Появится ли в Таганроге Фестиваль керамики?

19 января, в праздник Богоявления, действующая при таганрогском Никольском храме керамическая мастерская «Адама» отметила свой День рождения: ей исполнилось 3 года. Творческую команду поздравил благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков.

Свои двери мастерская открыла 19 января 2020 года. То, что это событие пришлось на Крещение Господне, символично и закономерно. Раньше в этом помещении находился единственный в городе баптистерий, предназначенный для проведения таинства Крещения взрослых с полным погружением. Однако им практически не пользовались: младенцев крестят в небольшой купели в виде чаши (такая чаша имеется в каждом храме), эта же небольшая купель используется при крещении взрослых – без полного погружения. К тому же в летнее время возможно проведение таинства Крещения с полным погружением в море, а Никольский храм находится едва ли не на берегу.

Теперь это помещение наполнено жизнью, творчеством, радостью. В 2020-м году по благословению отца Алексея Лысикова был реализован проект, поддержанный Фондом президентских грантов. Полученный грант позволил приобрести необходимую технику (два гончарных круга и печь для обжига) и расходные материалы (очищенную, обработанную и отформованную глину; глазурь, кисти и другое). После успешного завершения проекта техника осталась в мастерской и продолжает свою службу. Но дорогостоящая техника скромно стоит в углу мастерской. Посреди большой комнаты – большущий стол, вокруг которого – множество стульев. А по периметру помещения, у трех стен, — стеллажи, на которых – поделки в разных стадиях готовности, начиная с необожженных и заканчивая уже покрытыми глазурью. Несколько полок занимают и гипсовые формы для изготовления литых изделий (посуды).

Руководитель мастерской — Анна Моравская, выпускница отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Ростовской академии архитектуры и искусства.

Даже во время ковидной пандемии мастерская «Адама» не пустовала: дети и взрослые, соблюдая санитарные требования, творили – лепили из глины. Среди постоянных посетителей – дети с ограниченными возможностями здоровья, которые сюда приходят вместе с мамами.

— Мамы иной раз больше детей нуждаются в такой релаксации. Видно, что они бывают абсолютно счастливы, даже забывают, как их зовут. Когда их зовут, — они не отзываются: самозабвенно лепят что-то, — делится Анна Моравская. — У нас работает и психолог Ирина Бородина, которая специализируется на работе с детьми с ограниченными возможностями: она и для этих ребят, и для их мам – практически родственница.

Сама же Ирина Бородина убеждена, что глина, в отличие, например, от пластилина, особенно благоприятно влияет на человека, который с ней контактирует.

— Глина – благодатный материал, который позволяет человеку соединиться со своими чувствами, осознать их, избавиться от каких-то страхов, тревог и других проблем, которые трудно выразить словами, — объясняет она. — Некоторые из приходящих сюда ребят плохо владеют речью, соответственно, мало общаются, особенно со сверстниками. Лепка же помогает и в реабилитации, и в социализация. Дети здесь раскрывают свой творческий потенциал. Как следствие, у них улучшаются и самочувствие, и настроение.

Между прочим, заметим: Бог создал человека по Своему образу и подобию – творцом. Но, в отличие от ангелов, человека Он сотворил материального, вылепив его из глины. Поэтому при лепке из глины человек становится похож на Создателя самым явным образом.

«Правая рука» Анны Моравской — Софья Шевченко, выпускница Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова.

По словам Софьи, в нашем городе – много керамических мастерских. Там проводятся мастер-классы, выполняются заказы, главным образом – на изготовление посуды. Но и мастерские, и творящие там люди пока что между собой разобщены.

— Председатель Союза гончаров России Александр Поверин заметил, что архитектура воспитывает человека, находящегося на улице, но то, что в нашем жилье, его внутреннее пространство – не менее важно для человека, — отмечает Софья Шевченко. — То, что создается в нашей мастерской, а это — мелкая пластика, радующая глаз, украшающая интерьер, — дети и взрослые забирают; всё это где-то оседает, и это замечательно. Но было бы здорово участвовать и в каких-то архитектурных проектах – производя фасадную керамику, создавая что-то красивое, интересное, необычное, запоминающееся в ландшафтном дизайне.

По мнению Софьи, мастерская «Адама» стала не просто мелким производством, но и своего рода клубом:

— Наша мастерская украшает жизнь тех, кто сюда приходит. Думаю, она могла бы стать камертоном культурной жизни нашего города, — говорит она.

Во время своих приездов из Москвы в родной Таганрог в мастерской бывает студент Московской консерватории Николай Полунин.

— То, что лепит Николай, пользуется просто ошеломительным успехом, — признает Анна Моравская.

А вот коллега Николая, музыкант и музыковед Евгения Шевченко и вовсе решила посвятить себя керамике. В Москве она поочередно работала, перенимая опыт, в трех мастерских, благодаря чему освоила крупные формы.

Анна, Софья и Евгения рассказали, что Александр Поверин выразил готовность и желание приехать в Таганрог, и теперь они вместе мечтают о проведении в нашем городе Фестиваля керамики.

Что касается необычного названия мастерской. Адама́ (с ударением на последний слог) в переводе с древнееврейского на русский — красная земля — это то, из чего Господь слепил человека.

Антон САХНОВСКИЙ.

Фото Александры Калинской и автора.