Самуил Соломонович Поляков (1837-1888)

Самуил Соломонович Поляков (1837-1888)

1 марта 1868 купцу 1-й гильдии, коммерции советнику Самуилу Соломоновичу Полякову (1837-1888) была выдана правительственная концессия на постройку железной дороги от Курска на Таганрог и Ростов.

А официальное открытие работ по строительству Курско-Харьковско-Азовской железной дороги последовало 5 мая 1868 года. На расстояние более чем в 700 верст было задействовано почти 17 000 рабочих (строили дорогу в основном вольнонаемные, но применялся и труд арестантов).

Дорога включала ряд железнодорожных линий – главную от Курска до Таганрога и Ростова (763 версты), а также линию Таганрог-Славянск, связывая Москву с портами Азовского моря и Крымом. Было построено 37 раздельных пунктов и 16 паровозных депо. Заводы Путилова в Петербурге и Демидова на Урале поставили часть рельсов, а промышленник Мальцев – чугунные трубы, заводчик Шипов – оборудование для водоснабжения.

Антон Павлович Чехов в повести «Моя жизнь», написанной на таганрогских событиях, так описывал моменты строительства железной дороги на Таганрог:

«Вокзал строился в пяти верстах от города. Говорили, что инженеры за то, чтобы дорога подходила к самому городу, просили взятку в пятьдесят тысяч рублей, а городское управление соглашалось дать только сорок. Разошлись в десяти тысячах, и теперь горожане раскаивались, так как предстояло проводить до вокзала шоссе, которое по смете обходилось дороже».

87975527_2792892100791433_4623968091590623232_n

23 декабря 1869 состоялось открытие железной дороги и железнодорожного же вокзала в Таганроге, построенного по проекту архитектора Сергея Илиодоровича Загоскина (1836-1904). Он десять лет проработал городским архитектором, кроме вокзала построил Мариинскую женскую гимназию, здание окружного суда (ныне Таганрогский металлургический колледж). Разрабатывал проект дома для Павла Егоровича Чехова (ул. Р.Люксембург, 77).

87948627_2792895194124457_4309328150514368512_n

88010354_2792892854124691_8054585691855650816_n

Кроме Курско-Харьковско-Азовской железной дороги Самуил Поляков построил Козлово-Воронежско-Островскую, Орлово-Грязскую, Фастовскую и многие другие железные дороги, учреждая вместе с братьями Яковом и Лазарем железнодорожные общества.

В Румынии в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. он успешно построил Бендеро-Галацкую и Фратешты-Зимницкую стратегические железные дороги.

Всего же он проложил около 2,6 тыс. км железнодорожных путей. Основал и содержал первые в России железнодорожное училище в Ельце и там же классическую гимназию (которую окончит Бунин, Семашко и Розанов), а также горное технические училище в Корсуни.

Любопытно, что в романе Льва Толстого «Анна Каренина» у концессионера Болгаринова под фамилией которого выведен Самуил Поляков (Толстой не напрягался с именами героев – был Поляков, станешь Болгариновым), униженно просит аудиенцию родовитый князь Стива Облонский, чтобы получить не хлопотную, но обеспеченную должность.

С проведением Курско-Харьковско-Азовской железной дороги начала значительно развиваться торговля в Таганроге. Вот некоторые сведения из газеты «Азовский вестник» за 1871 год:

– число пришедших в навигацию 1870 года из-за границы кораблей составило 1782. Это на 539 кораблей было больше чем в 1869 году;

– денежные обороты местных кредитных учреждений стали увеличиваться;

– число магазинов, лавок и даже гостиниц в городе увеличилось;

– усилилась заводская деятельность.

В 1891 году государство выкупило Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу.

Игорь Пащенко

Автор Игорь Пащенко