Вечером 14 февраля многие люди, особенно молодые, будут стоять, словно часовые на посту. Одни, на улицах, – с цветами, предназначенными для любимых. Другие – в храмах. И за все – слава Богу! Ибо для всякого человека высшей потребностью является потребность в том, чтобы любить кого-то. И случайно ли Сретение Господне и День влюбленных совпали? И случайно ли среди женщин, пошедших за Христом, так много бывших блудниц? И ревнив ли Бог? Эти и другие вопросы обсудили наш корреспондент и помощник благочинного приходов Таганрогского округа диакон Георгий Канча.
— Отец диакон! Если любовь нам заповедал Сам Господь Бог, если главная Его заповедь – заповедь любви, почему же Церковь – против Дня влюбленных?
— Церковь – не против Дня влюбленных. Церковь – за все хорошее и против плохого. Мы знаем, как он возник технически: это – искусственный праздник, придуманный с целью облегчить кошельки трудящихся. Но важнее – другое – то, что касается влюбленности. Главное – к чему она ведет. Если – к любви, к браку, то Церковь, конечно, – за. Если это – просто чтобы приятно и весело провести время, как людям кажется, без последствий, Церковь – против. Всякий праздник разнообразит будни, делает жизнь ярче, а в конечном итоге – должен вести нас к чему-то хорошему и правильному и уводить от плохого. Если у кого-то День влюбленных соответствует этому, — Слава Богу!
— Что касается последствий. В древности измена жены мужу означала возможность рождения ребенка от чужого мужчины. Бичом также были венерические заболевания. Поэтому многие народы по закону неверных жен убивали. Аналогично поступали с незамужними роженицами. Теперь и законы поменялись, и появились предохраняющие средства. Но Церковь по-прежнему остается против свободной любви. Почему?
— Россия – страна, которая по-прежнему остается на одном из первых мест в мире по количеству абортов – и в абсолютном, и в относительном исчислении. Это говорит о том, что люди, которые вступают в отношения, ни о чем не думают. А потом убивают своих детей. Один грех ведет за собою другой, еще более страшный. Но даже если незапланированную беременность удается предотвратить, – бесконтрольные связи приводят к тому, что люди, соединившиеся душой и плотью, когда расстаются, причиняют страдания – и себе, и друг другу. Душа человека истирается и перестает отзываться на другого человека. И человек, даже когда захочет полюбить по-настоящему и создать семью, – уже не сможет: он истрепался. Вот, к чему ведет современная распущенность.
— Раньше браки заключались не по любви, а по решению и выбору родителей. Теперь молодые, любящие друг друга, живут вместе, потом – расписываются. Что в этом плохого?
— У христиан – своя мораль. И христиане сначала в брак вступают, а потом начинают жить совместной сексуальной жизнью. Если люди – нехристиане, – они сами решают, как им поступать. Но обычно женщина не против того, чтобы выйти замуж за человека, которого любит. А ее избранник объясняет ей, что это – формальность. Хотя тогда почему же не соблюсти формальность, которая для любимого человека важна? Логика – непонятна. А в действительности некоторым удобна ситуация – ни за что не отвечать, а женщиной просто пользоваться. Мы видим разные установки. Хотя в современном мире бывает и наоборот – когда мужчина желает жениться, а его избраннице это не надо: она хочет жить беззаботно и оставаться свободной. Но все же чаще бывает, когда женщиной пользуются. То есть мы видим, что здесь – не любовь, а нечто другое между людьми происходит. Потребительство. Эксплуатация человека человеком. Культ наслаждения. Любовь – это когда человек готов жить ради другого. А человек, живущий ради другого, пойдет на любые уступки, не говоря уж о соблюдении какой-то формальности. Брак – это свидетельство перед всем обществом.
— Для христианина прелюбодеяние – грех. А как объяснить нехристианину, что изменять жене – плохо?
— А ничего объяснять и не надо. Любой и так знает: если он изменяет любимому человеку, он – подлец.
— Все ли люди способны любить?
— Все люди рождаются с разными способностями; это касается и способности к любви. Одни с легкостью всех любят, а другим это дается тяжело. Но мы знаем, что человек способен преодолевать свои несовершенства, развивать себя и свои способности. Бывает, человек, от природы хилый, занимается спортом и становится сильным, здоровым, даже может превзойти тех, у кого хорошие природные данные. Так и здесь. Если человек, не одаренный талантом любви, будет в себе его взращивать, — он сможет его развить. Но нужно понимать, что такое любовь. А то сейчас у нас часто любовь понимается как «А что ты мне можешь дать?» По этому критерию некоторые и оценивают своих избранников. А на самом деле любить – значит, служить любимому человеку. Служить – в высшем смысле – делать человеку добро, причем бескорыстно, не ожидая ответа. Если два человека будут вести себя так по отношению друг ко другу, — они будут счастливы. А, с другой стороны, если человек, одаренный любовью, будет ею разбрасываться, не будет уважать это чувство, – он может погубить его. А, с третьей стороны, мы знаем людей умственно отсталых, которые умеют любить гораздо больше, чище и лучше, нежели мы, считающие себя нормальными. Но, правда, чтоб у них проявилась эта способность к любви, — они должны сначала встретить любовь извне; нужно, чтоб их самих кто-то любил: мама, папа, бабушка, сестра или брат… Если у человека нет опыта любви, — дар любви в нем не может открыться. Эти люди показывают нам, что человек – это не просто машина по выколачиванию денег, а прежде всего – существо, умеющее принимать любовь и дарить её. Они нас этому учат. Если бы таких людей не было, — наш мир был бы беднее.
— А еще сейчас частенько путают любовь и секс, хотя это тоже – совершенно разные понятия…
— Ну, наверное, не стоит говорить, что такие уж совершенно разные. Любовь между мужчиной и женщиной – один из главных видов любви, благодаря которому мы все существуем. Другое дело – то, что любовь может быть безо всякого секса. И – увы – секс бывает и без любви. Любви – настоящей, подлинной – в наше время мало. А секса, напротив, — слишком уж много.
— Почему среди женщин, пошедших за Христом и ставших святыми, так много бывших блудниц?
— Блудницей становилась женщина, оставшаяся без защиты – без мужа, одна. Блудниц презирали все. Они сами себе были не рады. Им нечего было терять. А, с другой стороны, они, как никто другой, понимали, что нуждаются в спасении и в Спасителе. Но – заметьте – вырвавшись из нечистоты, они уже семей не создавали, они себя полностью посвящали Богу.
— В наше время в России, в том числе в Таганроге, здоровых женщин больше, нежели здоровых мужчин. А даже ветхозаветные праведники имели по несколько жен. Может, заповедь любви призывает нас вернуться к такой возможности?
— Древнехристианская община, принимавшая всех, в том числе и вдов, и бывших блудниц, изначально установило чин вдовиц – женщин, о которых заботилось общество. Эти женщины уже не были беззащитны, они были под попечением общины. А сейчас женщина может жить и сама – без угрозы для ее безопасности и жизни.
— Если Бог – наш Любящий Отец Небесный, — почему Он против того, чтобы супруги любили прежде всего друг друга и детей, а лишь потом – Его? Неужели Бог настолько ревнив?
— Это сложно даже для христианина. Но христианин понимает, что он без Бога ничего не может, в том числе – любить жену и детей. Бог есть Любовь. Поэтому без Бога человек под любовью понимает что-то свое – свой эгоизм, спроецированный на другого. Почему я люблю жену? – Потому что она красивая, она меня устраивает, поднимает мой статус; дети – это мое продолжение. Это все – эгоизм, а не любовь. А Бог учит нас другой любви. Он так возлюбил нас, что стал Человеком, страдал и умер за наши грехи. Бог научает нас тому, что такое настоящая любовь. Это – отдать себя.
— И последний вопрос. Все-таки случайно ли День влюбленных совпал со Сретением Господним?
— Я не знаю. Знаю другое. С 1992 года отмечается Всемирный День православной молодежи. И он совпал со Сретением Господним, отмечается 15 февраля. Но я бы не сказал, что встречаться и влюбляться – удел только молодежи. Влюбляются и взрослые люди, и бабушки с дедушками, и это прекрасно. Если влюбленность приводит к счастливой семейной жизни,- какая разница, в каком возрасте она приходит?..
беседовал Антон САХНОВСКИЙ