Первой премьерой 26-го театрального сезона ТаКТа (Таганрогского камерного театра) стал спектакль «Мойры Богудонии», который поставила создательница театра Нонна Малыгина. За четверть века своей истории коллектив подготовил и представил на суд публики свыше 60-и спектаклей, в том числе детских, в частности, кукольных. Но подобных «Мойрам Богудонии» в его репертуаре еще не было. Это – не детский кукольный спектакль. Да и не совсем кукольный. Критики его определили, как драматический с куклами, или «люди и куклы». Этим он и пробудил их особый интерес — именно соединением драматического и кукольного театров.
Благодаря состоявшейся премьере автор пьесы, петербургский драматург Константин Фёдоров, впервые побывал в Таганроге и узнал, что наш город – первенец Петра Первого, «старший брат» и «генеральная репетиция» Санкт-Петербурга. Гость полюбил Таганрог с первого приезда; в этом – значительная заслуга экскурсовода Елены Ермоловой, с которой он побывал не только на центральных улицах, но и в жактовских дворах, и, конечно, в самой Богудонии.
Константин Фёдоров — автор пьес, инсценировок и либретто спектаклей, поставленных в театрах кукол, драматических и музыкальных театрах России, Хорватии, Монако и США. Помимо пьес Константин пишет сценарии художественных и анимационных фильмов. И преподает.
Пьесу «Мойры Петроградского района» драматург написал для лаборатории в Московском областном государственном театре кукол. Критики отметили, что пьеса пропитана петербургской атмосферой, а спектакль, хоть и был поставлен в другом городе, эту атмосферность сохранил.
«Мойры Петроградского района» очаровали Нонну Малыгину; она обратилась к автору за разрешением поставить пьесу в Таганроге, предварительно адаптировав её. Константин разрешил. И не пожалел об этом.
Новая таганрогская постановка поражает как формой, так и содержанием. Дух именно нашего города в ней чувствуется самым явным образом. Впрочем, спектакль – о том, нехватка чего сейчас остро ощущается в любом поселении, во всякой стране, на всей нашей планете. Спектакль – о современном дефиците человечности.
Индивидуализм появился не сегодня. У американского «Это – твои проблемы» — еще древнегреческий предшественник «У каждого – своя судьба». К слову, Мойры – как раз языческие богини судьбы из древнегреческой мифологии. Они следят, чтобы нити человеческих судеб не запутывались между собою. А нити, между тем, не просто запутываются, но переплетаются, создавая удивительный гобелен. Мастер, творящий это чудо, остается невидимым нами, зрителями. Зато у нас на глазах очеловечиваются Мойры, связуя порванные нити.
И постепенно собираются воедино, оказываются связанными между собой казавшиеся отдельными и независимыми сцены, фрагменты, элементы…
Спектакль – кукольный, но без ширмы. Артисты Константин Илюхин, Екатерина Андрейчук и Людмила Илюхина не только «оживляют» кукол, но и параллельно играют собственные роли: Мойры – это они. Куклы – уникальны: они тоже из нитей – нитей, обмотанных вокруг проволочных каркасов.
Когда-то родившаяся и выросшая в нашем городе Елизавета Тараховская сыграла немалую роль в появлении в нашей стране нового вида театрального искусства – выросшего из былых балаганов кукольного театра. Театр Образцова, во многом благодаря Тараховской, стал мировым флагманом в развитии этого нового искусства. И вот на её малой родине, в ТаКТе — благодаря новым технологиям, а прежде всего таланту и самоотдаче актеров и режиссера — звучит новое слово в искусстве…
Впрочем, главное – другое. Другое слово. Как это слово отзовется в наших душах?..
Фото Дмитрия Рычкова.