Когда мы приходим в храм, то главное для нас — это сохранить сердечные очи устремленными к Богу. Чтобы хотя бы краткое время жизни побыть в союзе с Создателем.
Нам важно установить и не потерять благую связь с Господом через молитвенное собеседование с Ним.
Многое тому может препятствовать: и внешняя обстановка передвижений, и разговоры окружающих прихожан, и труд следящих за чистотой. Когда душа все это видит и обращает на это свое внимание, то где же и как ей увидеть Бога?
То место, где сияет святость, где восседает Бог, вдруг у верующего человека затмевается ничего не значащей суетой. Но важно ведь не это…
Блаженно то, что мы пришли в гости к Отцу Небесному. Важно то, что мы пришли в Дом Божий, в Обитель Господа нашего Иисуса Христа, в селении Его Пречистой Матери. К Ним и только к Ним лучше обращать свои внутренние очи. А также к святым Божиим и к Небесным Ангелам.
Сердечное внимание, полное трепетного и благоговейного отношения к Творцу, сотворит благой плод в нашей душе, сделав ее благочестивою, благообразною, светлою. Молитва, подлинная внимательная молитва за богослужением, освобождает нас от действия страстей и от плена бесовского. Чем чаще и больше мы будем бывать на Божественных службах, тем более и более будет освящаться наша душа и соделываться светлой, Ангелоподобной. Бог есть свет, и потому и мы призваны сиять Божьим светом.
Но какой дар мы можем принести Создателю Богу, Который, казалось бы, ни в чем не имеет нужды? Чем мы можем обрадовать Ангелов и Самого Господа, Которые пребывают в непрестанной радости, чем сможем удивить Всевидящего? Дар сей — это смиренное, кающееся сердце, полное исповедания своих прегрешений и слезного сокрушения. Человек, живущий пред Богом, имеет самую естественную потребность в покаянии пред Господом, ибо Господь Всесвят, а мы погрешаем пред Ним, Он Всесилен и в свое время может очистить нас и даровать нам победу над коварными, враждующими против нас силами тьмы, и над нашими страстями — а мы без Него не можем делать ничего и совсем безсильны. Мы имеем бытие от Него Самого, и каждый дарованный Богом день может быть для нас поводом для сугубого благодарения Творцу — но грех омрачает всякий день, и тогда лишь покаяние его освящает, так как призывает на кающегося Божественную благодать.
Сокровенным от всех смирением удивим Господа, Который когда-то, как сказано во Святом Евангелии, удивился смирению римского сотника, в то время как тот не дерзнул пригласить Спасителя к себе домой вследствие ощущения собственного недостоинства, но послал иудейских старейшин просить о милости Божественного Врача душ и телес.
Поэтому обращаться к Господу с надеждой, со смирением и всецелым доверием, как к нашему Отцу и нашему Спасителю, с кающимся сердцем, мы имеем самую естественную и благую потребность.
Ин. 16,21: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» — учил Господь. Так и душа рождает в покаянии дух спасения. Ей нужно немного потрудиться для этого, но такой труд будет самым благословенным для нее в жизни: он пойдет с нею в вечность и будет ходатайствовать за нее, чтобы миновать суд и наследовать Царство.
Находясь в храме, мы неслучайно чтим служащих в нем Богу священников. Потому что священник для нас — это источник Божественной милости, изливающейся через его священнодействующие руки.
Его руками Господь прощает нам грехи, благословляет нас и претворяет хлеб и вино в Свои Божественные Тело и Кровь, чтобы мы были прощены, благословенны и наполнены Самим Богом.
Храм Божий преисполнен Ангелами, которые непрестанно молятся и возносят наши молитвы к Престолу Царя Вседержителя. Особенно Ангелы являются в храм во время пения священной песни «Иже Херувимы». Они присутствуют и при входе в храм, и особенно во Святом Алтаре. Наконец, с помощью Ангелов совершается величайшее Таинство Божественной Евхаристии. Ибо, как это известно из церковного Предания, в самые ответственные минуты Ангел покрывает священника, делая его огневидным, чтобы ему не опалиться от величайшей святыни Тела и Крови Христовых.
Ангелы охраняют нас, поддерживают нас в наших телесных немощах, особенно когда мы обращаемся за помощью.
В храме мы молимся святыми церковными молитвами, которые помогают нам настроиться на смиренный, покаянный лад. Святитель Игнатий Брянчанинов учил: «Великая милость Божия к человеку — учреждение общественных молитвословий в святых Божиих храмах. Эти молитвословия установлены апостолами, их святыми учениками и святыми отцами первых веков христианства по откровению свыше. В этих молитвословиях каждый христианин может принимать участие, и неграмотный усваивает себе познания, красноречие, поэзию духовных, святых витий и книжников христианства.»
Святые витии христианства, упомянутые святителем, это те Апостолы и те святые отцы, которые составили для нас богослужебные тексты. Одним из таких Апостолов являлся брат Господень, Апостол Иаков, первый епископ Иерусалимской Церкви, которого память сегодня мы совершаем.
Апостолы Петр и Павел учили, что все Писание богодухновенно (2 Тим.3:16, 17, 2 Пет 1:20-21). Вслед за Апостолами мы можем сказать, что и все Богослужебные тексты святых отцов богодухновенны. Церковь всегда и всюду помогает нам достичь спасения, предлагая нам примеры прекраснейших молитв, многие из которых имеют небесное происхождение.
Когда мы входим в храм, то мы совершаем не земное дело. Ибо это свойство Неба поклоняться Богу во святом храме. Наш храм есть прообраз того величественного Храма Небесного, в Котором на Престоле великой славы восседает Господь. Тот Храм никем не может быть разрушен. Предстоять в таком Храме пред Господом с очищенным сердцем со светлой душой вкупе с Ангелами есть великая радость и неизреченное блаженство! Но и сейчас мы не лишены этой радости, когда входим в Дом Божий и молитвенно собеседуем с Господом.
«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Пс.26:4). «Это произнес устами Давида Святый Дух», — учил святитель Игнатий Брянчанинов. И далее: «Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворенный храм, которого зиждитель — Бог.»
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, как важны молитва и покаяние в нашей жизни. Как душеспасительно для нас богослужение, когда мы будем присутствовать на нем с молящимся и смиренным сердцем. В храме, где мы особенным образом соприкасаемся с Господом, Который непрестанно ожидает нас и стучит в двери нашего сердца.
Не будем осуждать друг друга, друг другу завидовать и друг на друга раздражаться, как учил Апостол Павел (Гал.5:26), помня, что наша церковная семья есть великая драгоценность в очах Божиих. И что мы так важны и так дороги друг для друга, как ничто в этом мире. Поэтому окончив молитву за Богослужением, не окончим любви друг к другу. Не станем расходиться и разбегаться по своим делам, но лучше будем собираться вместе, вкушая вместе трапезу и говоря о Господе. Поступим по примеру первых христиан, по примеру Апостолов, в духе Святого Евангелия.
Если мы будем любить друг друга, то станем похожими на Господа, Который возлюбил всех нас прежде основания мира. Тогда Господь, увидев нас подобными Ему, увидев нас подлинно Его учениками, сочтет нас достойными Его Небесного Царствия и того величественного Храма, в Который Он призовет нас в свое время, чтобы нам не разлучаться ни в этом веке, ни в вечном.
Когда же совершится Всеобщее Воскресение мертвых, то Сам Господь станет храмом для всех спасенных людей, как сказано в Откровении (Откр. 21,22). И отрет Бог всякую слезу с очей (Откр. 21,4). Мы будем Его храмами, чтобы Богу обитать в нас, и Господь будет нашим Храмом, чтобы нам пребывать в Нем и в Его Царствии.
Итак, постараемся всякий раз в Божием храме сохранять сердечное внимание в устремлении к Богу, благоговейное предстояние перед Создателем. Постараемся преподнести Ему кающееся смиренное сердце, полное покаяния в своих прегрешениях. Поможем священникам в их трудах и воздадим им честь.
Хорошо, когда у каждого будет свое послушание, несомое по силам, чтобы мы были не безучастными в деле Божием, чтобы каждый в свою меру успел во время своей земной жизни послужить Богу. Господь не оставит такое служение без награды, хотя мы и будем трудиться не ради нее, а из любви к Богу, ради духовного блага ближних. Согреемся душой благодатью Божией, напитаемся светом Пречистых Тайн Спасителя, чтобы соединиться с Господом нашим Иисусом Христом и впустить Его в свою истосковавшуюся по Богу душу. Возлюбим друг друга и таким образом явимся достойными чадами Небесного Отца, чтобы быть возлюбленными Им, Которому с Единородным Его Сыном, Спасителем нашим Исусом Христом, и со Святым, Благим и Животворящим Его Духом, Утешителем нашим, слава и ныне и присно и во веки веков. Аминь.