19 марта состоялась очередная встреча молодежного культурного клуба Таганрогского благочиния «Маяк». В этот воскресный вечер мы обсудили достаточно непростое произведение Клайва Льюиса «Письма Баламута». Многие знакомы с именем английского писателя благодаря ярким «Хроникам Нарнии», которые по праву считаются художественным пересказом Евангелия для детей. С «Письмами…», конечно, дело обстоит несколько сложнее.
С одной стороны, письма старого дяди-беса Баламута своему племяннику Гнусику по стилю и характеру наставлений напоминают тексты святоотеческих преданий. Но с другой — современный эпистолярный жанр, в котором написана книга, предполагает сокращение дистанции между автором послания и читателем, ведь любое письмо всегда имеет своего адресата. И тогда получается, что Баламут обращается к бесенку, сидящему не в абстрактных «подопечных», а в нас самих, реальных людях?
Во время Великого поста особенно ярко вспоминаются страдания Христа и вместе с тем — толпа, что кричала: «Распни!», и уснувшие ученики, и та осина, где Иуда прервал свой род… И одинокий раскаявшийся Петр. Все это в контексте с «Письмами Баламута» помогает увидеть связь исторических событий, понять, что на самом деле происходит сегодня в нашем сумасшедшем мире и в нас самих.
В девятом письме старый бес пишет Гнусику: «У нашей атаки много больше шансов на успех, если внутренний мир человека скучен, холоден и пуст».«Скучен, холоден и пуст…» — слова эхом раздаются в голове. Ведь сколько сейчас молодых людей жалуется на то, что им скучно жизнь, что они якобы не поняты, а потому легче всего уйти с крыши в пустоту или выйти навстречу мчащемуся поезду, чтобы ощутить вкус жизни!
«Мирская суета, — продолжает Баламут — одно из сильнейших и простейших искушений, казалось бы, нам трудно на этом сыграть. Но, к счастью, они[христиане] совсем мало говорили об этом в последние десятилетия. В современной христианской литературе хоть и много можно найти о «мамоне» (и даже больше, чем мне хотелось бы), но очень мало предостережений о суете, выборе друзей и ценности времени». И здесь Льюис, говоря о суете, которая и приводят нас к душевной пустоте, очень точно отмечает, что человека достаточно легко увлечь низменными удовольствиями, поглотить его. Однако именно в этом бесы проявляют свое грубое несовершенство.
Господь, или Враг, как называет Его Баламут, подобен родителю, который учит своего ребенка ходить и в нужный момент просто убирает руку с плеча, чтобы тот сделал свой сознательный шаг.
У нас всегда есть выбор, в какую сторону пойти. И мы никогда не ошибемся, если выберем путь веры и добродетели – всего того, от чего Гнусику предстоит постоянно оберегать своего подопечного. Мы никогда не ошибемся, если не позволим гнусикам и баламутам наполнять чаши наших душ отчаянием, страхом, гневом и страстями. Мы никогда не ошибемся, если направим всех себя без остатка на путь молитвы и покаяния.
И мы никогда не ошибемся, если во время очередной литургии откроем свое сердце для таинства Евхаристии.