В Православном духовно-просветительском Центре семьи и молодёжи прошла очередная лекция кандидата психологических наук, практикующего психолога Дарьи Халаджиевой. Тема беседы — «Проблемные отношения в Церкви и семье (о созависимостях, манипуляциях и подменах)» — стала логическим продолжением предыдущей лекции «Психологические ловушки и проблемы на пути воцерковления».

Начиная лекцию, психолог заметила:

— Придя к вере, мы жаждем моментального преображения. Но, тем не менее, в новую жизнь мы приносим из светской жизни старые проблемы. И в Церкви мы встречаемся с такими же людьми, как и мы сами. Поэтому всё то, от чего мы хотим убежать в миру, мы встречаем и в Церкви. Более того, здесь встречаются и свои ловушки, потому что человек, с одной стороны, существо очень умное, а с другой — у него заложена функция манипулятора.

704

Петр Верховенский из романа Ф.М. Достоевского «Бесы» умел подчинять своему влиянию даже людей значительно старше его.

Прежде всего Дарья Семёновна постаралась объяснить собравшимся, какой смысл психологи вкладывают в термин «манипуляция»:

— В психологическом словаре встречается следующее определение: «Манипуляция — это вид социального взаимодействия, при котором цель взаимодействия бывает сокрыта», то есть когда мы, общаясь с человеком, хотим добиться своей цели не прямым способом, а, что называется, исподволь. С манипуляциями мы так или иначе постоянно сталкиваемся. И степени градации манипуляции могут быть разные. И тут возникает вопрос: когда манипуляции из безобидных превращаются в прямое зло для нас? — сказала лектор и предложила рассмотреть, с какими видами манипулятивного влияния мы сталкиваемся в своей жизни а также, какими типами мы тоже, возможно, пользуемся сами того не подозревая.

Один из самых распространённых манипулятивных приёмов — это ложь.

— Мы как люди православные, понимаем, что ложь является греховным проявлением, тут объяснять не надо. Что самое опасное в ней с точки зрения психологии? Когда мы сталкиваемся с ложью на протяжении какого-то отрезка времени, то начинают колебаться сами основы понимания того, где мы имеем дело с правдой, а где полуправда или совсем не правда. И человек попадает в такую «шизофреноподобную» ситуацию, когда, с одной стороны, мы хотим верить, особенно когда нам лгут близкие люди, а с другой стороны, мы можем чувствовать, что что-то здесь не так. По сути дела, мы каждый раз сталкиваемся с ситуацией выбора: «Кто прав? Я или другой?» А если это ещё и попадает на наши психологические особенности, то ситуация становится просто нездоровой.

У лжи тоже могут быть градации. Например, приём, который часто используется в СМИ, — обман путём умолчания. Это когда мы получаем какую-то достоверную информацию, но при этом часть информации умалчивается. И тоже получается специфическое воздействие, потому что вы понимаете, что вроде бы всё правда, а раскрыть такую полуправду иногда даже сложнее, чем ложь. И получается, что так можно нашим сознанием манипулировать, достаточно иногда вбрасывать в СМИ такую искаженную информацию, чтобы через какое-то время у нас сформировалось определённое представление о чем бы то ни было.

Следующий интересный приём, которым могут пользоваться манипуляторы, — отрицание. К примеру: «Даже если вы меня поймали на воровстве, это не то, что вы видите. Ничего не было. Вы неправильно интерпретируете». Человек, который использует такой прием манипуляции, должен обладать достаточной верой в то, что он говорит. Это тоже такой специфический личностный тип, когда, глядя в глаза, человек может утверждать, что этого не было.

Ещё один приём — рационализация — когда человека ловят с поличным, а он начинает оправдывать своё поведение, объясняя, что сделал это из лучших побуждений.

Близкий к этому приём — минимизация,  когда манипулятор приуменьшает зло, причинённое им.

Сюда же можно отнести избирательное невнимание или избирательное внимание, когда манипулятор отказывается замечать что-либо, что может расстроить его планы, переводя внимание на что-то другое.

Отвлечение — когда не дается ответ на ваш вопрос, который неудобен собеседнику, а вместо этого разговор переводится на другую тему. Такое можно часто встретить у политиков, когда, например, на вопрос, почему такие маленькие зарплаты, начинают очень подробно говорить:  «Ну вы же понимаете, в нашей стране кризис…» или «А посмотрите, какие у нас плохие дороги…» — и ты уже начинаешь  думать, что твой вопрос совершенно неуместен, что это такая мелочь по сравнению с глобальными мировыми проблемами. А всё потому, что твоё внимание умело переключили на другое.

Далее Дарья Халаджиева рассказала о эмоциональных манипулятивных приемах, в которых манипулятор начинает давить на какие-либо чувства.

Самый яркий из них — манипуляция виной. Для этого не обязательно говорится прямо: «Ты виноват». Можно и иными способами давать понять: «Ты плохой муж.., ты плохой отец.., ты плохая жена.., ты не настоящая православная…» И в конечном итоге жертва манипуляций начинает думать, что во всех неприятностях, которые происходят вокруг него, виноват исключительно он…

Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-Iudushka-Golovlyov-Iudushka-Golovlev-1933-1

«Душеед» Иудушка Головлев из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Рядом с этим стоит близкий приём «пристыживание». К сожалению, в нашей культуре это встречается повсеместно, начиная с детских садов, школ, институтов и даже в Церкви. Пользуясь этой тактикой, манипулятор пытается увеличить в жертве страх и неуверенность в себе, чтобы, чувствуя себя малозначительным, человек легче подчинялся. Причем приемы могут быть не только вербальными. «Талантливый» манипулятор может добиться желаемого и выражением лица, и тоном, с каким он говорит, казалось бы, нейтральные вещи, и даже выразительным молчанием.

Ещё один вид манипуляций — игра в жертву. Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств, пытаясь достичь желаемого. Это на самом деле часто беда не только окружающих, но и самого манипулятора. Потому что игра в жертву не возникает на пустом месте. Вполне возможно, что когда человек постоянно сталкивается с тем, что он находится в позиции обвиняемого, он начинает искать в любой ситуации «вторичную выгоду». И оказывается, что быть в роли жертвы не так плохо, потому что можно поменяться местами с теми, кто нас виноватил, виноватя их, например, своим здоровьем или положением дел. Чего хотят жертвы? Сочувствия, переживания, и, возможно, прекращения агрессивного поведения по отношению к ним. И часто это связано с психосаматизацией, когда манипулятор не притворяется больным, а на самом деле может «загнать» себя в какую-нибудь болезнь. Например, иногда ребёнок начинает болеть, потому что для него это единственный способ сказать «нет» на всё то, что происходит в семье. К сожалению, когда этот ребёнок вырастает, он продолжает пользоваться таким приёмом и дальше. Допустим, уже в супружеских отношениях вместо того, чтобы сказать, что мне это не нравится, человек начинает заболевать только потому, что он не может сказать «нет», и ему легче заболеть, чем сказать, о том, что его беспокоит.

319757_original

«Они правы, я вещь, а не человек!», — говорит «жертва» Лариса Огудалова из «Бесприданницы» Н.А. Островского

А такой приём, как агрессивное реагирование особенно действует на людей с тонкой душевной организацией. Здесь манипулятор использует гнев, крик или грубость, чтобы шокировать жертву и таким образом вывести из игры, чтобы вы даже забыли, зачем приходили и больше не задавали неудобных для него вопросов.

Подводя итог сказанному, лектор подчеркнула, что задача сознательных манипуляторов — внушить вам, что только его мир, каким он его описывает, имеет право на существование, а то, что вы думаете — неправда.

— Почему в таких отношениях (манипулятор — жертва) опасно долго находиться? Потому что человек начинает терять контакт с собой, он не слышит себя и всё время оказывается в ситуации «наверно, я брежу или мир сошел с ума».

На вопрос из зала, как же не стать жертвой манипулятора, Дарья Семёновна ответила, что, прежде всего, надо взять паузу. Часто манипуляция направлена как раз на то, чтобы у вас не было времени прийти в себя. Классический пример: вы приходите в магазин и на вас тут же выливается масса информации о скидках, товарах, так, что нет времени подумать: » А нужны ли мне две пары обуви по цене одной, когда я вообще пришла за перчатками?» Поэтому первое, что надо сделать в таких ситуациях, это сказать себе «стоп».

Причем о том, что полезно иногда брать паузу, мы и сами часто интуитивно догадываемся. И тут возникает интересный момент, почему мы боимся её взять. При всем при том, что у нас могут быть очень высокие моральные ценности и мы стараемся приблизиться к идеалу образа христианина, в нас живет множество страстей, что делает нас уязвимыми для манипуляторов. И мы должны научиться понимать, где нами движет, например, уязвлённая гордыня или тщеславие. И тут надо уметь себе сказать: «Да, возможно, я что-то не понимаю, возможно, я не такой умный, как хотел бы оказаться в этой ситуации. И что? Я имею право на то, чтобы подумать, на то, чтобы воспринять эту информацию более полно». А очень часто манипуляторы как раз задают свой собственный темп. Поэтому и бывает необходимо взять паузу и попытаться «вернуться к себе», осмыслить, что же со мной происходит, на какие мои «болевые точки» сейчас пытаются надавить. То ли на жадность (сэкономишь, воспользовавшись скидками), то ли на страх показаться глупым или страх, что о нас плохо подумают…

На следующий вопрос, осознанно или не осознанно человек пользуется манипулятивными приёмами, Дарья Халаджиева ответила, что, если речь идёт о осознанной манипуляции, то мы сталкиваемся со специфическим типом личности, которого мы называем манипулятором. С другой стороны, человек может манипулировать неосознанно. Например, при «игре в жертву» манипуляция может долго не осознаваться — человек искренне верит, что это действительно так. А, например, придя на психотерапию, он начинает понимать, что часто в жизни пользуется такими приёмами. Но, к сожалению, бывает, что и осознав, человек не может от этого отказаться. Потому что, чтобы перестать манипулировать, должны появиться новые способы поведения, а если они не наработаны, то мы скатываемся на привычные рельсы. Поэтому, когда мы говорим о методах профилактики манипулятивного поведения, важно понять, что за всем этим стоят свои определённые проблемы и страдание.

img-47-2-768x512

Слайд лекции Натальи Скуратовской http://www.pravmir.ru/psihologicheskie-manipulyatsii-v-tserkvi-kak-raspoznat-i-chto-delat/

Собравшиеся очень заинтересованно слушали лекцию, многие узнавали ситуации и проблемы, с которыми они также сталкивались в своей жизни (и на работе, и в семье, и даже в Церкви). Разобрав с участниками занятия на очень точных и ярких примерах, как человек становится жертвой таких приёмов, какие наши особенности характера и психики делают нас более уязвимыми, психолог вместе с залом постаралась найти выходы из подобных сценариев и выработать приемы противодействия манипуляторам.

Лекция длилась более двух часов, но даже по её окончании многие не хотели расходиться, настолько интересной она оказалась. Дарья Халаджиева обещала, что продолжит подобные встречи в Центре семьи и молодёжи.

Светлана Григоришина

Светлана Григоришина