По ходатайству Таганрогского купеческого общества 5 июля 1849 года Восточная набережная торжественно переименовывается в Воронцовскую в честь князя Михаила Семёновича Воронцова, в бытность которого новороссийским и бессарабским генерал-губернатором и было получено дозволение на обустройство части естественной береговой полосы, примыкающей с северо-восточной стороны к гавани.
Впервые набережная появляется в плане города 1808 года, где она обозначена как Восточная. Впрочем, это была скорее территория для перевозки и хранения товаров, особенно после обмеления старой Петровской гавани. Обустройством набережной озадачился в 1831 году пятый градоначальник Таганрога Александр Иванович Дунаев, который поручил городскому архитектору П.Македонскому составить проект двойного мола вдоль моря. Но в виду несоблюдения некоторых строительных правил, комиссия проектов и смет министерства путей сообщения не утвердила этого проекта.
На следующий год, уже новый, шестой по счету, градоначальник барон Отто Романович Пфейлицер-Франк переправил записку от таганрогских граждан и торговых домов о нуждах Таганрогского порта и ходатайстве об устройстве старой гавани и о проведении набережной от биржи в гавань со своим благоприятным заключением генерал-губернатору, графу М.С. Воронцову. Записка была возвращена с одобрительным вердиктом. В 1833 году граф Воронцов командирует в Таганрог строительный отряд прапорщика Александра Яковлевича Ласкина для составления на месте плана и сметы по предположенному устройству гавани и набережной. Смета в размере 1 892 438 рублей Ласкиным была составлена.
В дальнейшем А.Я.Ласкин навсегда останется в Таганроге. Он построил Митрофаниевскую церковь (на её месте нынче павильон «Молоко» на Центральном рынке), руководил работами по проведению и созданию конной дороги для связки порта и купеческой биржи, занимался устройством Таганрогского порта. Дослужился до звания полковника и занимал должность председателя корпуса инженеров путей сообщения. Семье Ласкина принадлежал дом №39 по улице Греческой. Скончался Александр Яковлевич Ласкин в чине тайного советника и был похоронен на старом таганрогском кладбище, где на его могиле стоит четырёхгранная мраморная колонна.
В 1835 году Высочайшим указом городу без процентов на 37 лет была выдана ссуда, и под наблюдением строительного комитета отряд Ласкина приступил к работе.
По мере работ выяснилось, что грунт набережной слаб, и его надо дополнительно укрепить сваями. Не обошлось строительство и без чрезвычайного происшествия – с 25 октября 1843 г вследствие сильного восточного ветра и подъёма воды часть набережной дала большую осадку. В дальнейшем это будет поставлено в вину градоначальнику Франку и станет одной из формальных причин для его отставки.
Но как бы там ни было, 5 июля 1849 года уже при седьмом градоначальнике Таганрога Александре Карловиче Ливене набережная была торжественно открыта.
Вдоль неё шла конная дорога, а с 1873 года ещё и железнодорожная ветка от вокзала к порту. Вскоре вдоль набережной был устроен и бульвар, а дорога замощена камнем.
В 1924 году имя графа Воронцова предсказуемо исчезло из названия набережной, и она оставалась безымянной до 1952 года, когда ей было присвоено имя «Бульвар имени Пушкина». Впрочем, по укоренившейся таганрогской привычке, набережной было дано своё, народное имя – «Пушкинская набережная».
А к 300-летнему юбилею Таганрога набережная была расширена и значительно преображена. Проект разрабатывался коллективом творческой мастерской «Архиград» (руководитель С. Рябоштанов).
Сегодня набережная располагается между яхт-клубом и Биржевым спуском. На неё выходят Комсомольский (Воронцовский) и Градоначальнический спуски.
Теперь это любимейшее место отдыха и прогулок таганрожцев.
Прогуляемся и мы по набережной, которая в настоящее время носит название Пушкинская.
Итак, начнём прогулку от яхт-клуба.
Открыт он был в 1908 году, а первым его командором стал Александр Пименович Семенюта (1870–1912). Первое здание яхт-клуба, ещё деревянное, было построено на средства «Русского общества пароходства и торговли», и тут же рядом находились пристань и агентство пароходства.
В самом здании находился бильярд, а ресторан располагался на воде в гавани. Членами яхт-клуба могли стать только по рекомендации членов клуба, а входная плата составляла двадцать пять копеек.
Новое, уже каменное, здание яхт-клуба по проекту архитектора Владимира Ивановича Григора было торжественно открыто 28 мая 1952 году. Оно двухэтажное с раздевалками и классными комнатами для теоретических занятий. Рядом были устроены новые эллинг (сооружение для постройки или ремонта), слип (наклонная береговая
Мимо неунывающих рыбаков, что примостились на каменных склонах набережной, идём по брусчатке набережной дальше. Слева, ближе к ограждению, на площадке стоит памятник-якорь «Адмиралам, офицерам, морякам Азовской флотилии, создателям первой военно-морской базы России – Таганрога», открытый 29 апреля 2011 года по инициативе некоммерческого фонда «Таганрог исторический». На пьедестале с трёх сторон перечислены моряки и флотоводцы, созидавшие славу Таганрога.
Далее доходим до памятника Александру Пушкину (скульптор Г. В. Нерода, архитектор П. В. Бондаренко) установленному в 1986 году. О том, что это скульптурное изображения именно нашего великого поэта можно только догадаться. До сих пор удивляет отсутствие таблички на пьедестале. В ней, в частности, можно было бы пояснить, что 11 июня 1820 года А.С. Пушкин был в Таганроге. Но, видимо, авторы были уверены в сверхузнаваемости поэта. Подобной же чести памятники Петру I, А.П. Чехову и Александру I удостоены не были.
За деревьями неподалёку притаилась скульптура «Девушка и контрабас». Опять же, как можно только догадаться, сюжетно связанная с рассказом А.П. Чехова «Роман с контрабасом».
Эта композиция была открыта в сентябре 2008 года, а создана скульптором Дмитрием Ладыгиным. С тех пор многие самонадеянные представительницы прекрасного пола пытаются просочится сквозь неосмотрительно оставленное отверстие в контрабасе.
И завершает обзор памятников на набережной гранитный трехколонный монумент с фигурой ангела-хранителя, установленный в 1998 году в честь 300-тия Таганрога. Признаюсь, монумент весьма спорен в художественном замысле и воплощении. Но, став частью городского ландшафта, уже привычен таганрожцам.