Настоящий христианин – кто он? Интервью с помощником настоятеля Никольского храма по религиозному образованию иереем Георгием Канчой
– Отец Георгий, может, стоит напомнить нашим читателям, что Воскресший Христос остается с нами целых 40 дней – до самого Своего Вознесения?
– На самом деле Он остается с нами всегда. Праздник Пасхи – это момент переживания Воскресения. Но христианин должен постоянно жить в присутствии Христа Воскресшего. Евангелие от Матфея заканчивается словами Христа, где Господь говорит: «Я с вами во все дни до скончания века.» Спустя 40 дней после Своего Воскресения Он вознесся. Телесно Он с нами с тех пор не пребывает, но Церковь Свою Христос не покинул: Он остается в Святых Дарах Своими Телом и Кровью. Неслучайно для причастия мы берем хлеб и вино, которые являются Телом и Кровью Христа — мы соединяемся со Христом Живым, Воскресшим.
– В первые века христианства пережить гонения христианам помогало как раз причастие?
– И не только гонения. Казни христиан оказывали определенное воздействие на людей, которые за ними наблюдали: христиан казнили публично, это было своего рода развлечение. Официальная языческая римская религия тогда уже мало кого удовлетворяла; она не давала картин посмертной жизни, никак не утешала. Когда люди, особенно образованные, развитые, мыслящие видели веру христиан, – это было для них знаком того, что к этому учению нужно присмотреться. Христиане не проклинали своих мучителей, а обращались к Богу. Это для многих язычников было потрясением, свидетельством истинности христианской веры. А христианам убежденность в своей избранности, в своем бессмертии давало прежде всего причастие. Интенсивность евхаристической жизни в древней Церкви была гораздо выше, чем в нынешней: тогда все христиане причащались на каждой Литургии, на которой присутствовали; все христиане понимали, что это – естественно и логично.
– Когда христианство стало официальной религией, – места для подвига не осталось?
– Быть христианином всегда – подвиг. Поначалу христианами становились только ради Христа, ради единения с Ним и в этой, и в посмертной жизни. Никаких внешних мотивов для принятия христианства не было. Привилегий у христиан тогда не было, совсем наоборот – их преследовали. Но они были убежденными и стойкими в преодолении трудностей. Когда же Церковь стала имперской, – многие стали принимать христианство по каким-то суетным, корыстным соображениям. Или просто чтобы быть, как все. И быть в таких условиях настоящим христианином, – это тоже был своего рода подвиг. Но в совершении такого подвига этим христианам, как и самым первым, преследуемым и казнимым, помогал Сам Христос – через причастие.
– Вы сказали, быть христианином всегда – подвиг. В отношении богоборческих советских времен – согласен. А сейчас?..
– Напрямую христиан сейчас не гонят. Но быть христианином в обществе, которое полностью дехристианизировано, – тоже подвиг. Потому что представления о жизни, которые ныне царят в нашем обществе, в значительной степени противоположны христианству. Стараться жить по воле Божьей, стараться выполнять Его заповеди в наше время, это уже – большое дело. Но и в этом через причастие Сам же Бог нам и помогает.
– Но ведь христианин, то есть крещеный человек, может стараться жить по Божьей воле, не причащаясь?
– Но воля Божья – как раз в том, чтобы мы причащались. Ради этого человек проходит и Таинство крещения: некрещеных не причащают. А у нас люди думают, что, если человек крещеный, он в любом случае – христианин. Но это не так. Если человек не причащается, или причащается очень редко, – он христианской жизнью не живет. Христианин перестает быть христианином, если уклоняется от причастия.
– А если он в храм все-таки ходит, и свечки ставит?..
– Да, у некоторых людей их религиозность выражается в том, что они ходят в храм и ставят свечи. Хорошо, если они так делают. Но на этом нельзя останавливаться. Молиться можно и нужно везде, и прежде всего – у себя дома. И свечи перед иконами можно зажигать и дома. А храм – это место для причастия. Христианин должен причащаться, соединяясь таким образом со Христом. Но это – не только долг для христианина. Это прежде всего – величайшая честь и величайшее благо. Если человек остается глух к этому, значит, он – просто атеист либо язычник, для которого жертва Христа, плоды которой усваиваются через причастие, ничего не значит.
Беседовал Антон САХНОВСКИЙ