19 декабря Русская Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца. Этот святой издавна почитаем во всех славянских странах и городах, но в Таганроге – в особенности. Потому что святой Николай считается покровителем путешественников, моряков и рыбаков.
В Таганроге Свято-Никольский храм появился благодаря победоносной для России Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Его строительство началось в 1777 году, а в 1778-м он уже был освящён. Адмиралтейская церковь, посвящённая покровителю мореплавателей, святителю Николаю, стала зримым символом победы Православия и России. Живо предание, что для этого храма выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Первого, когда он впервые прибыл на мыс Таганрог и проводил в море промеры глубины. Таганрогский Свято-Никольский храм стал первой Адмиралтейской церковью Юга России.
В преддверии предстоящего праздника нашим собеседником стал помощник благочинного приходов Таганрогского округа священник Свято-Никольского храма иерей Георгий Канча.
— Отец Георгий! Старейший таганрогский храм посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Говорят, что этот наш святой часто помогает мусульманам, буддистам и даже атеистам. Всегда ли он помогает христианам?..
— Я не ставил бы вопрос именно так. Просто зачастую мы не всегда видим результат этой помощи. Потому что человек часто хочет и просит того, на что нет воли Божьей. Мы знаем, что однажды не было исполнено даже самое сильное прошение. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, — Он просил Бога Отца о том, чтобы Его миновала чаша страданий и смерти: Его человеческие природа и воля противились предстоящей мучительной смерти, не желали её. Однако при этом Он добавлял: «Но да будет не Моя воля, но Твоя!». И христианин молится Богу о том, чтобы в его жизни совершалась Божья воля. Этим и отличается христианская молитва от магии, когда человек стремится управлять Богом: человек надеется совершить какой-то ритуал, в результате которого Бог исполнит его, человеческую волю. Так что никакая молитва к Богу и к Его святым без внимания не остаётся. И часто происходят чудеса, которые не только Бог творит, но и — Его силой и Его благодатью – святые. Бог часто являет чудеса неверующему человеку – чтобы убедить в Своём существовании, помочь ему на начальном этапе. А впоследствии человек должен уже и без этого научиться доверять Богу. Поэтому в нехристианской среде чудеса могут и чаще случаться: там должно быть свидетельство особенностей нашей веры.
— По поводу особенностей нашей веры. Ислам учит мусульман любви ко всем людям, не только к мусульманам, поскольку Бог всех людей создал братьями. Кроме того, мусульмане почитают Христа и Святую Деву Марию и, более того, верят во Второе Пришествие Христово. Так всё-таки – в Одного ли Бога верят христиане и мусульмане?
— С мусульманами мы молимся Одному и тому же Богу. Мусульмане принимают Иисуса Христа и Евангелие, кроме самого главного, что есть у христиан – факта смерти на Кресте и Воскресения. Мусульмане считают, что Аллах не мог допустить смерти праведника, поэтому на кресте вместо Него распят был другой, а Христос не умирал и не воскрес, но вознёсся и должен будет умереть, как все люди, чтобы вместе с ними воскреснуть. На событии Воскресения Христа основана наша вера в Его божественность. Две самые близкие друг к другу религии расходятся в самом главном пункте. Мусульмане, со своей стороны, считают, что мы приписываем Богу что-то лишнее. Но в том, что мы, христиане, с мусульманами верим в Единого Бога по-разному, нет ничего удивительного. Ведь и сами-то мы, православные христиане, можем ходить в один и тот же храм, причащаться Святых Христовых Тайн из одной и той же чаши, слушать одни и те же проповеди, а при этом каждый может иметь свой религиозный опыт.
— Но мусульман смущает ещё и то, что мы обращаемся с молитвами за помощью к другим людям…
— Это смущает и протестантов. Но сама суть нашего обращения к святым – это ведь просто свидетельство того, что Царство Божье зримо и достижимо. По православному пониманию святые уже соединены с Богом, и в силу этого могут совершать чудеса. И мы прославляем не других людей, а Божью благодать, которая на них почивает. Они творят чудеса не своей собственной силой. Они – не боги, ни в коем случае. Они – те, кто с Богом соединились. В этом – цель христианства. Если по молитвам святых чудеса происходили при земной их жизни, — почему же они не могут происходить после их смерти? И чудеса происходят. И в этом – свидетельство полноты Православия.
— Значит, храм на старом христианском таганрогском кладбище не зря освящён в честь всех святых?
— Конечно! Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил о том, что у нас на этом кладбище похоронено очень много еще неизвестных миру святых.
На фото: Свято-Никольский храм Таганрога.
Фото автора