РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ
Поздравляю вас с великим и мироспасительным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Мир ждал этого события очень и очень долго. Живая непосредственная связь человека с Богом была прервана вместе со скорбным событием грехопадения. На многие тысячелетия человечество погрузилось во тьму греха и бездну порока. Но жажда потерянной связи, тоска по раю и поиск Бога не покидали сердца и умы людей. К какой бы эпохе, цивилизации и культуре ни принадлежал тот или иной человек, он всегда стремился к восстановлению желанного единства со своим Творцом.
Учитель Древней Церкви Тертуллиан объяснял эту особенность мистической связью, которая существует между Богом и Его творением. Он говорил, что «душа человека по природе христианка». Она устроена таким образом, что, только обретя Бога, только встретив Его на жизненном пути – она способна обрести и подлинное счастье, и смысл, и мир. По слову святителя Иоанна (Максимовича): «…не только иудеи, но и лучшие из язычников находились в ожидании пришествия Того, кто спасет человечество от гибели». Поэты и философы, цари и подданные, рабы и свободные жаждали этой встречи, «искали – по слову апостола Павла – Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян. 17:27).
Но миг долгожданной встречи всё не наступал, ибо еще не было в мире Той, Которая станет «сосудом избранным», способным вместить в Себе Невместимого Бога. Творец Вселенной приходит в этот мир тогда, когда в преддверии боговоплощения в нем уже бьется сердце Богоневестной Девы. Он воплощается тем путем, которым на земле рождается всё живое – из женской утробы. Святитель Амфилохий Иконийский называет это событие чудом, неописуемым даже небесами: «Бог ночует в яслях, Создавший всё одним лишь Своим словом согревается женскими руками, Даровавший бытие всем надмирным силам питается молоком Пречистой Девы».
Образ свершения этого таинства – недоступная для ума тайна. «Огнем поядающим» апостол называет Бога (Евр. 12:29). Невозможно человеку принять этот огонь и не попалиться, не сгореть, не уничтожиться. Поэтому святитель Григорий Нисский, пытаясь объяснить непостижимость боговоплощения, припоминает ветхозаветный прообраз Богоматери – горевшую и не сгоравшую Купину Неопалимую, явленную пророку Моисею возле горы Синай (Исх. 3:2-5). Дева родила Огонь потому что Сама была огнем, чистота Ее души, непорочность Ее сердца и ума позволили – во исполнение пророчества Исайи – Начальнику мира и Отцу Вечности войти в Ее девственную утробу, сохранив Ее невредимой (Ис. 9:6). Такое непорочное безмужное зачатие превосходит все законы тварного естества. Поэтому святитель Иоанн Златоуст удивляется: «я вижу Родившую, вижу Рожденного, а способа Рождения не постигаю. Природа тут не действовала. Источнику святости надлежало произойти от чистого и святого рождения».
Таким образом, по учению святых отцов, таинство Боговоплощения совершилось не одной только силой Божественного Всемогущества, но и чистотой Пречистой Девы. Христос воплотился и пришел в этот мир, потому что Его уже ждала Она – Та, Которая горела огнем Божественной любви, Та, Которая по чистоте Своей жизни стала новой Купиной, пылающей и неопалимой.
Однако в эти праздничные дни мы не только вспоминаем рождение Спасителя от Богородицы, но вместе с тем и рождение нового человечества – обновленного, спасенного, возрождённого. Ибо в Рождестве исполняются чаяния всех древних людей, всех тех, кого мученик Иустин Философ называл «христианами до Христа», которые тысячелетия жаждали Его явления, скорбя о собственном духовном бессилии. И вот, о чем некогда скорбели праотцы и что предсказывали пророки, чего желали видеть праведники – то получило свое исполнение и сбылось сегодня. Поэтому в день Рождества Христова мы празднуем день рождения нового мира и нового человечества.
Что же в этот удивительный праздник, когда мы воспоминаем такой великий исторический момент, надлежит делать нам?
На этот вопрос отвечает святитель Григорий Богослов, который полагает, что мы должны «следовать за волхвами, чтобы поклониться Младенцу и соделать собственное сердце Вифлеемской пещерой». По его мысли во Вселенной существуют только два вместилища, способных воплотить невместимого Бога: первым – была утроба Пречистой Девы, через Которую явился в мир Спаситель, а вторым – должно стать сердце каждого верующего в Него. Подобно тому, как Матерь Божия Своей горячей верой, благочестивой жизнью и смиренным служением приуготовила Себя к Боговоплощению, соразмерно этому и мы чистотой и верностью, смирением и покаянием должны приуготовить свое сердце стать новой Вифлеемской пещерой, в которой родится Христос.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – учит нас Спаситель (Мф. 5:8). На языке Священного Писания «узреть» означает «познать», «стать частью того, кого видишь». Душа, запятнанная грехом, оскверненная злыми поступками – не способна видеть Бога и уж тем более приять Его. Только очистившись от собственной скверны, мы становимся способными к личному богообщению, а это, в свою очередь, изменяет нашу жизнь, показывает ее в новом свете, привносит новые силы и смыслы. Ведь так часто на земном пути мы встречаем людей, которые «видя не видят», «слыша не слышат», стремясь куда-то не двигаются с места. Нечто подобное происходит и в жизни духовной: чистое сердце прозревает и видит Бога, а порочное видит перед собой только порок и обречено на вечную древнюю тоску по потерянному раю. Преподобный Силуан Афонский говорит: «чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо иметь смиренный дух и любить ближнего, и тогда Господь явит Себя такой душе и войдет в нее Своим покоем и миром».
Парадоксально, что можно многое знать о Боге, при этом не зная Его. Можно считать себя христианином, будучи при этом бесконечно далеким от Христа. Все это происходит от того, что познание Бога не сводится к простому накоплению информации или формальному исповеданию веры. Познание Бога – это путь всей жизни христианина, путь, который требует чистоты, жертвы, смирения и любви. Только тогда Бог открывает Себя, только тогда наше сердце становится Вифлеемской пещерой, и только тогда в его глубинах непостижимым образом воплощается Христос. И если в сердце отдельно взятого человека происходят такие перемены, они происходят и вокруг него, в его семье, в его детях, в обществе, в стране, где Бог судил ему родиться и жить.
К этому и призывает нас Церковь в дни Рождества Христова, предлагая удивительный образ Пречистой Девы. Ибо по слову Златоуста «праматерью мы изгнаны из рая, и через Матерь обрели спасение – чем осуждены, тем и увенчаны».
Пусть же в эти светлые рождественские дни пример смирения и кротости Девы Марии станет для нас путеводной звездой на пути спасения. Пусть он отзовется в наших судьбах конкретными делами, наполняя мир вокруг нас добротой и радостью. И пусть воплощенный во утробе Преблагословенной Богородицы Спаситель воплотится в нашем сердце, меняя ко благому наши жизни, жизни наших ближних и всё наше Отечество.
С праздником, дорогие мои! С Рождеством Христовым!
+ МЕРКУРИЙ,
митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Глава Донской митрополии
Рождество Христово, 2024
Ростов-на-Дону