-и лет занимаются в нашей воскресной школе: это у нас – младшая группа. Потом преподаватель их ведет причащать. А после службы на занятия приходит средняя группа – старшие дети.
— Бывшие наркоманы и алкоголики помогают вам?
— Помогают. Готовят, кормят бездомных. Работают на стройке: пять лет назад мы собрали деньги, купили соседний участок, сломали там старый дом. Заказали проект. И уже построили новое двухэтажное здание воскресной школы.
— Какова история вашего храма?
— В 1943-м в Таганрог с Украины приехал священник. Известно только, что его звали игумен Селафиил: монашеское имя. Он за свои личные средства купил частный дом. (По этому адресу: Первая линия, 152; это тогда была предпоследняя улица города.) Во время фашистской оккупации немцы служить ему не позволили. Хотя он уже и общину собрал. Первая служба состоялась через три недели после освобождения Таганрога, на Рождество Пресвятой Богородицы. Потом, в течение десятилетий, были убраны внутренние стены, укреплена крыша, куплен второй дом, который находился рядом, два дома соединились вместе, под одну крышу, были обложены стены кирпичом изнутри и снаружи, появились новые окна, новые двери, купол, колокольня.
— А когда вы начали по воскресеньям кормить в городе бомжей и голодных?
— Семь лет назад.
— Сейчас не кормите?
— Мы все эти годы кормим их с октября по апрель. Если вторую волну коронавирусной пандемии не объявят, — в октябре с Божьей помощью снова начнем кормить.
— А не получается ли, что вы способствуете пьянству: сэкономленные на пище деньги они тратят на водку?
— Я могу смело заявить: если реальный алкоголик находит деньги, — он их никогда не тратит на пищу. Только на спиртное!
— Но ведь есть, наверное, люди, считающие, что кормление алкоголиков – не богоугодное дело?
— Реакция у людей – самая разная. Один прохожий подходит ко мне, дает сто рублей, просит: «Помяните моих усопших!» А некоторые идут мимо и чуть ли не матом нас кроют: «Что вы делаете? Без вас они бы скорее сдохли!» Но те, кто так говорят, и те, кто так не говорят, но думают, забывают поговорку «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Я же не просто их кормлю. Я с ними общаюсь; узнаю, какие судьбы у них. И, поверьте, там есть люди, о которых лет пятнадцать назад в жизни никто не подумал бы, что он будет на улице – бомж, алкоголик. Там есть люди с высшим образованием. Там есть люди, у которых были и квартиры, и машины, и целые предприятия. Десять лет назад он помыслить себе не мог, что окажется в состоянии бомжа, который на мусорнике питается объедками и с радостью дрожащими руками держит зимой тарелку с горячим борщом, который мы привозим. Никто не знает, что с ним будет не то что через десять лет, — через десять минут. Поэтому лучше никого не осуждать. В чём осудишь, в том и побудешь: это – духовный закон.
Фото автора.