День Победы – это праздник воцарения мира, праздник окончания войны. День торжества мужества нашего народа, его стойкости и жертвенности, способности не терять веры, надежды, любви. И это память о погибших, которые есть в каждой нашей семье.

Читать книги о войне – тяжкое бремя для читателя: это труд души, в первую очередь, труд сердца, потому что, читая такие книги, ты, дорогой читатель, сопереживаешь, ставишь себя на место главного героя и, если, это великая книга, живёшь в том Времени. Книги, о которых пойдёт речь ниже, способны на такие свершения по отношению к читателю.

СПАСИ И СОХРАНИ. Свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну /Автор-составитель А.Н. Фарберов. – М.: Ковчег, 2006. -384 с.

Книга является уникальным сборником свидетельств фронтовиков, их близких о милости Божией к России и ее людям во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Место событий — передовая, тыл, территории, временно занятые немецко-фашистскими захватчиками. Собранные рассказы повествуют о помощи, которая посылалась людям в ответ на их молитвы к Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Книга помогает читателю узнать о том, что происходило в духовной сфере в период жесточайшей в истории России войны.

О чем думали советские солдаты времен Второй Отечественной войны, находясь в окопах под градом пуль противника, когда их бомбили вражеские самолеты, а танки шли на их позиции? О чем думали люди, находящиеся в тылу, ждущие весточку с фронтов от своих любимых и родственников? Наверное, о своей жизни, о судьбе своих близких людей, о возможности умереть в любую минуту, и, конечно, они не забывали о Боге.

В простреленной шинели русского солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны, было найдено его последнее в земной жизни, прощальное поэтическое письмо. Не к родным и близким обращено оно, а к Всемогущему Богу, в Которого свято уверовал воин в свой предсмертный час. Это письмо приведено в книге. Процитируем его и здесь:

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя,
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого, мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой, ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

БОГ И ПОБЕДА: верующие в великих войнах за Россию. – М.: Эксмо, 2014. – 640 с.

Было у Великой Отечественной войны существенное отличие от всех предыдущих войн, выпавших на долю нашей страны.  Впервые за много веков наши воины шли на врага не под святыми образами без молитвенных напутствий священства. Но значит ли это, что самая тяжелая для страны война шла без молитвы и креста? Нет! И об этом говорят бесчисленные свидетельства тех лет, приведенные в книге автором-составителем В. Зоберном.  В ней приведено множество примеров Божьего промысла в действиях советских воинов и гражданского населения. Раскрыт поворот к Богу советского народа в годы войны. Сюжеты, предложенные вниманию читателей, глубоко западают в душу, потрясают своей силой.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Книга «ВОЙНА И ВЕРА», изданная Псково-Печерским монастырем в 2019г. — сборник потрясающих реальных историй, рассказанных воинами и мирными людьми, жизнь которых на войне спасли по их вере и молитве (часто неискусной, но из глубины души) Пресвятая Богородица, святые и сила Креста Христова. Лейтмотивом через все повествование проходит призыв не бояться убивающих тело, но побеждать их верой в любовь и силу Правды Божией.

Для удобства чтения сборник разделен на восемь частей, соответствующих разным темам: о непобедимости креста, о силе веры, о защите неправедно осужденных, о помощи Господа, Богородицы и святых, об обращении к Богу, от злого неверия. И во всех восьми частях мы находим живые примеры спасения человека от гибели и обращения к Истине.

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.

НАДЕЖДА СМИРНОВА. ВОЙНА И ВЕРА. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 448 с. (Серия «Духовный путь»).

Эта книга о войне. И о человеческой душе. О том, как сохранить себя в чудовищной мясорубке, не сломаться, не покориться, не утратить веру.

Эта книга о любви. О светлом чувстве, над которым не властно время. И о том, что только человеку искреннему и чистому возможно остаться верным своему долгу.

Эта книга о связи поколений. О тех воинах, которые отдали жизни за отчий дом. За веру в Бога. За Родину… И о нас — их потомках.

Книга основана на реальных событиях. Имена и фамилии героев подлинные.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Протоиерей НИКОЛАЙ АГАФОНОВ. РАТНЫЕ ПОДВИГИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА. М.: Благовест, 2013. – 352 с.

Православное духовенство не только благословляло на ратный труд воинов, не только молилось о даровании «победы на сопротивныя», но зачастую и само принимало участие в ратном деле, проявляя при этом беспримерное мужество и удивительную храбрость. Священник на войне ободрял малодушных, выносил с поля боя раненых и ухаживал за ними, принимал исповедь умирающих, причащал их Святыми Дарами и отпевал убитых на поле брани. А ещё он вдохновлял солдат своим личным примером, идя в бой впереди атакующих с Крестом в руках.

Деяния славных воинов в рясах изложены в этой книге. Молитвенно поминать их имена, и слагать в своих сердцах их подвиги — наш христианский долг.

Интересен тот факт, что в книге есть и страницы, посвященные протоиерею Ариану Пневскому (1924 — 2015), митрофорному протоиерею, почётному настоятелю Георгиевского храма города Таганрога.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

СТРАЖ ДОМА ГОСПОДНЯ: Патриарх Московский и Всея Руси Сергий (Страгородский). М.: Правило Веры, 2003. – 1007 с.

Предлагаемое издание—первая за последние полвека книга, целиком посвященная Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) и его эпохе, часть которой составляют годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года митрополит Сергий написал послание к пастырям и верующим Русской православной церкви, благословив всех, кто решился отправиться на фронт. Это обращение полностью воспроизводится в книге:

Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви

22 июня 1941 г. г. Москва

… не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз, он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.

…Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.

Господь нам дарует победу.

Патриарший местоблюститель, смиренный Сергий митрополит Московский и Коломенский.

 

КОНОВАЛОВ В., СЕРДЮКОВ М.  ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II:  Жизнь и служение на переломе тысячелетий. М.: ЭКСМО, 2010. – 320 с.: ил.

Эта книга стала плодом многочисленных встреч известных российских журналистов Валерия Коновалова и Михаила Сердюкова со Святейшим Патриархом Алексием II на протяжении почти десятилетия. Это – уникальный, не имеющий аналогов по своей полноте и охвату материал, в котором изложены воспоминания и размышления Святейшего Владыки практически обо всех сторонах и проблемах жизни – его самого, а также Церкви, страны и мира.

Один из разделов книги называется «В фашистских лагерях мы окормляли страждущих».

Будущему Патриарху на время, когда его семья оказалась в Эстонии под фашистской оккупацией, было всего 12 лет. Его отец — Михаил Александрович Ридигер – был, как мы знаем священником Русской Православной Церкви.

«Столько непереносимого горя, я больше никогда не видел… – вспоминал Патриарх о тех страшных годах. — С первых дней гитлеровской оккупации, когда на территории Эстонии появились концентрационные лагеря, мой отец посчитал своим христианским долгом регулярно их посещать. Немцы тому не препятствовали. В качестве мальчика-прислужника отец брал меня. Столько непереносимого горя, физических и душевных страданий, человеческих драм и трагедий, сосредоточенных на одном пятачке земли, я больше никогда не видел».

КОРОЛЕВА В. СВЕТ РАДОСТИ В МИРЕ ПЕЧАЛИ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). – М.: Паломник, 2012. – 736 с.: ил.

Жизнь и деятельность митрополита Иосифа неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви XX века, являя собой непрерывную череду испытаний, скорбей, гонений и лишений на протяжении долгого времени. Около двадцати лет суждено было исповеднику веры Христовой провести в тюрьмах, лагерях и ссылке.

С немецкими властями в оккупированном Таганроге у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал.

Более того, отец Иосиф помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую.

Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск из Умани 11 января 1944 года.

После освобождения Умани частями Красной Армии, он выехал в Москву для встречи с Патриархом Сергием, но по дороге был арестован в Киеве 4 июня 1944 года. Содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Ростов-на-Дону. В феврале 1945 года приговорён к 10 годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Челябинском лагере особого назначения,

СИМОН (БЕЗКРОВНЫЙ), иером. ЧЕЛОВЕК СВЯТОЙ ДУШИ.Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2019. – 200 с.: ил.

ЖИЗНЬ КАК ЧУДО: Путь и служение архимандрита Кирилла (Павлова).М.: ЭКСМО, 2019. – 322 с.

Виктор КУЗНЕЦОВ, священник. БАТЮШКА.М: Свет Православия, 2017. – 512 с.

Имя духовника Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла знает сегодня каждый.  

О нем же самом, о его жизни, о прошлом, известно немногое. В годы Великой Отечественной войны признанный старец, а тогда сержант Иван Павлов, сражался за Сталинград, командовал взводом. Служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Прошел всю войну, с первого до последнего дня. Он пережил все самые страшные испытания: участие в кровопролитных сражениях, гибель друзей, контузию, ранения в ногу и руку.

Архимандрит Кирилл(Павлов):

«Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Люди Бога не видят, не знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным — непосредственная. Господь и нужных людей воздвигает, дает им опыт и мужество. Дает успехи в тылу и на фронте…

Я помню, как в начале войны наши танки, самолеты горели, как фанерные. Только появится мессершмитт, даст очередь, — и наши самолеты валятся. Больно и печально было на это смотреть. А позднее, во время Сталинградской битвы, я был прямо восхищен: «катюши», артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь. Чувствовался подъем в войсках. Все были воодушевлены. Это Господь помогал нам!

После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало.

Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию. Возникло желание учиться чему-то духовному…»

 

 ПОПОВСКИЙ М.А. ЖИЗНЬ И ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО, АРХИЕПИСКОПА И ХИРУРГА. -СПб.: Сатисъ, 2013. – 448 с.: ил.

ЛИСИЧКИН В.А. ЛУКА, ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙМ: Свет Православия, 2017. – 512 с.

Началась война, и политзаключенный епископ Лука сразу послал телеграмму на имя Председателя Президиума Верховного Совета М. И. Калинина:

«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

И разрешение было дано. Профессор Войно-Ясенецкий был переведен в Красноярск, где проработал главным хирургом военного эвакуационного госпиталя и консультантом десятков госпиталей (общей численностью — 10 тысяч коек) на протяжении нескольких лет.

Хирург В. Н. Зиновьева, ученица Войно-Ясенецкого, рассказывала, что Владыка учил своих помощников «человеческой хирургии»: с каждым раненым он вступал в личные отношения, каждого помнил в лицо, знал фамилию, держал в памяти подробности операции и послеоперационного периода. Он всегда следовал своему кредо: «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой, страдающий человек».

В госпитале военврач работал так же напряженно, и на фронте. Из сохранившихся архивных материалов и писем видно, что святитель Лука каждый день проводил в операционной по десять-одиннадцать часов, выполняя уникальные операции. Тысячи бойцов и офицеров прошли через его руки, и большинству из них он сохранил жизнь. Были среди них безнадежные. «Тяжело переживаю смерть больных после операции. Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили. Тебе, как теоретику, неведомы эти мучения, а я переношу их все тяжелее и тяжелее. Молился об умерших дома, храма в Красноярске нет», — писал Святитель сыну…

ОБОЙМИНА Е. СВЕТ ЗЕМНОЙ ЛЮБВИ.М.: ЭНАС, 2009. – 295 с.

КРИВОШЕИНА К. МАТЬ МАРИЯ (СКОБЦОВА), СВЯТАЯ НАШИХ ДНЕЙ.М.: ЭКСМО, 2015. – 696 с.

«Перед каждым человеком всегда стоит необходимость выбора: уют и тепло его земного жилища, хорошо защищенного от ветра и от бурь, или же бескрайнее пространство вечности, в котором есть одно лишь твердое и несомненное, — и это твердое и несомненное есть крест», — писала мать Мария.

Личность парадоксальная, многосложная, вызывавшая острые споры, но и цельная, дошедшая до конца, осуществившая себя в мере, редко кому дарованной… Она была поэтом, художником, философом, но, приняв монашеский постриг, весь талант своей души, все свои силы и любовь посвятила помощи ближним и обездоленным.

… Мать Мария попала в лагерь Равенсбрюк, где ей суждено было провести два года. Её сын Юрий и о. Димитрий Клепинин погибли в феврале 1944 года в Бухенвальде. При своём характере и способностям переносить нужду, никогда особенно не заботясь о собственном комфорте в повседневной жизни, она, оказавшись в лагере, целиком обернулась к бедам и нуждам окружающих её заключённых. Более того, несмотря на повседневные лагерные ужасы, она находила слова утешения для других, сохраняла весёлость, шутила и никогда не жаловалась. В лагере ей удалось устраивать настоящие «дискуссии», окружив себя самыми разными по возрасту и вере людьми. По рассказам, дошедшим до нас от людей, выживших в лагере смерти и знавших м. Марию, выходит, что: «…Она помогала восстановить нам утраченные душевные силы, читала нам целые куски из Евангелия и Посланий».

Кроме того, она посещала другие бараки и особенно любила тридцать первый блок, где помещались русские узницы из СССР.

Приближался конец войне, условия содержания в лагере становились всё невыносимей. Она погибла на Страстной неделе в Великую Пятницу 31 марта 1945 года, к вечеру этого дня мать Марию отправили в газовую камеру…

«В личности монахини Марии были черты, которые так пленяют в русских святых женщинах, обращённых к миру, — жажда облегчить страдания, жертвенность, бесстрашие», — говорил о ней философ и соратник, Николай Бердяев.

 

ДАНИЛОВА А.  МОНАХИНЯ ИЗ РАЗВЕДКИ. История жизни ветерана Великой Отечественной войны монахини Адрианы (Малышевой). – М.: ЭКСМО, 2015. – 696 с.

Чем красна Церковь? Архитектура, иконы, песнопения — невероятное богатство, накопленное за тысячу лет. Наверное, самое большое богатство — люди, которые в Церкви пребывают. Некоторые нам хорошо известны, а есть менее известные, но они не становятся меньшими личностями в глазах Божиих. Книга посвящена такой личности – монахине Адриане.

Монахиня и разведчица в одном лице — Наталья Малышева, она же матушка Адриана. (1921-2012). Наталья Малышева ушла добровольцем на фронт и прошла всю войну разведчицей в штабе маршала К. Рокоссовского. Ее высоко ценил авиаконструктор С. Королёв, ее портрет писал художник А. Шилов. Майор в отставке, она встретила Христа и приняла монашеский постриг. После войны, закончив МАИ, работала в КБ у Королева.

Самое сильное впечатление всегда оставляют не сухие цифры и факты, а воспоминания живых людей, прошедших через все испытания и ужасы войны. Эта книга как раз из таких. Матушка Адриана делится воспоминаниями о войне, и события, произошедшие, в общем-то, довольно давно, встают перед глазами, словно они были частью не чьей-то чужой, а твоей жизни. Живое ощущение сопричастности. Это самое ценное, что может быть.

ЖУКОВА М. Г. МАРШАЛ ЖУКОВ – МОЙ ОТЕЦ.М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. – 192 с.

Воспоминания Марии Георгиевны Жуковой, дочери героя Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова (1896—1974 гг.). Это живой образ непобедимого полководца, «сумевшего в безбожные времена сохранить сердце православного христианина…». Книга написана простым языком и предназначена для широкого круга читателей.

Архимандрит НАУМ (БАЙБОРОДИН). ПОКРОВ БОЖИЙ НАД РОССИЕЙ. – М.: Сибирская Благозвонница, 2020. – 317 с.

О маршале Александре Михайловиче Василевском сказано и написано несравнимо меньше, чем о других известных полководцах, хотя масштаб его личности и деяний нисколько не уступает им, а многих и превосходит. Из своих 82-х лет жизни более 60-ти A.M. Василевский отдал военной службе и навсегда остался в истории как один из великих русских полководцев. Начальник Генерального штаба армии-победительницы в Великой Отечественной войне, он выше, чем кто-либо другой поднял военно-теоретическую мысль и военное искусство на невиданную высоту. Бил врага по-суворовски — не числом, а умением. Под его руководством советские войска хорошо освоили самую решительную форму наступления — окружение с целью уничтожения крупных группировок противника. Такие военные операции, как Сталинградская, Курская, Белорусская, Маньчжурская, вошли золотой страницей в летопись советского военного искусства. Но Александр Михайлович не приписывал победу только собственным усилиям и усилиям солдат и офицеров. Он говорил, что на помощь русскому воинству не раз приходили святые вместе с Пресвятой Богородицей, защищая Небесным покровом многострадальную Русь.

 

СЕГЕНЬ А.Ю.  ПОП: Роман. — М.: Вече, 2010. – 336 с.: ил.

Эту книгу Александр Сегень написал по особому и весьма почетному заказу, поступившему от самого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как известно, отец Патриарха, священник Михаил Ридигер, во время войны оказался на оккупированной врагом территории и продолжал свое пастырское служение. В романе рассказывается о судьбе православного священника, служившего в годы войны на оккупированной фашистами территории Псковской области. Вынужденный притворяться, что действует под крылом гитлеровцев, отец Александр помогал партизанам, и советским военнопленным, принимал в свою семью детей, оставшихся сиротами, беженцев и узников детского концлагеря Саласпилс.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

ЛЯЛИН В. РАССКАЗЫ АЛТАРНИКА.СПб.: Петроглиф, 2014. – 415 с.

Валерию Николаевичу Лялину удалось самое трудное — написать о Царствии Божием, которое «внутрь нас есть». Герои рассказов Лялина — монахи, священники, солдаты, жители глухих деревень — предстают перед нами не в ореоле святости, а в житейской простоте. Но они несут в себе свет, который освящает их жизненный путь, наполняет смыслом их бедный быт и помогает найти дорогу к Богу другим.

Протоиерей Николай АГАФОНОВ. МЫ ОЧЕНЬ ДРУГ ДРУГУ НУЖНЫ.СПб, 2005. – 256 с.

«….Тот бой я на всю жизнь запомнил. Накануне того дня дождик цельные сутки как из ведра поливал. Стенки окопов склизкие стали, на дне лужи образовались. Толком не поспать: сыро, неуютно. Сижу мокрый, как зяблик, да с завистью на командирскую землянку поглядываю. Вот, думаю, туда бы попасть, хоть на пару часиков, в тепле пообсохнуть, да поспать малость. Так я мечтаю, а кругом кромешная тьма, ни звездочки на небе. А тут вдруг всё осветилось. Это фрицы стали в небо ракетами пулять».

«…Сидим, ждём последнюю атаку. Немцы почувствовали, что у нас уже не осталось бойцов, и с новой силой в атаку поперли. Мы их подпустили поближе и дали им прикурить из пулемёта. Подзалегли они и давай по нам из пушек долбить. Мама родная, всю землю рядом перепахали снарядами, а мы, слава Богу, живы. Я во время боя оглядываюсь назад, вижу, стоит женщина с поднятыми руками. „Вот тебе на, – думаю, – что за наваждение, откуда здесь женщина, уж не мерещится ли это мне?“

О войне написано так много, что кажется уже и нечего дополнить. Но для автора-священника сюжет любого рассказа, которые он предлагает нашему вниманию – повод к удивлению тем чудом, что происходит с душой человека в экстремальных событиях войны

 СУХИНИНА Н. ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ.М.: Алавастр, 2008. – 266 с.

«Прощание славянки» — документальная повесть известной православной писательницы. Она рассказывает о непростых судьбах детей Великой Отечественной войны. Не наигравшиеся, не начитавшиеся вдоволь сказок, не успевшие пресытиться родительской опекой и лаской… Главный герой повести Виктор Гладышев — один из этих детей. Ещё до начала войны семья Вити Гладышева, где было шестеро детей, лишилась матери. А война отняла последнюю опору детей — любимого отца. Всю жизнь Виктор Гладышев берёг в душе образ своего отца, а марш «Прощание славянки», впервые услышанный маленьким Витей на вокзале во время прощания с отцом, уходившим на фронт, определил его дальнейшую жизнь и профессию. Сироты Гладышевы прошли через все испытания военного лихолетья — оккупацию, плен, голод, холод, унижения. Они вынесли многое, но не уронили человеческого достоинства.

День Победы – это святой для нашего народа праздник. Сколько бы лет ни прошло со дня Победы, время никогда не изгладит из памяти народа события Великой Отечественной войны и не последнюю роль в этом играют многочисленные произведения писателей.

Победа у наших стоит дверей…

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей,—

Так мы долгожданной ответим.

Анна Ахматова

Празднование Дня Победы неизменно становится одним из центральных событий года в нашей стране. Это в первую очередь замечательный повод вспомнить историю, проанализировать настоящее и, конечно, подумать о будущем. Ведь пока мы способны здраво оценивать самих себя, у нас есть надежда на то, что уроки истории будут усвоены правильно, что мы сможем достойно сохранить духовное и культурное наследие, оставленное нашими отцами и дедами. В минувшей войне народ наш боролся за правду и положил в этой борьбе миллионы и миллионы своих жизней. Сегодня мы возносим сугубые молитвы об Отечестве нашем, чтобы Господь дал нам силы всегда оставаться на стороне правды

Божией. Тогда Россия будет непобедимой.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Ирина Чекушина

Ирина Чекушина