Откуда в нас – так много страхов? Почему мы наряду со смертью боимся оказаться в смешном, дурацком положении? В преддверии Дня смеха своими размышлениями об этом с нами делится священник Свято-Никольского храма протоиерей Алексей Сотрута.

— Отец Алексий! Вы в свое время пошли на бокс, чтобы преодолеть свои детские, подростковые страхи?

— Скорее всего, да. Может, не совсем страхи. Мы росли в таком детском обществе, где, если ты сильный, то чувствуешь себя намного комфортнее. Это была первая причина. А вторая причина – за компанию: в нашем первом классе в 31-й школе все пошли на дзюдо, — и я пошел на дзюдо. Ходили на дзюдо, а тут на втором этаже открылась секция бокса. А еще по телевизору фильм прошел «Первая перчатка». Как было не пойти на бокс?

— И бокс помог Вам почувствовать себя комфортнее?

— О! Я почувствовал себя на коне!

— Однажды во время вечерней службы в нашем храме оказался парень, который был явно не в себе. Казалось, от него зримо исходило нервное напряжение. Вы проводили помазание, помазали и его, но он после этого встал перед алтарником, держащим для Вас освященное масло, и стал смотреть на того в упор. Вы протянули руку, и погладили его по голове. Он, казалось, этого и ждал. Нервное напряжение спало. И парень, успокоившись, ушел из храма. А теперь – вопрос. Как Вы считаете: почему в нашем обществе – так много нервного напряжения, почему мы так боимся друг друга?

— Я уверен: всё это – от греха и маловерия. В чем суть нашей духовной жизни? – В том, чтобы мы исполняли две Божьи заповеди: люби Бога, и люби ближнего. Вот и всё! А, если у нас это не получается, то, значит, мы в христианстве – неудачники.

— Страх – это грех?

— В перечне грехов страха нет. Но грехом является недоверие Богу. Если, например, человеку что-то приснилось, и он считает, что это – вещий сон, и пребывает в страхе и переживаниях перед какими-то грядущими событиями, бедами, несчастьями, то это – грех. Но это – не столько страх, сколько проявление недоверия Богу и Промыслу Божьему и большая вера в какие-то иные силы, нежели в Силу Божью. Но сам по себе страх – это не грех, а немощь. Есть старинная казачья песня, и в ней – такие слова: «Смелым Бог владеет». Если человек смелый, то его рукой управляет Бог. А если человек попросту трус, и забился в угол, и сидит, и дрожит, — им явно управляет не Господь.

— А есть в страхе хоть что-то хорошее, какая-то польза от него?

— Польза несомненно есть! Сам по себе страх – необходимое чувство, которое очень помогает в жизни. В страхе проявляется важнейший инстинкт – инстинкт самосохранения. Как говорит современная поговорка, не боятся только дураки. Рассказы о бесстрашии героев обычно – выдумки. Люди, прошедшие войну, признаются, что им тоже было страшно. Героизм – не в отсутствии страха, а в его преодолении.

— Почему даже христиане, которые говорят, что верят в бессмертие, боятся как собственной смерти, так и смерти родных и любимых людей?

— Я здесь предполагаю два аспекта. Первый – простой: это – маловерие. Легко говорить, что я верю в бессмертие, когда мне ничего не угрожает, когда нет необходимости подтверждать свои слова делом. Вторая составляющая этого вопроса – сложнее. Человек боится неизвестности – того, с чем незнаком. Мы верим, но мы не знаем. Когда вслепую ногу ставишь, не зная куда, всегда страшно. Поэтому порог смерти пугает. Кроме того, как описывается, это – больно, а подавляющему большинству людей, в той или иной степени, свойственно бояться боли.

— Животный страх парализует и волю, и разум, и чувства. Но как от него избавиться?

— Тренировками. Я – не о физкультуре. Преподобный Паисий Афонский писал: «Я в детстве был боязливым. И, чтобы побороть свой страх, ходил ночевать на кладбище.» Если личность формируется в тепличных условиях, на выходе получается ничто иное, как безобидный божий одуванчик, не имеющий даже самого минимума опыта экстремальных ситуаций. А отсутствие навыка управлять страхом может «выстрелить» в самый неподходящий момент. Но если человек, боязливый с детства, проходит какие-то испытания, регулярно рискуя если не жизнью, то хотя бы здоровьем, он постепенно преодолевает свои страхи. Однако иногда в жизни мы наблюдаем удивительную, на первый взгляд, метаморфозу. Когда тот «божий одуванчик» в чрезвычайных ситуациях просто преображается, на эти мгновения кардинально изменяется. Его природный страх срабатывает как некий детонатор, становится для него своего рода допингом. И тогда человек способен поступить вопреки своему обычаю, совершить великие подвиги. Я считаю, что это зависит от составляющих воспитания личности — идеологической, психологической и религиозной. Если читать ребенку с детства о подвигах богатырей, знаменитых сражениях и полководцах, о национальных героях — в нем это заложит крепкий фундамент мужества и благородства. И наоборот. Человек, впитавший с молоком матери модели поведения персонажей из сериалов, имеет в своем арсенале «виртуальное» или сказочное оружие, которое на самом деле не в состоянии принести никакой реальной пользы.

— К вопросу о детях. Сколько их у Вас – не духовных чад, а своих родных детей?

— Семеро. Три сына и четыре дочки.

— Замечательно! Следующий вопрос Вам – не только как батюшке, но и как многодетному отцу. Нынешние поколения, в отличие от прежних, не знают ни нищеты, ни голода, ни войн. Однако многие люди при этом боятся становиться родителями – боятся за еще не рожденных детей. Почему?..

— Жена всегда говорила: «Будут дети, — Господь даст и пропитание!». Раньше я служил в Липецкой епархии. Липецкий и Задонский митрополит Никон как-то на епархиальном собрании рассказывал нам, семейным священникам. Пока супруги вдвоем, — они живут для себя. Появляется ребенок, — и уже нужно делиться с ним – всем, прежде всего своим временем. Чем больше детей, тем больше приходится делиться. «Нежадные,» — так владыка Никон назвал многодетных родителей.

— То есть люди боятся не столько за возможных будущих детей, сколько за самих себя; боятся, что придется жертвовать какими-то своими интересами?

-Несомненно, за себя. Ведь если моим детям недостаточно одежды, пропитания, да чего угодно, в итоге переживаю вместе с ними и я. Но тут есть еще и другой аспект. Образ Божий в человеке — это стремление к совершенству. Стремление предполагает постоянную деятельность. Как сказано в Евангелии: «Кто со Мной не собирает, тот расточает». Не «кто со мною не собрал», а СОБИРАЕТ, продолжает движение. Таким образом, если я имею в наличии страхи, сомнения, наряду со множеством прочих недостатков, и пребываю в бездействии и лености, — они увеличиваются, всецело порабощая меня; и наоборот, прилагая усилия, проливая пот и кровь, совершенствуясь, «собирая со Христом», постепенно не только освобождаюсь от страхов, но и в теории, которая является целью, достигаю Царствия Божия. Суть этого процесса выражена в простой пословице – под лежачий камень вода не течет.

— Коронавирус в очередной раз показал всему человечеству, как много в мире страха. Какие в связи с этим чувства и мысли возникли у Вас?

— На днях Глава Донской митрополии владыка Меркурий отметил, что некоторые люди нынешние меры предосторожности считают чрезмерными и бесполезными. И мало того, что сами не берегутся, но и распространяют по интернету соответствующую дезинформацию, нагнетают страхи. У меня «чесались руки» удалить все эти соцсети – так много там наглой изощренной лжи. Если что-то прочитаешь, — начинаешь переживать, а какой в этом толк? Страх здесь – бессмысленный. Нужны дезинфекция, меры предосторожности. Если человеку на себя наплевать, — он должен соблюдать эти меры ради ближних. Но страх здесь вообще неуместен. Если бы вирус проходил мимо тех, кто его боится, — был бы смысл бояться. А так ведь – наоборот: страх ослабляет иммунитет.

— Если Бог – наш Любящий Отец, то зачем нам Его бояться? Почему Страх Божий считается добродетелью?

— Есть три степени любви к Богу и, соответственно, три вида страха перед Ним. Низшая ступень – рабская: человек боится, что за его проделки, проступки и пороки Бог его покарает – и в этой жизни, а в особенности – после смерти. Вторая ступень – наемника: человек старается угодить Богу и боится проштрафиться, лишиться своей, как ему кажется, заслуженной награды. Третья – совершенная – сыновья, по любви. Страх Божий – это не страх Божьей кары. Страх Божий – это боязнь огорчить своего Отца Небесного, боязнь разлуки, отрыва от Него. А по большому счету, это вообще — не страх, а благоговейный трепет.

— Однако некоторые боятся что-то сделать в храме не так, получить замечание от бабушки-свечницы. Что бы Вы им посоветовали?

— Я бы им посоветовал идти в храм не к свечницам, а к Богу. И помнить, что мы в храм приходим не святыми, а освятиться. Господь же сказал, что пришел спасти грешников, а не праведников. Поэтому мы и собираемся все – калеченные и увечные – в плане моральном, психологическом и духовном. Собираемся вместе в Церкви, чтобы попросить помощи Божьей, исцеления, укрепления в своих немощах. Но если человек приходит в храм с бедой или с реальной проблемой, я думаю, ему легче справиться с окружающей обстановкой: ему просто не до мелочей.

— В своем послании апостол Иоанн пишет: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин 4:18). Но ведь и Господь, Который и есть Любовь, будучи в Гефсиманском саду, предвидя, что Его ждет, испытывал страх перед страданием и смертью. Как это объяснить?

— Иисус Христос – это Совершенный Бог и Совершенный Человек. А для человека естественно бояться страдания и смерти. Будучи Совершенным Человеком, Господь остался безгрешным, не познал греха; однако Он воспринял все остальные слабости и немощи поврежденной грехом человеческой природы, и невинно перенес все страдания, которые возможны для человека. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет по этому поводу: «А скорбит и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он был истинным Человеком, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе; поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее». Через Крестную смерть Христос смог преодолеть и победить и смерть, и ад, и грех, и страх, в том числе – страх смерти, страдания, одиночества. И дал возможность побеждать страх и человеку.

— 30 марта – день памяти преподобного Алексия, человека Божьего. Этот святой удивляет своей смелостью. Как Вы думаете, может ли он помочь и нам в преодолении наших страхов?

— Я думаю, что в преодолении страхов может помочь любой святой. Всякий святой – человек, совершивший христианский подвиг; понесший крест, который во всей полноте ведом только ему и Богу; святой — это человек, в высшей степени почтивший Бога. А из писания мы знаем, что «Бог послушает его, яко богочтец есть». Таким образом, любой святой, без исключения, может быть нашим ходатаем перед престолом Всевышнего.

— Почему агрессия извне приводит к страху, понятно. А почему страх порождает внутреннюю агрессию? И как их обуздать?

— Это, наверное, и есть проявление инстинкта самосохранения. Впрочем, если речь идет чисто о бытовых отношениях, то агрессия – это эквивалент несовершенства. Когда человек агрессивен, ему весьма полезно вспомнить о Божьем вездесущии. Ведь в присутствии Христа, думаю, мало кому будет интересно скандалить и сквернословить.

— А как Вы считаете: зачем наши СМИ нагнетают страхи?

— Думаю, СМИ — это мощнейший инструмент геополитики. С его помощью управляют миром, изменяют сознание. Кто платит, тот и заказывает музыку. Для этого человеку дан разум. Снова мы возвращаемся к понятию «греха». Если разум им помрачен, человек блуждает в трех соснах, как говорит псалтирь: «убояшася страха, иде же не бе страха», и, конечно, напротив. «Свет Христов просвещает всех» — возглашают священнослужители в эти великопостные дни, Он есть «путь и истина и жизнь», и никакие умы не в состоянии меня сбить с толку, если мой путь – Христос!

— 1 апреля – День смеха, День дурака. Многие боятся оказаться в дурацком положении, боятся смеха над собой. Почему?

— Мы часто боимся того, что будет задето наше самолюбие, наша гордость. Гордыня — это корень всех наших грехов.

— Многие боятся, что их разыграют. А Вы не боитесь?

— Того, что меня разыграют? Да сколько угодно! Мне самому смешно будет. Но, конечно, какие-то рамки должны быть. Я и других люблю разыгрывать. Беззлобно.

Антон Сахновский

Беседовал Антон Сахновский