На основе Апокалипсиса Ездры, а также, прочей иудейской, христианской и языческой литературы
В Апокалипсисе Ездры (Третья книга Ездры, гл. 3-14), в стихе 3 Езд. 5, 43, по замыслу его автора, в беседе с Ангелом «Ездра» отстаивает мысль, что было бы самым лучшим, если бы Творец создал всех людей сразу. Это ускорило бы суд, с оправданием праведников, который (как указано здесь) должен быть произведен над всем человечеством одновременно (см. 3 Езд. 5, 42).
На это «Ездра получает ответ: всему свое время (см. 3 Езд. 5, 44)» [1. С. 103]
Ниже, тут приводятся следующие слова в беседе Ангела с «Ездрой» (3 Езд. 5, 46-49): «Он сказал мне: спроси женщину, и скажи ей: «если ты рождаешь десять, то почему рождаешь по временам?» и проси ее, чтобы она родила десять вдруг. (ст. 46) Я же сказал Ему: невозможно это, но должно быть по времени. (ст. 47) Тогда Он сказал мне: и Я дал недрам земли способность посеянное на ней возвращать по временам. (ст. 48) Как младенец не может производить того, что свойственно старцам, так Я устроил созданный Мною век». (ст. 49)
Согласно Сирийской версии книги (перевод на русский яз. Е. В. Барского), в стихе 48 слова Ангела содержат следующее: «И Я дал землю в качестве утробы тем, кто приходит на нее [в свое] время» [2. С. 26]
Н. Аболенский дает следующий комментарий к данным стихам: «В своем развитии мир проходит те же возрасты, что и отдельный человек. Как не может рождать младенец и та, которая уже состарилась, так и Я распределил созданный Мною век» (3. С. 888)
(В 3 Езд. нередко разговор с Богом ведется посредством Ангела)
Следующий стих 3 (Езд. 5, 50): «Тогда я вопросил Его и сказал: когда Ты открыл мне путь, то позволь мне сказать Тебе: мать наша, о которой Ты говорил мне, молода ли еще, или приближается к старости?»
Здесь речь идет о нашей общей матери – земле, посредством которой был сотворен Адам, а от него произошел весь род человеческий (Ср. 3. Езд. 5, 48).
Так, в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова читаем (Сир. 40,1): «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех».
(Т.е. «до дня возвращения к матери всех земнородных – земле». [4. С. 929]; также с Матерью иудеи часто сравнивают Иерусалим, или же Сион – 3 Езд. 10, 7).
Следует иметь ввиду, что любые коннотации, имеющие цель отразить связь плодородия земли с материнской утробой (весьма распространенные у древних народов), которые мы можем встретить в иудейских текстах, являются следствием эллинизации иудаизма, в результате чего дальнейшее развитие данной религии начинает подпитывать мощный античный корень.
Так, в рассмотрении древнегреческой религии Ф. Ф. Зелинский сосредотачивает внимание «на двух великих господствующих началах – отце Зевсе и матери земле».
«В них, — пишет ученый, — основной, изначальный дуализм греческой религии. Там – оплодотворяющая, здесь – оплодотворяемая сила; их влечение друг к другу – та предвечная святая любовь, тот Эрот, который создал всю жизнь живого мира…» [5. С. 48]
Ниже, ученый отмечает, что «древний Израиль» был «прямою противоположностью эллинам». «Ведомый своим Богом-Саваофом, он пришел чужеземцем и завоевателем в свою «обетованную страну». Он не знал сыновних отношений к этой земле, которая никогда не была ему матерью…» [Там же. С. 51]
Так, на основании слов, услышанных от Ангела (3 Езд. 5, 48-49), здесь, в 50–м стихе, Ездра желает узнать возраст нашего физического мира – молод он еще, или стар, а значит и о времени, оставшемся до конца существования нашего века.
Н. Аболенским отмечается, что это «тот же вопрос, который задал Ездра в предыдущем видении» (см. 3 Езд. 4, 33, 45) «о времени, остающемся до наступления нового века».
«Мысль об одряхлении мира встречается у языческих» (Тит Лукреций Кар), «еврейских» (Филон Александрийский, «О сотворении мира»), и «христианских (Киприан Карфагенский «Послание к Димитриану») писателей» (3. С. 888).
Среди еврейских произведений, где поднимается данная тема, также можно привести иудейские апокалипсисы, в частности, Сирийский апокалипсис Баруха. Среди христианских книг можно назвать «Пастырь» Ерма, труды Амвросия Медиоланского и т.д. Все это свидетельствует об широком распространении данного учения ту эпоху.
Так, римский поэт и мыслитель Тит Лукреций Кар (I в до н.э.) в поэме «О природе вещей», где он излагает основные идеи эпикуреизма, наряду с пониманием того, что все породила и все питает земля, описывает процесс упадка и одряхления нашего мира (нашего века), который заканчивается его гибелью:
Да, сокрушился наш век, и земля до того истощилась,
Что производит едва лишь мелких животных, а прежде
Всяких давала она и зверей порождала огромных.
Вовсе, как думаю я, не цепь золотая спустила
С неба далеких высот на поля поколения смертных,
Да и не волны морей, ударяясь о скалы, создали,
Но породила земля, что и ныне собой их питает;
Да и хлебов наливных, виноградников тучных она же
Много сама по себе сотворила вначале для смертных,
Сладкие также плоды им давая и тучные пастьбы, —
Всё, что теперь лишь едва вырастает при нашей работе:
Мы изнуряем волов, надрываем и пахарей силы,
Тупим железо, и все ж не дает урожая нам поле, —
Так оно скупо плоды производит и множит работу.
И уже пахарь-старик, головою качая, со вздохом
Чаще и чаще глядит на бесплодность тяжелой работы,
Если же с прошлым начнет настоящее сравнивать время,
То постоянно тогда восхваляет родителей долю.
И виноградарь, смотря на тщедушные, чахлые лозы,
Век, злополучный, клянет, и на время он сетует горько
И беспрестанно ворчит, что народ, благочестия полный,
В древности жизнь проводил беззаботно, довольствуясь малым
Хоть и земельный надел был в то время значительно меньше,
Не понимая, что все дряхлеет и мало-помалу,
Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу.
(Книга II. 1150-1175) [6. С. 109-110]
Комментируя слова «…цепь золотая…» из стиха (1154) приведенного отрывка, Ф. Петровский пишет: «Образ взят из «Илиады» Гомера, (VIII, 19). Лукреций возражает здесь стоикам, использовавшим этот образ для обозначения связи между явлениями природы» [Там же. С. 306]
В обширной выдержке из «Книги к Димитриану», которую мы приведем ниже, также содержатся достаточно полные свойственные древним мыслителям представления об устарелости и одряхлении мира, и, о продвижении его к концу (эсхатону).
Так, обращаясь к язычнику – Димитриану Киприан Карфагенский пишет: «Ты сказал, что через нас бывает и нам должно быть вменено в вину все то, что потрясает и изнуряет мир; потому что мы не почитаем ваших богов. Так как твои сведения о Божественном очень недалеки и истина не по твоей части: то на этот счет, прежде всего, ты должен знать, что мир уже устарел, что он не держится теми силами, какими держался прежде, и нет уже в нем той крепости и устойчивости, какими был он богат когда-то. Даже когда мы молчим и не заявляем никаких доказательств на это из Священных Писаний и Божественных предсказаний – мир уже говорит об этом сам и в разрушающихся вещах представляет явное доказательство своей преходимости. Нет уже зимою такого обилия дождей для питания семян, — летом такого солнечного жара для созревания плодов; не столько уже веселы посевы в весеннюю пору, не столь обильна осень древесными плодами. Меньше извлекается мраморных глыб из гор, изрытых и истощенных; исчерпанные рудники в меньшем уже обилии доставляют золото и серебро, и бедные жилы сокращаются и убывают со дня на день; на полях не достает земледельца, на море матроса, в лагерях солдата; нет невинности на торжище, правды в суде, единодушия между друзьями, знания в искусствах, благочиния в нравах. Думаешь ли ты, что сущность состарившейся вещи может держаться столько же, сколько могла прежде, когда была нова и сильна юностью? Малится по необходимости то, что с приближением кончины, склоняется к дряхлости и истощению. Так, солнце, перед своим закатом, бросает уже менее ясный и горячий свет; так к концу своего течения утончается луна в своих тощих рогах! Дерево, бывшее прежде зеленым и плодородным, потом становится безобразным, когда засохнут ветви и наступит бесплодная старость; источник, протекающий пышно, пока жилы были переполнены водою, ослабевая при старости, едва выступает каплями, в виде пота. Таков приговор дан миру, таков закон Бога: все взошедшее должно зайти, возросшее постареть, сильное ослабеть, великое умалиться, а ослабевши и умалившись окончится». [7. С. 275-276]
Действительно, по понятиям, унаследованным от греко-римской культуры и иудаизма существующим в раннем христианстве, старению подвергается абсолютно все – даже Церковь.
Замысел о Церкви, по учению апостола Павла, как избранном народе, который предназначен выполнить волю Божью, существовал извечно, «прежде создания мира» (т.е. в связи с воззрениями платонизма, как и все остальное в идеальном мире, Церковь имела предсуществующий физическому миру архетип или идею) и как идеальное, гармоническое, пребывающее в воле Божьей единство личностных существ Она есть цель творения. (См. Еф. 1, 4-5) Однако, по сути, поддерживая эту мысль апостола Павла, Церковь, по осмыслению автора произведения «Пастырь Ерма», в этом мире уже состарилась, она «стара», чем, на наш взгляд, здесь имплицитно выражается идея об одряхлении и старении всего мира (нашего века).
Вот эти слова о Церкви: «Так как… сотворена она прежде всего, то и стара; и для нее сотворен мир» [8. С. 49]
Что касается «нашего» Апокалипсиса, то здесь в ответ на вопрос «Ездры» поставленный в прошлом стихе (см. 3 Езд. 5, 50) Ангел дает ему ясно понять, что наш век приближается к старости в следующих стихах — 3 Езд. 5, 51-55.
Приведем этот текст:
«Спроси об этом рождающую, и она скажет тебе. (ст. 51) Скажи ей: «почему рождаемые тобою ныне не подобны тем, которые рождены были прежде, но меньше их ростом»? (ст. 52) И она скажет тебе: «одни рождены мною в крепости молодой силы, а другие рождены под старость, когда ложесна начали терять свою силу». (ст. 53) Рассуди же ты: вы теперь меньше станом, нежели те, которые были прежде вас; (ст. 54) и те, которые после вас родятся, будут еще меньше вас, так как творения, уже состаривающиеся, и крепость юноши уже миновала» (ст. 55)
(3 Езд. 5, 51-55)
Процессы, происходящие с человечеством (как частный пример одряхления мира, с которым человек нераздельно связан своим устроением) хорошо выражены у Филона Александрийского: «Ибо как пребывающее в расцвете сил лучше стареющего, будь то живое существо, растение, плод или что-либо иное в природе, так первый созданный человек – лучше во всем нашем роде, и потомки его уже более не достигали подобной высоты, поскольку они получают облики и способности все более тусклые от поколения к поколению». (Opif. 140)
Для подкрепления сказанного, философ употребляет различные сравнения, среди которых приводится и следующее: «Именно так, я знаю, происходит в пластическом и живописном искусстве. Ведь подражания уступают архетипическим образцам, еще более нарисованное и изваянное из подражаний, поскольку они дальше отстоят от начала…».
После чего следует вывод: «Нечто подобное переживает, как видно, и род людской, которые от поколения к поколению получают все более слабые способности и свойства души и тела». (Opif. 141)
Иначе говоря, от поколения к поколению у людей происходит ухудшение «отпечатков» по мере удаления от образца. Причем ниже Филон подчеркивает: «Всякий человек по своему разуму сродственен божественному Логосу, став отпечатком или частицей, или отсветом божественной природы, а по телесному устроению – всему миру» (Opif. 146). [см. 9]
По замечанию Н. Аболенского, Амвросий Медиоланский в экзегетическом творении «О благе смерти» («De bono mortis», 10) «приводит обширную выдержку из нашей книги» (3 Езд. 5, 50-55), «чтобы объяснить измельчание человечества, замечавшееся в его время: «Писание не утаило, почему родившиеся в прежнее время выше на вид, а родившиеся позже слабее. Оно сравнивает порождения настоящего века с чревом матери; ведь рожденные в цветущей юности бывают крепче, а рожденные в старости бывают слабее. От множества родившихся настоящий век одряхлел; подобно ложеснам родильницы и состарившейся твари он теряет юношескую мощь вследствие ослабления сил»». (3. С. 888)
В отношении людей, как считают многие христианские экзегеты, долгая жизнь праотцов человечества (см. Быт. 5 гл.) может являться свидетельством, что «на них в какой-то мере еще почиет благословение Божие (долгая жизнь вместо бессмертия)», и это долголетие, по мнению некоторых св. Отцов, «способствовало лучшему сохранению религиозного предания». «Впоследствии из- за возрастания греховности срок жизни человека сокращается». [10. С. 1857]
Апокалипсис Ездры также указывает на прямую связь одряхления человечества с грехом. Злое сердце (грехи), удалило человечество от Бога – Источника жизни, а как результат – болезни, истощение, уменьшение срока жизни, т. е. тление и смерть [см. 3 Езд. 7, (48)].
Заметим, что данные здесь объяснения служат дополнением, к раннее приведенным комментариям к стиху 3 Езд. 5, 50, содержащим характеристику древних писателей об одряхлении мира.
Развитие мысли о одряхлении (старении) мира и приближении его кончины в Апокалипсисе Ездры мы находим в следующих стихах — 3 Езд. 14, 10-12 и 16.
Так, в последнем (7-ом) видении, в котором тайновидец «Ездра» слышит исходящий из куста голос Божий, содержится предсказание о близком взятии Ездры с лица земли в общество Сына Божия (см. 3 Езд. 14, 1-9), ввиду близкого наступления конца мира (века).
Приближение века к концу, и то, что остается для существования этого мира совсем немного времени, красочно описывается в стихах — 3 Езд. 14, 10-12: «Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости, (ст. 10) так как век разделен на двенадцать частей, и девять частей его и половина десятой части уже прошли, (11) и остается то, что после половины десятой части». (12)
«Учение о делении мировой истории на 12 частей было распространено у магов, заимствовавших его от деления года на 12 месяцев», — отмечает Н. Аболенский (3. С. 968-969)
«В сроке, остающемся до наступления конца, Гункель видит отголосок апокалиптического числа, определяющего продолжительность испытаний (3,5 времени; ср. Откр. 11, 9 и 11; 12, 14).
Автор, сокращая этот срок, хочет сказать, что для мира давно уже наступили те тяжелые дни, которые будут предшествовать его кончине» (Там же. С. 970).
Ю. Н. Аржанов указывает на параллельное место, связанное со стихом 3 Езд 14, 10, в близком по содержанию к 3 Езд., Сирийском апокалипсисе Баруха: «Ибо юность мира прошла, а сила творения уже сейчас истощилась: И приход времен: совсем немного и они пройдут. Но приблизился кувшин к источнику, и корабль – к гавани, и путешествие по дороге – к городу, и жизнь – к концу» (2 Бар. 85, 10). [11. С. 155]
Тяжелые дни, когда на землю пребудет горе, продолжение рассредоточенных во времени 12-ти бедствий и природных катаклизмов, которые будут предшествовать концу мира – голод, войны, землетрясения, падение огня и т.д., очень образно описываются в книге Баруха в 27-й главе (см. 2 Бар. 27, 1-14; в отличие от 3 Езд., здесь, только конечный период истории делится на 12 частей; ср.: Откр. 15, 1, где речь идет о семи язвах, которыми оканчивается гнев Божий; Мф. 24, 4-13 – пророчество, относящееся кризису, который предшествовал падению Иерусалима и началу эсхатологической эры).
Так, и в Апокалипсисе Ездры (3 Езд. 14, 15-17) находим следующие слова в обращении Бога к Ездре: «Ибо после больше будет бедствий, нежели сколько ты видел ныне. (ст. 15) Сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих. (ст. 16) Еще дальше удалится истина, и приблизится ложь…» (ст. 17)
В рассмотрении вопроса о приближении к концу существования нашего физического мира, по-видимому, также следует отметить, самый последний этап его бытия.
Так, на основе содержания ряда иудейских апокалиптических текстов, наш век (ивр.: «ха-олам ха-зе», т.е. букв.: «этот мир») полностью закончит свое существование только после истечения последнего временного отрезка – Мессианского времени (Мессианского века; Мессианской эры; Эсхатологического периода), в котором Мессия-Царь – неотъемлемый символ этого исторического периода. Следует иметь ввиду, что и древний античный феномен – идея о существовании в прошлом «золотого века», когда люди жили счастливо, без пороков, в единении с природой, вдохновлявший языческих писателей и философов, в немалой степени «подогревал» мечту языческого общества на возвращение «утерянного рая» (Сатурнова царства, идеального Рима), что, конечно же, как-то могло повлиять и на мессианские представления представителей иудаизма и христиан.
После Мессианской эры придет новый сверхприродный мир – новый век (ивр.: ха-олам ха-ба), который начнется с Воскресения мертвых и Суда. Однако данные вопросы требуют отдельного рассмотрения.
Настоятель Вознесенского храма с. Новобессергеневка протоиерей Александр Камышников
Используемая литература
- Добыкин Д. Г. Неканонические книги Ветхого Завета: учебное пособие / Дмитрий Георгиевич Добыкин; Санкт-Петербургская духовная академия, кафедра библеистики. – СПб.: Изд-во СПбПДА, 2020. – 168 с.
- Богословские труды. 50 лет. Юбилейный выпуск 43-44. Издательство Московской Патриархии, Русской Православной Церкви. Москва 2012.
- Н. Аболенский. Третья книга Ездры//Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / Под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 5-е. М.: ДАРЪ, 2015. – 12 + Т. V: Пророческие книги. – 992 с.
- А. И. Покровский. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова//Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / Под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 5-е. М.: ДАРЪ, 2015. – 12 + Т. III: Исторические книги; Учительные книги. – 960 с.
- Зелинский Ф. Ф. Эллинская религия / Ф. Ф. Зелинский – Мн.: Экономпресс, 2003. – 330 с.
- Тит Лукреций Кар. О природе вещей: поэма / Тит Лукреций Кар; пер. с лат. Ф. Петровского. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 320 с.
- Творения Священномученика Киприана епископа Карфагеского. М.: «Паломник» 1999. – 719 с.
- Пастырь Ерма / Пер. и коммент. прот. П. Преображенского. Вступ. Ст. А. И. Сидорова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2013. – 270 с.
- Цит. по Филон Александрийский. Толкование Ветхого Завета / Пер. и коммент. А. В. Вдовиченко, М. Г. и В. Е. Витковских, О. Л. Левинской, вступ. ст. Е. Д. Матусовой. – М. Греко-латинский кабинет М. Ю. Шичалина. 2000.
- Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. В русском переводе с приложениями. Изд. «Жизнь с Богом», Изд. 4-ое. Брюссель, 1989 – 2535 с.
- Сирийские ветхозаветные псевдоэпиграфы: Апокрифические псалмы Давида, Апокалипсис Баруха, Сентенции Менандра / Перевод с сирийского, вводные статьи и комментарии Ю. Н. Аржанова. СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2011. – 240 с.
- Арка (руины мира); 2. Безнадежнось (нарушение структуры бытия); 3. Гюстав Дюре: «Новый Иерусалим. Откр. 21 гл.; 4. Гюстав Дюре: Страшный Суд . Откр. 20 гл. — PS: (2-3 относятся к Новому веку, так, что подходят только после конца статьи); 5. Мессианское царство согласно пророкам Библии Ис.11,6; 6. Разрушение мира; 7. Старение и одряхление мира.