Исходя из библейской хронологии, Иерусалимский Храм оставался основным центром иудейского культа в течение тысячи лет и был второй раз разрушен римлянами в 70 г. по Р. Х.

Первое разрушение Храма (Первого Храма) произошло в 587 г. до Р. Х, однако, он был заново отстроен и сыграл огромную роль в истории евреев, в политическом и религиозном плане.

В еврейском обществе разрушение как Первого Храма, так и Второго, как и многие другие важные события истории, традиционно приурочивают к девятому дню месяца Ава (Аба).

История Первого Храма от строительства его царем Соломоном до разрушения его царем Вавилона Навуходоносором была весьма сложной, и «Дом Бога» не раз подвергался осквернению в периоды возврата к идолопоклонству.

Ольга Астапова отмечает: «По размышлениям Девтерономиста» (в рамках документальной гипотезы письменных источников, легших в основу книг Второзаконической истории, – Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царей), «именно цари несли ответственность за ассимиляцию Израилем многих элементов чуждых культов» [1. С. 377].

Указанием на усиление религиозного синкретизма библейское повествование рассматривает разделение единого процветающего царства, что явилось наказанием «за грех Соломона, правление которого отмечено началом процесса усиления египетских и ханаанских влияний на политическую и религиозную жизнь Израиля».

Царь Соломон. Гравюра Г. Доре. 1860-е гг.

В частности, таким свидетельством служит перечисление его многочисленных иноземных жен (См. 3 Цар.11, 1-3). [1. С. 378].

Так, еврейский народ сохранил следующее красочное описание женитьбы Соломона на дочери фараона: «Ночью того дня, когда окончено было построение храма, состоялась женитьба Соломона на дочери фараоновой Бифии» (Дочь Писебханина, последнего фараона XXI династии).

Таким образом, совпали два празднества: торжество освящения храма и венчальный пир Соломона.

И венчальное пиршество дочери фараоновой превзошло, по блеску и роскоши, первое празднество храма Господнего. Возымел тогда же Господь намерение разрушить Иерусалим, как гласит Писание: «На гнев и на досаду Мне существует город этот с того дня, как построили его».

По преданию раби Хонии – разных восемьдесят плясок проплясала Бифия в ту ночь перед Соломоном.

Женитьба царя Соломона на дочери фараона. Иллюстрация к Библии

По другому преданию – тысячу инструментов музыкальных привезла она и в то время, когда музыканты играли на них на пиршестве в ту ночь, она говорила, поясняя Соломону:

– Вот этот гимн исполняется у нас в честь такого-то божества, а этот – в честь такого-то.

И что еще сделала она? Над ложем Соломона поставила балдахин, осыпанный с внутренней стороны драгоценными камнями, сверкавшими в ночной тени подобно звездам и планетам. Каждый раз, когда Соломон, проснувшись, собирался вставать, он принимал блеск каменьев за сияние звездное – так и проспал он до четвертого часа после восхода солнца.

По преданию от рабы Леви – в тот день Тамид (Жертва постоянная, ежедневная) «был совершен лишь через четыре часа после восхода солнечного, ключи же от Храма находились у Соломона и хранились под изголовьем у него. Глубоко огорчен был народ невозможностью приступить своевременно к торжеству освящения Храма, но будить царя никто не решался. Пошли к Вирсавии, матери Соломоновой, и рассказали ей.

Пришла Вирсавия, разбудила Соломона и примерно наказала его: сняла сандалий с ноги своей и, сыпля удары, приговаривала: “А что, чадо мое? А каково, плод чрева моего?!”» (Мидраш-Мишпэ)

Также краткое, но очень внятное поучение находим ниже:

«Соломон породнился с фараоном, царем египетским, и взял за себя дочь фараона».

«В тот час, когда Соломон взял за себя дочь фараона, сошел архангел Гавриил и опустил тростину в море; на том месте образовалась мель, на которой впоследствии основан был Рим» (Трактат, Шаббат, 56). [Цит. по 2. С. 257-259].

После разделения единого царства на царство Иудейское и царство Израильское, иноземные влияния и религиозный синкретизм только нарастали.

Причину гибели Северного царства Девтерономист «видит в том, что сыны Израилевы стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица их, и по обычаям царей Израильских, как поступали они (4 Цар. 17, 8-9). Между нечестивыми деяниями царей и последующими бедствиями всегда существует внутренняя связь, прослеживаемая Девтерономистом» [1. С. 378]. (См. напр. 4 Цар. 13,1-9; 16, 5).

Взятие Самарии ассирийским царем Салманасаром V и гибель царства Израильского произошло в 722 г. до Р.Х.

«Израиль, в силу своего географического положения (нагорья Самарии открыты с севера, запада и востока) и неоднородного этнического состава, был более подвержен различного рода влияниям со стороны соседних народов, чем Иудея, защищенная горными массивами, окруженная безводными пространствами с востока и юга и, кроме того, этнически однородная».

Однако порою и иудейские цари не уступали израильским царям в религиозном совращении своего народа. При Ровоаме «устроили они [иудеи] у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израильских» (3 Цар. 14, 23-24).

Так, царь Ахаз «ходил путем царей израильских» (4 Цар. 16,3), «совершал жертвы и курения на высотах и на холмах, и под всяким тенистым деревом (4 Цар. 16, 4), приносил жертвы YHWH-Господу «на жертвеннике, сделанном по его приказу по образцу ассирийского жертвенника, увиденного им в Дамаске, и даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям хананеев» (4 Цар. 16, 1-4).

Манассия, подобно Ахазу, подражал мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых: «провел сына своего через огонь и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его» (4 Цар. 21, 6), и совратил свой народ даже до того, «чтобы они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» (4 Цар. 21, 9). «Именно за оскорбления, которыми прогневал YHWH Манассия, Господь отверг остаток удела Своего, отдал его в руку врагов их» (4 Цар. 21, 14) [1. С. 380].

Осада Иерусалима. Средневековая миниатюра к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия. Источник: Wikimedia.Commons

Грозное предсказание о падении Иерусалима звучит в библейском тексте следующим образом: «И говорил Господь через рабов Своих, пророков, и сказал: за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде его, и ввел Иуду в грех идолами своими, за то, – так говорит Господь, Бог Израилев, – вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того; и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, – вытрут и опрокинут ее; и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руки врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневали Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня» (4 Цар. 21, 10-15; ср. также Иер. 32, 26-35).

«Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех – делать неугодное в очах Господних» (4 Цар. 21, 16).

Разрушение Иерусалимского храма. Художник Николай Ге. Дата завершения картины 1859 г.

Падение царства Иудейского произошло в 587 г. до Р.Х., при царе Седекии (на 11-м году его царствования), в это же время был разрушен Храм и Иерусалим (4 Цар. 25, 1-10).

На основе библейского повествования, когда народ иудейский дошел до крайнего нечестия и развращения, Господь прогневался и навел на него царя Вавилонского Навуходоносора, который разрушил царство Иудейское.

Поводом к тому стала попытка Седекии отложиться от дани, которую он платил Навуходоносру несколько лет. К этому побудил Седекию фараон Египетский Хофра, обещавший ему военную помощь. Вследствие этого Навуходоносор осадил Иерусалим (фараон Хофра действительно поспешил на помощь Седекии, но Навуходоносор разбил его), и через полтора года осады город был взят.

Седекия бежал из города, но был схвачен и приведен к Навуходоносору. По повелению Навуходоносора, сыновей Седекии закололи перед глазами отца, а его самого ослепили и в оковах отвели в Вавилон, где он и умер в темнице. После этого Храм Господень, царские дворы и все большие дома в Иерусалиме были сожжены, стены Иерусалима разрушены, богатства Храма Господня, царя и князей отнесены в Вавилон (по преданию иудейскому, пророк Иеремия в это время скрыл скинию Моисееву, Ковчег Завета, и жертвенник кадильный в пещере горы Нево [2 Мак. 2, 4-5], первосвященник и первые вельможи убиты, и жители царства Иудейского переселены в Вавилон. В Иудее осталось только немного бедных земледельцев. (См. 4 Цар. 24, 17-20; 25; 2 Пар. 36; Иер. 37-39 гл.; 52, 1-30).

Иудеское предание об установлении Плача девятого Аба (Ава) гласит: «О посланных Моисеем из пустыни Фарана «высмотреть землю Ханаанскую» сказано:

«И, высмотревши землю, возвратились они и говорили: «Не можем мы идти против народа сего, ибо они сильнее нас». И подняло все общество вопль, и плакал народ всю ту ночь, и роптали на Моисея и Аарона». (см. Числ. 13, 26-34; 14, 1-3 и т.д.)

«Сказание от раби Иоханана:

– И сказал Господь: «Вы плакали тогда без причины. И вот, Я установлю для вас плач из рода в род, плач вечный». День тот был девятое Аба». (Трактат Таанит, 29)

«Предание гласит:

Разрушение храма произошло в девятый день месяца Аб, на исходе субботнего дня и «субботнего года». В тот день храмовую службу отправляли Иоаривиды; левиты стояли на эстраде своей и пели славословия. «Он воздаст им, – пели они, – за их беззаконие, за злодейство Он истребит их». И не успели они допеть до конца «истребит и Господь, Бог наш», как ворвались в храм язычники и схватили их.

Седьмого Аба ворвались язычники в храм Господень, пировали там и святотатствовали в продолжение трех дней и в вечер девятого подожгли храм. Пожар продолжался весь день десятого Аба. О том и гласят слова пророка:

«Горе нам! День догорает,

Тени ложатся вечерние…»

(Там же)

В другом месте предание гласит о Плаче Господнем и уходе Шехины (Шхины) из Храма:

«И отошла слава Господня от входа дома». [Цит. по 2. С. 284-285].

Плач Иеремии на развалинах Иерусалима. Художник И. Репин

Так, на протяжении всей истории иудаизма Плач, являющийся выражением скорби из-за личной или общественной утраты, как важнейший элемент службы 9 Ава (Аба), очень приветствуется традицией, так как считается, что и Сам Бог оплакивает разрушение Храма.

Как известно, персидский царь Кир позволил иудеям возвратиться после 70-летнего плена в свою землю и заново отстроить Храм в Иерусалиме, и отдал им сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма.

По иудейскому преданию, Кир был подвигнут к этому, узнав, что Господь через пророка Исайю, более чем за полтораста лет предвозвестил, что помазанному своему Киру Он покорит народы, и что Кир отпустит плененный народ Божий и построит город и Храм Господень (Ис. 44, 28; 45, 1-13).

Кроме того, Кир имел к этому и свои политические побуждения: помышляя о завоевании Египта, он хотел иметь у границы Египта народ, облагодетельствованный им и поэтому преданный ему.

Дарий, удостоверившись, что Киром был дан иудеям указ о построении Храма, повелел начальникам Сирии и Финикии не только не препятствовать, но помогать иудеям строить Храм. Таким образом, иудеи через 19 лет окончили построение Храма, освятили его и открыли в нем богослужение по Закону Моисееву (517г до Р. Х; см. Езд. 7-10 гл.)

История существования Второго Храма продлилась вплоть до 70 г по Р. Х., когда он был разрушен в результате «Иудейской войны» во второй раз, после взятия Иерусалима римскими войсками под предводительством императора Тита.

Исследователь иудаизма Мартин Гудман пишет: «Разрушение Иерусалима римскими войсками в 70 году невозможно было оставить без религиозного объяснения. Если Бог, верховный владыка вселенной, допустил, чтобы его народ посетила подобная катастрофа, она не могла произойти иначе как по божественному плану» [3. С. 271].

О разрушении Иерусалимского Храма (Второго Храма) говорится и в Новом Завете, в пророческой беседе Иисуса на Елеонской горе –   (Мф. 24,1-14).

Многие христианские авторы полагают, что разрушение Второго Храма способствовало радикальному разрыву новой религии с предшествующей традицией, распространению христианской веры, и рассматривали данное событие как кару Божью за непризнание Иисуса Христа Мессией.

Стена Плача

Раввины также неустанно «задавались вопросом: каковы причины разрушения Храма?» Их мнения свелись к тому, что «для Первого Храма – это идолопоклонство, а для Второго – чрезмерная гордыня» [4. С. 192]

Подчеркнем, что разрушение Храма (70 г.) привело к огромным последствиям в истории иудаизма, о чем мы здесь говорить не будем, после чего в иудейской религии начался принципиально новый период – эпоха создания Мишны и Талмуда.

 

Используемая литература

  1. Астапова Ольга. Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля / О. Астапова. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 490 с.
  2. Агада: Большая книга притч, поучений и сказаний. – Москва: Эксмо, 2014. – 672 с.
  3. Гудман М. История иудаизма / Мартин Гудман; [пер. с англ. Д.В. Борок]. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. – 636 с.
  4. Слоарь религий: иудаизм, христианство, ислам / Под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна / Пер. с франц. Е.А. Тюленевой / под ред. М.М. Шахович, Т.В. Чумаковой. – СПб.: Питер, 2008. – 656 с.

 

Настоятель Вознесенского храма с. Новобессергеневка протоиерей Александр Камышников.