26 октября Русская Православная Церковь празднует память Иверской иконы Божьей Матери. В Таганроге ныне находится уникальный список с этой иконы. Его можно увидеть на выставке «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I», которая экспонируется во Дворце Алфераки.
Иверская икона Божьей Матери — одна из наиболее известных и любимых в народе. Ее списки разошлись по всему миру, но сама древняя икона, чудесным образом оказавшись на Афоне, никогда больше не покидала этот монашеский остров.
Предположительно, это — одна из икон, написанных самим апостолом и евангелистом Лукой, день памяти которого – 31 октября. Согласно церковному преданию, древний образ в IX веке, во времена иконоборческой ереси, едва не был уничтожен. Один из византийских воинов копьем ударил по образу Богородицы – и из пораженного места тотчас потекла кровь: в тот раз это чудо спасло этот образ Богородицы от уничтожения. Чтоб она не погибла в другой раз, благочестивые верующие отпустили икону плыть по морю.
Через два века она, стоя на воде, приплыла к Афону. Благочестивый инок грузинского Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Но на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей (позднее она оказалась внутри небольшого храма на входе в Иверский монастырь: храм был построен вокруг неё). От имени обители она получила наименование Иверская.
Пресвятая Богородица на Иверской иконе левой рукой держит Богомладенца, а правой указывает на Него как на Спасителя. Христос же одной рукой благославляет, а во второй держит свиток, символизирующий Евангелие. Расположение фигур такое, что Матерь Божья как бы создает защитное пространство для Богомладенца. Тем самым проиллюстрированы представления о Ней как о «вместилище Невместимого Бога».
Обычно на списках Иверской иконы прямо на лице Пречистой можно увидеть рану. Именно по каплям крови на изображении легко отличить Иверскую от остальных икон Богородицы.
Первый список этой афонской святыни в Москву прибыл осенью 1648 года; Русская Православная Церковь вспоминает об этом важном событии 26 октября.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева специально для Таганрога, первенца Петра I, празднующего 350-летие со дня рождения своего отца-основателя, подготовил выставочный проект «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I». В экспозиции, занявшей половину второго этажа отреставрированного музейного здания (Дворца Алфераки), представлено русское церковное искусство на рубеже эпох — 42 экспоната последней четверти XVII — первой трети XVIII века. Среди них есть и уникальный список Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
Сотрудники Таганрогского музея-заповедника поинтересовались у московских коллег, почему на лике Богородицы отсутствует эта приметная черта, по которой сразу определяется, что это – список с Иверской иконы. Московские искусствоведы пояснили, что на этой иконе были многочисленные утраты, а современная практика реставрационных работ не предполагает соавторства; реставраторы, восстанавливая утраченный красочный слой, не дерзнули заниматься собственным творчеством, поэтому щека Пречистой на этом Её изображении осталась гладкой.
Данная икона уникальна еще и самой своей техникой, включающей элементы графики, и цветовой гаммой зеленых тонов, свойственной не столько русской, сколько грузинской школе иконописи.
Эта икона, написанная в первой четверти XVIII столетия, в богоборческом ХХ веке была спасена из Успенской церкви села Богослово Ногинского района Московской области.
Выставка «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I» продолжит работу во Дворце Алфераки до 12 ноября.
Антон САХНОВСКИЙ.
Фото автора.