пастырям, монашествующим, клиру, Боголюбивой пастве
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с радостным днем Рождения по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!
Каждый год, стоя перед колыбелью Богомладенца, вглядываясь в рождественские иконы, вслушиваясь в слова гимнов песнопений и слова колядок, мы прославляем Бога за Его любовь к Своему творению. И это справедливо. Потому что только любовь способна на такое крайнее снисхождение:
«Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит».
Эти слова праздничного кондака выражают изумительный парадокс события Боговоплощения. Тот, кто выше всякого естества и непричастен никакой тварной природе, становится «Сыном Человеческим» (Мф. 8:20). Тот, Чье величие бесконечно и неприступно, возлежит на руках Девы в простой пещере (Лк. 2:7). Но это смирение Господь наш и Спаситель явил не единожды. Всю Свою земную жизнь Он учил своих учеников на собственном примере, о чем и говорят слова древней молитвы: «Путь добрейший смирения нам показавый»… Посмотрите на страницы Евангелия. Учитель служит своим ученикам. Он моет им ноги (Ин. 13:3-17), заботится о них за столом (Мф. 26:26), печёт им рыбу на костре (Ин. 21:9). Христос являет смирение пред учениками и послушание воле Своего Отца, даже до смерти, о чем и свидетельствует апостол Павел, говоря: Он «смирил себя, быв послушен даже до смерти» (Фил. 2:8). Взирая на это, святитель Василий Великий изрек, что праздник Рождества Христова – это «праздник смирения Бога».
Сегодня, перейдя «новый год благости Божией», мы в известном смысле предстаем и перед определенными итогами нашей духовной жизни. Какие чувства возникают у нас в сердце, когда мы смотрим на образ Богомладенца, лежащего в яслях, когда слышим слова, воспевающие Его любовь и смирение? Похожа ли наша жизнь на «путь добрейший» нашего Учителя?
Минувший 2020-й год был годом неожиданных потрясений для каждого человека, каждой семьи, для всей страны нашей и даже для всего мира. Пандемия коронавирусной инфекции явилась испытанием не только нашему благополучию и привычному образу жизни, но и всей нашей веры.
Давайте вспомним, с какой смиренной просьбой обращался к нам в начале этого бедствия Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Как он просил нас проявить терпение и послушание. Как Церковь устами Священноначалия обращалась к своей пастве с призывом беречь себя ради собственного здравия, принять как благословение необходимые ограничения. Как много мирян, священнослужителей, архиереев и даже предстоятелей Церковь потеряла в этой беде.
А теперь пусть каждый задаст вопрос: услышал ли он голос Церкви, принял ли его сознательной волей или хотя бы по долгу послушания?
Да, большинство христиан ответственно и с пониманием отнеслись к благословению церковных властей. И я хотел бы поблагодарить их за высокую сознательность и духовную трезвость. Но были и те, кто, упрямясь, – игнорировал благословение Священноначалия, роптал на необходимость временного порядка церковной жизни, проявляя буйство, своеволие и даже уводя народ в раскол. Этим «христианам» давно уже ответил святой апостол и брат Господень. Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 46).
То испытание, что дал нам Бог пережить в минувшем году, и те сложности, что вполне возможно предстоят в текущем, – это не вопросы только повседневной жизни, это основные вопросы нашей веры. С кем мы? Чьи мы ученики? Буйствующего Ирода или смиренного Христа?
Христос нас учит любви. Любви, которая способна отдать себя во имя ближнего, которая способна смириться там, где скептицизм диктует иные варианты и права. Потому что любовь – это не выяснение отношений: кто прав, кто виноват, это не проявление строптивости ума и характера. Любовь – это мир. Господь в Евангелии так и говорит: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).
Дорогие мои, за свою долгую историю Церковь Христова прошла через многие испытания. Были и более сложные времена, приходили и более страшные недуги. Но Церковь всегда помнила заповедь Спасителя о единстве, о том Доме, который построен был на камне, «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал» (Мф. 7:25). В праздник Рождества Христова нам надлежит еще раз вспомнить мудрость этих слов. Потому что сейчас, как никогда, мы должны хранить свое единство в сердце, в уме, в церковном порядке, должны сплотиться вокруг Предстоятеля нашей Церкви, должны не позволить никаким силам – внутренним или внешним – разделить нас, внося раскол и вражду.
Мы с вами из года в год прославляем Родившегося Бога. Из года в год я обращаюсь к вам со словами напутствия и благословения. И из года в год мы проживаем радость рождественских дней, как определенный духовный опыт. Опыт же года сегодняшнего – это опыт сохранения христианского мира, любви и смирения. Не оставим его без духовного плода.
На смирение Спасителя ответим смирением своего сердца, на Его послушание Богу-Отцу ответим послушанием нашей Матери-Церкви, на Его мир ответим миром в своих семьях, на Его любовь ответим любовью друг ко другу.
Благословение Божие и мир Христов да пребывают со всеми вами.
С праздником, возлюбленные мои. С Рождеством Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
+ МЕРКУРИЙ
митрополит
Ростовский и Новочеркасский
Глава Донской митрополии.
Рождество Христово, 2020/21 гг.
Ростов-на-Дону