Пасхальное послание митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия Главы Донской митрополии пастырям, монашествующим, клиру, боголюбивой пастве Ростовской-на-дону епархии

Возлюбленные служители алтаря Господня – пресвитеры и диаконы! Боголюбивые иноки и инокини! Дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Эти слова – гимн победы Христа над смертью! Мы их слышим в ликующем гласе пасхальных приветствий, в текстах Священного Писания, в песнопениях Святой Пасхи.

Эта Победа произошла на Голгофе, когда Спаситель воскликнул: «Свершилось!», «И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30). Христос сошел во ад, где находилось всё ветхозаветное человечество. После кончины и праведники, и грешники становились заложниками этого темного царства (Притч. 21:16), странниками в долине смертной тени (Пс. 22:4). Когда же Спаситель снизошел до преисподних земли – ветхозаветной обреченности настал предел. «Основания земли поколебались, и ад был сокрушен!» (Акафист Кресту Господню). Свершилось то, о чем Бог за восемь столетий до этих событий провозвестил устами пророка Осии: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14). Отныне и до века ад будет заперт только изнутри. Его наследуют лишь те, кто в добровольном упрямстве идет путем греха. Зловещая же монополия дьявола на посмертную участь человеческих душ – полностью и безоговорочно разрушена! Поэтому в пасхальную ночь, и во все последующие за ней дни нашей жизни, мы непрестанно воспеваем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

В этом году радость Светлого Христова Воскресения сопряжена с памятью о Победе нашего народа над фашистской Германией. Мы вспоминаем, как 79 лет назад, в такие же светлые весенние дни, громогласное «Христос Воскресе!» перекликалось с торжественным «Победа!». Нашему народу победа над нацизмом была дарована именно в Пасхальные дни сорок пятого года!

Промыслительная близость этих двух событий является для нас не только поводом к сугубой радости, но и возможностью задуматься о смысле двух побед – победы земной и Победы Небесной! Склоняя головы перед жертвой, которую наш народ принес во имя будущего страны, мы, вместе с тем, отдаем себе отчет, что любая земная победа определена во времени, и каждому новому поколению надлежит осуществлять серьезный труд, чтобы ее плоды не иссякли под натиском новых вызовов.

Божественная же Победа – это Победа вечная, несокрушимая, неизменная и абсолютная. Она не зависит от человеческих усилий, ей не требуется защита, она не связана с принятием или отвержением. Бог сошел во ад, сокрушил его державу и даровал нам нетленный плод Своей Победы «к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому» (1 Пет. 1:3-4). В Христовом Воскресении мы все наследники незыблемой Победы, изменить итог которой не в силах ни земные силы, ни преисподние. Ибо Победа Бога – единственная из всех побед – безграничная, вечная и необратимая!

Сколько народов, империй и цивилизаций сошли с исторической арены после высоких взлетов и блистательных достижений! Это случилось только потому, что все эти победы и достижения не были обусловлены вечным неизменным Божественным Законом. Только побеждая в Боге, мы закладываем непоколебимую основу для своих успехов, только созидая с Ним мы строим дом свой на камне, а не на песке (Мф. 7:24). Апостол Павел дает образный пример того, как достигается подобный идеал: «Если же мы умерли со Христом», – говорит он в послании к Римлянам, «то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:8). По мысли святителя Иоанна Златоуста значение этих слов в том, что если мы хотим «совоскреснуть со Христом, то прежде всего должны соумереть с Ним». Вот главный вопрос всей нашей жизни: способны ли мы к подобному соумиранию, можем ли перестать жить только для себя, действовать исключительно в своих интересах, думать лишь о себе? Ведь Христос дал нам высочайшим пример внимания к другим, жертвенного служения ближним, умирания во имя жизни. Победа над собой, над своими страстями, пороками, обидами, нелюбовью, гневом, разрушительными привычками и эгоизмом – это и есть основная и величайшая победа нашей жизни, это и есть наше со-умирание Христу, за коим и следует наше Ему со-воскресение.

Если к данному идеалу будет стремиться каждый из нас, если в ежедневных трудах и обязанностях мы будем следовать этому пути, если свою личную, семейную и общественную жизнь будем строить на подобных основаниях, если в таком духе будем воспитывать наших детей и обустроим весь ход жизни в Отечестве нашем – то тогда плоды и земных наших побед не восхитит никакой враг, потому что это уже будет более не наша победа, а Победа Бога в нас!

В эти светоносные дни я призываю всех вас, возлюбленные мои братья и сестры, радоваться и благодарить Бога за Победу Небесную, хранить память о победе земной и совершать подвиг евангельского служения: соумирая со Христом – совоскреснуть с Ним!

ВОИСТИНУ ГОСПОДЬ ВОСКРЕС!

+ М Е Р К У Р И Й

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Пасха Христова, 2024 год

Ростов-на-Дону