Положительное значение веры в том, что верующие по вере во Христа усыновляются Богу (Гал. 3, 26-28). Все различия человеческие стираются, и все верующие становятся одним человеком во Христе. Образуется Церковь – Тело Христово. Это единство и создается верою, которая запечатлевается крещением (Гал. 3, 27) (9, стр. 284-285).

Верою человек принимает благодать. Эту Церковь, это свое Тело и спасает Христос.

«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 1-2). На основании веры во Христа мы имеем оправдание через бытие во Христе. Ведь все, чем обладает верующий, обладает из плодов искупления, вытекает из бытия во Христе, и только из него.

Духу человека сообщается дар Святого Духа, который соединит нас со Христом (Рим. 8, 10). В Духе Святом преодолевается власть плоти и верующий усыновляется Богу (Рим. 8, 1-36). Цель верующего есть приобщение к Божественной славе (Рим. 8, 17-30). Это приобщение есть вступление в полноту наследственных прав Сына. Но условие вступления есть участие в Христовых страданиях.

Приобщение к Божественной славе, это та самая слава, которую утратил человек через грехопадение (Рим. 3, 23). Она распространяется и на тело (ст. 23) и на всю тварь, которая уже участвует в человеческом страдании и порабощена тлением (Рим. 8, 19-22). В этой надежде апостол Павел указывает и на помощь Духа (ст. 26-27), Который влагает в наши уста слова молитвы (9, стр. 295-296).

Под «семенем» Авраама, в котором благословляется все племена земные, подразумевается только Христос (Гал. 3, 16). Следовательно, «великий народ» может быть представлен как сущий со Христом. Он состоит из сущих во Христе. Имея бытие во Христе, верующие являются истинными потомками Авраама (Гал. 3, 29), Израилем Божиим (Гал. 6, 16) и одновременно детьми Божиими (Гал. 3, 26).

«…все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3, 28-29).

Будучи народом Божиим, верующие суть дети небесного Иерусалима, в то время как израильтяне, с которыми Бог заключил завет на Синае, принадлежат к Иерусалиму земному (Гал. 4, 25-26).

Через единение со Христом, человек получает общение с Богом. Основную мысль учения можно выразить и так: «Я есмь во Христе, в Нем я переживаю себя как существо, свободное от этого чувственного, грешного мира и начинаю принадлежать миру преображенному; в Нем я обретаю уверенность в воскресении, в Нем я есмь дитя Божие» (А. Швейцер).

Бытие во Христе есть умирание и воскресение со Христом, благодаря которому человек освобождается от греха и закона, стяжает Дух и получает уверенность в воскресении: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись… ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26-28). «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 10-11).

Св. Иоанн Златоуст, пишет: «живущий для Бога достигает всякой добродетели, имея своим споборником самого Иисуса… Если Он воскресил нас мертвых, то тем более может поддержать нас, когда мы живем» (8, стр. 608).

  

Несовместимость закона и веры, закона и благодати выражается в том, что закон помещается в прошлое, а благодать в настоящее и будущее! Две системы ценностей исключают друг друга во времени, одна сменяет другую: «закон есть заповедь прежде бывшая», а теперь отменяющаяся. Новый Завет показывает ветхость старого (Евр. 7, 18; 8, 13). «Кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17), надо забыть то, что позади и устремиться вперед (Флп. 3,13; Гал. 6,15). Всё это выражение той самой мысли, которая высказана в евангельских словах: «закон и пророки до Иоанна – отныне Царство Божие возвещается», и «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 60-62).

Старая система ценностей сменена новой, но она имела ценность в своё время. Закон имел смысл, как форма борьбы с преступлением, но он этот смысл потерял с приходом Христа. Закон есть преходящее, а преходящее теряет смысл перед лицом вечного и пребывающего (2 Кор. 3, 11). Христос есть конец Закона (5, стр. 27-28).

Три вещи составляют силу мысли апостола Павла. Ему присущи глубина и действенность, покоряющие и подчиняющие нас себе. Пылающий в его вероучении огонь раннехристианской веры, властно вторгается в нашу веру. Апостол Павел выводит нас па практическую стезю спасения. Он вручает нас Христу.

Пиры праведных в Раю. Фрагмент иконы «Страшный Суд» (верхняя часть) из Благовещенского собора Сольвычегодска. 1570-е гг.

 

Литература

  1. Резников В., свящ. Сто шестьдесят четыре проповеди на ежедневные церковные, апостольские и Евангельские чтения. М.: Братство святого Алексия, 1995.
  2. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, т. 1. Издание. Московского Патриархата, 1993.
  3. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, т.2. Издание Московского Патриархата, 1993.
  4. Аверкий (Таушев), арх. Четвероевангелие. М.: ПСТБИ, 1999.
  5. Вышеславцев Б. П. Проблемы закона и благодати. М.: Республика, 1994.
  6. Библия. Раздел «Комментарии». Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
  7. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Лодья, 1998.
  8. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Москва, изд. Московского Патриархата, 1994.
  9. Кассиан (Безобразов) еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001.
  10. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Изд. Московского Патриархата, 1994.
  11. Св. Иустин Философ и мученик. Творения. М.: Паломник, 1995.

 

Протоиерей Александр Камышников

протоиерей Александр Камышников