14 октября. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил 13 октября II Международный православный студенческий форум. Осмотрев выставочное пространство, которое вместило более 40 стендов крупнейших вузов и высокотехнологичных российских компаний, предстоятель Церкви обратился к участникам форума с Первосвятительским словом.
Патриарх Кирилл: Живя в условиях свободы, нужно иметь внутренний GPS
Фото: Regnum
Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. С этой точки открывается прекрасная картина. Молодые люди – просвещенные, интеллектуальные, энергичные, православные — собрались в первопрестольном граде для того, чтобы обменяться мнениями, показать свои достижения, подумать о многом, о чем молодежь сегодня думает. Может быть, самое главное — почерпнуть для себя то важное, что в одиночестве иногда очень сложно сформировать в своем сознании.

Собственно говоря, образование – это и есть обмен информацией. Что-то есть у носителей информации, что-то есть у слушающих. Но процесс взаимного обогащения и формирует личность, и создает образ. Поэтому я выступаю перед вами не как лектор, а как один из вас, отличающийся от вас по возрасту, но полностью открытый и умом, и сердцем, чтобы воспринимать все, что вы скажете, воспринимать то, что я сейчас уже увидел и увижу. Я думаю, что у нас замечательный пример и образ соборного взаимного обогащения.

В 90-е годы нас пугали тем, что закончилась наша молодежь. Большинство людей талантливых, образованных уехали за границу. Остались, как говорили, неудачники. Большое количество различного рода пороков распространилось среди молодежи от безысходности. Депрессивной была вся общественная атмосфера, и молодежь была частью этой атмосферы. Иногда, показывая на эту молодежь, нам говорили: “И это ваше будущее? У вас нет будущего”. Мы никогда не верили в пророчество этих страшных слов. Мы молились и работали для того, чтобы у нас было будущее, чтобы появилось новое поколение россиян, людей, способных на подвиг и вдохновение, способных на творчество, на формирование такого общественного состояния, которое бы заключало в себе большой потенциал для будущего.

2p20161013-vsn_7721-1200

Мы должны быть далеки еще от триумфализма. Может быть, многих проблем еще не решили. Но динамика развития страны, в том числе, и динамика развития нашего молодёжного сообщества, я в данном случае имею в виду не только православную, а вообще молодежь страны, сегодня, несомненно, имеет положительный вектор и набирает силу.

А теперь позвольте мне сказать несколько слов о том, как я себе вижу, в том числе, и место молодежи в нашей общественной жизни, значение молодежи, уникальный вклад молодежи в жизнь всего народа. Когда Господь Иисус Христос призвал Своих учеников, Он сказал слова: вы должны быть солью земли. Что такое соль? Вещество, химическое вещество, небольшое количество которого определяет вкус большого количества продуктов или предохраняет эти продукты от разложения. Если соотнести количество соли и спасаемого продукта или объем продукта, вкусовые качества которого соль должна изменить к лучшему, то это несоизмеримые понятия. Соль – это всегда меньшинство. Но без этого меньшинства большинство погибает. И Господь сказал: вы должны стать солью земли. Не вся земля должна стать солью – тогда бы не было продукта, а вы. Горсточка людей.

2p20161013-vsn_7902-1200

К кому Он обратился? К умудренным жизненным опытом старцам? Книжникам, ученым, политической элите своего народа? Он обратился к группе молодых людей. Все апостолы были молоды. Сам Спаситель имел только 30 лет. Это молодежный возраст. Мы как-то не соотносим эту библейскую реальность с нашими современными понятиями. Ему было 30 лет – по всем критериям, которые сегодня существуют, это молодежный возраст. Может быть, некоторые апостолы были постарше, а некоторые были и моложе. Он объединил вокруг Себя молодых людей, и им сказал: вы должны быть солью мира. И что произошло? Эти молодые люди стали на путь поразительного свидетельства обо всем том, что они слышали от своего Учителя. И они изменили мир.

2p20161013-vsn_7771-1200

Поэтому, задумываясь о роли и значении молодежи, мы должны эту роль воспринимать очень серьезно. Без всякого патернализма. Не нужно с молодежью заискивать, рядиться в  молодежные одежды, чтобы показаться крутым. Нужно оставаться самим собой, но отдавать себе отчет в том, что молодежная аудитория – это серьезная аудитория. Не только потому, что от нее зависит будущее. а уже сейчас, в этот самый момент, когда молодежь остается молодежью, у нее есть силы быть солью земли. Ну а что же совершили святые апостолы? Да, они вышли с проповедью в языческий мир, который, конечно, смотрел на них свысока, как и иудейский мир смотрел свысока на Спасителя. Ведь во всех этих диалогах Христа с книжниками просматривалось внутреннее превосходство книжников, которое можно примерно так сформулировать: кто Ты такой, откуда Ты взялся такой? Тебе ли нас учить? Он действительно был молод, Он не был аристократом, Он был из простой семьи. Все знали, где он живет. И вдруг этот молодой человек начинает не просто учить, а бросает вызов не только интеллектуальному истеблишменту, а и политическому истеблишменту. И ведь апостолы пошли по тому же пути, но это был не очень простой путь. Надо было идти против течения, совершать подвиг.

А теперь несколько слов о подвиге. Подвиг и движение имеют один и тот же корень. Между подвигом и движением несомненная смысловая связь, не может быть подвига без движения. Это означает, что когда человек двигается, особенно, когда двигается вперед, это движение, чаще всего, не может быть простым. Оно предполагает напряжение всех сил, концентрацию разума, воли, чувств. Оно предполагает высокое целеполагание. Тогда это движение становится подвигом.

Вы лучше, чем я, знаете, что сегодня происходит в массовой культуре и кинематографе, хотя тоже стараюсь не отставать, что-то иногда смотрю, но так, урывками, но как-то мне не встречается, за редчайшим исключением, пропаганда подвига. Пропаганда успеха – да. Человек должен быть успешным, должен получить хорошее образование, много зарабатывать и видеть мир, он должен наслаждаться этой жизнью. Конечно, он должен научиться преодолевать трудности – это тоже все присутствует. Но сама идея подвига, по крайней мере, в мировом кинематографе, очень слабо представлена. У нас появляются иногда фильмы очень хорошие, касающиеся нашего военного прошлого или героизма людей, как, например, Александр Прохоренко, русский воин, который погиб, наведя на себя удар своих же, чтобы не сдаться в плен. Это действительно герой России, но многие уже и имя забыли Александра Прохоренко, как забывают имена пожарных, погибших, отдавая свою жизнь за други своя.

2p20161013-vsn_7881-1200

Как нередко мы действительно забываем имена наших героев! Подлинных подвижников. На самом деле, идея подвига должна быть в центре внимания. Потому что с подвигом связано подлинное развитие личности, общества и даже государства. Потому что в противном случае жиром зарастает мозг, человек и народ теряют пассионарность. Это замечательное понятие, которое определяет способность нации совершать подвиг. Если пассионарность теряется, у цивилизации сокращается потенциал на выживание. И, в конце концов, важно спросить, а вот подвиг, который совершали святые апостолы, он для чего? Они не стремились к власти, к построению социально справедливого общества. Они обращались не к обществу, а к личности, к человеку. Они открывали такие горизонты бытия, которые помогают человеку подняться к небу, стать сильным и свободным. И все послание Христа Спасителя, вся работа апостолов и направлена была на то, чтобы вырвать людей из этой цепи, в которой существует некое предопределение, когда человек, находясь под влиянием и давлением обстоятельств, предрассудков, ложных убеждений путается в жизни и теряет перспективу.

Поэтому подвиг святых апостолов был связан с движением вверх, к небу. И задача их заключалась в том, чтобы вверх, к небу поднять род человеческий. И им многое удалось сделать, потому что идеи, которые казались безумными, как это сказано, для эллинов безумие, а для евреев соблазн, проповедь о кресте, вот эти идеи вдруг встали в центре жизни большей части человечества, в то время это было так. Поэтому, что бы я хотел сказать. Не уходите от подвига. Конечно, не надо делать глупостей. Не надо рисковать, не надо искать себе приключений. Это все к подвигу не имеет никакого отношения. Нужно помнить, что подвиг – это всегда движение вперед и вверх, и если идея подвига в таком смысле станет общемолодежной идеей, то следующее поколение будет совсем другим.

2p20161013-vsn_7790-1200

Я сказал о том, что нужно не искать себе приключений, не делать ошибок. Но иногда ошибки наши проистекают от неспособности разобраться в вещах. Нам предлагают некий образ жизни, модель поведения, которая через СМИ, через интернет сильно пропагандируется, становится модной, особенно в молодом возрасте, когда нет возможности сравнить, потому что небольшая прожита жизнь, мы отдаемся этим увлечениям. Иногда эти увлечения бывают очень опасны, они создают проблему для человеческой жизни.

Я бы хотел сказать об одной идее, которая может нанести колоссальный ущерб полноте человеческой жизни. Это отношение к семье. Сегодня очень пропагандируется образ преуспевающих молодых людей, которые менее всего думают о создании семьи. В лучшем случае хэппи-энд в таких фильмах – это совместное проживание вне брака, счастливое, довольное, и нечасто нам предлагают образ счастья, связанного с семейными отношениями, с семьей, полноценной и многодетной семьей. Более того, существуют некие стереотипы, которые часто распространяются среди молодежи, что не нужно спешить со вступлением в брак, давайте подождем. Особенно девушки. Ничего страшного, что не вышла замуж в то время, когда мама выходила, а тем более, бабушка. Вот я поучусь, чему-то научусь, потом поработаю, буду самодостаточной, самообеспеченной, а вот потом…

2p20161013-vsn_7796-1200-1

Я думаю, здесь есть нечто и рациональное, но и нечто очень опасное. Рациональность заключается в том, что не надо браком ограничивать свое интеллектуальное развитие. А вот опасное заключается в том, что в контексте этого мышления семья перестает быть главной ценностью и целью жизни. А ведь Господь создал мужчину и женщину, чтобы они жили вместе, в браке. Это Богом определенная ценность. И когда возникает возможность вступать в брак, нужно вступать в брак, а не откладывать это до римских колен. Потому что счастье может уйти. А что касается развития и совершенствования, я знал многих докторов наук, которые писали свои докторские в наших советских квартирах на кухне, и становились блестящими специалистами, как мужчины, так и женщины.

Важно понимать, что в семье происходить единение людей, такой обмен всего, чем располагают муж и жена, что превращает их в плоть едину. Это союз любви, это школа жизни, это школа подвига, потому что понятно, что цветочный период отношений двух молодых людей проходит, как только они вступают в брак. А дальше начинаются трудности. Преодоление этих трудностей – это и есть подвиг, это движение вперед и вверх. Поэтому мне бы хотелось сказать о том, что для того, чтобы совершать подвиг, необязательно предпринимать сверхусилия и изобретать экзотические способы подвижничества. Семейная жизнь дает возможность и подвиг проявлять, и себя совершенствовать, и повышать качество жизни своей и всего народа.

Когда говоришь и о подвиге, нельзя не сказать о таком явлении, как спорт. Я сторонник развития спорта, особенно. Физкультуры. Пусть ваши слова не покажутся повторением того, о чем вчера сказал президент. Я этими словами живу всю свою жизнь. Я на первое место ставлю физкультуру, а на второе – профессиональный спорт. Потому что физическая культура – это часть общей культуры человека. Иногда люди, особенно интеллектуального склада, говорят: зачем ходить на уроки физкультуры, заниматься физкультурой и спортом. Только время тратишь. Это совсем не так. И не только потому, что в здоровом теле здоровый дух. А потому что общая культура человека – это культура духовная и физическая. Ну и замечательно, когда на путях совершенствования этой физической культуры наши соотечественники достигают замечательных результатов.

2p20161013-vsn_7796-1200

Я люблю общаться со спортсменами и много с ними общаюсь, особенно, с нашими православными спортсменами. С такими, как Александр Карелин, Николай Валуев, Светлана Журова, Ольга Брусникина, могу других еще перечислять, Федор Емельяненко (аплодисменты), вот эти люди являются замечательными примерами сохранения веры православной, патриотических убеждений, удачной карьеры вне спорта. Многие из них занимаются политикой, кто-то — бизнесом, кто-то – на педагогической деятельности. Они являются для нас примером.

Может быть, для кого-то оказывается странным, что патриарх встретился с молодежью о спорте говорить. Я говорю не просто о спорте, а о спорте как факторе, формирующем личность. Так же, как христианская аскеза формирует личность. Некоторые говорят, а зачем поститься. Надо в сердце верить в Бога, а поститься не обязательно, это все условности. А я всегда таким людям предлагаю, а ты попробуй. Оказывается, что силенок хватает на неделю, и то уже кошмар. А я им говорю, а где же ваша сила, воля, где концентрация, если вы поститься дольше недели не можете. Церковь призывает Великим постом 40 дней поститься. Те, кто начинают это делать, в конце поста понимают, как много изменилось в их душе, в их сознании. Они победили самих себя. Это большая победа.

Говоря на тему поста, обращаюсь опять-таки к нашим спортсменам, которые ограничивают себя во многом ради достижений в спорте. Разве не следует иногда наступить на горло своей песне, чтобы одержать духовную победу, воспитать свою волю, стать более сильным и сконцентрированным человеком.

Сегодня мы все во власти информационного потока, информационных технологий. Все время спрашивают, а хорошо этот или плохо. Когда смотришь на все эти молодежные изобретения, с которыми меня сегодня здесь познакомили, как можно сказать, что это плохо? Это очень хорошо! И технический, и научный прогресс предопределен самой Богом созданной природой человека. Бог нас предназначил к такому развитию, и никто не может положить предела этому развитию. Сказать, не мысли, не изобретай, не тренируйся, не работай. Этого сказать никто не может. Это против Божественного замысла.

Но очень важно помнить, что все, что мы делаем, должно служить благу. Как священник, скажу: прославлению Творца. И в душах, и в телесах наших. Вот эта Слава Творцу. Это поразительное состояние человеческой души, слияние человека с Богом, когда вырастают крылья, обретается сила, когда у человека появляется не второе, а десятое дыхание, на котором оно проживает свою жизнь. Это совершенно замечательно. Вот для того, чтобы было так, что мы, конечно, должны быть добры, как голуби, мудры, как змеи. Научно-техническое развитие иногда используется не во благо, а во зло. Каждому это ясно, это прописная истина.

2p20161013-vsn_7619-1200

Сегодня особенно опасно использование технологий информационных в плане разрушения человеческой личности, дезинтеграции человеческой личности, потери ценностной ориентации. Когда человеку предлагается множество моделей поведения, говорят, свобода – это высочайшая ценность, ты можешь выбрать все. И многие не ставят никаких преград этой свободе. Кое-где в традиционном либеральном понимании свобода ограничивалась законодательством и даже моралью. Сегодня мораль уже не считается фактором, ограничивающим свободу. А законодательство обслуживает вот этот абсолютно ничем не сдерживаемый выбор человека. И как же трудно разобраться. Особенно если тебе силой современной информации навязывается возможность любого выбора. Но ведь есть выбор – погибель. И в Слове Божием сказано: есть путь жизни и путь смерти. Избери жизнь, чтобы жили дети твои. Замечательный библейский призыв. Не только важен сам выбор, не только выбор определяет качество человеческой жизни. А качество выбора определяет качество человеческой жизни, потому что выбор может быть разрушительным для личности, общества и государства.

2p20161013-vsn_7603-1200

Живя в условиях свободы, нужно иметь внутренний GPS, способность ориентации в  этом пространстве, нужны ясные критерии отличения добра и зла. Если наша молодежь вооружится этими критериями, никакое информационное пространство не будет страшно. И тогда больше и больше людей будет работать для того, чтобы современные достижения науки и техники служили человеку, служили преображению человеческого общества.

2p20161013-vsn_7753-1200

Фото: patriarchia.ru