Святой апостол Иоанн богослов писал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин.1,).

В настоящее время в Церкви увеличивается число образованных прихожан, желающих глубоко вникнуть в истины Откровения. При общении с такими людьми часто наблюдается недопонимание, а иногда и совсем неверное толкование «сложных» мест Священного Писания. Еще труднее обстоит дело при системном подходе к определенным вопросам и темам.  Это бывает связано с недостаточным знанием святоотеческой традиции, а зачастую и с прямым влиянием западных христианских вероисповеданий, не обладающих полнотой истины, влиянием различных философских и оккультных учений и т. д.

Данная публикация опровергает мнение, что Пятикнижие Моисеево не содержит мессианских пророчеств, призванных подготовить евреев, а через них и все человечество, к пришествию Спасителя мира, чтобы во время Его пришествия, Его могли бы узнать и в Него поверить.

Религия как Ветхого, так и Нового Завета, есть религия историческая: она основывается на Откровении Бога определённым людям, в определённых местах, при определённых обстоятельствах и на особом действии Бога в определённые моменты человеческой эволюции. Пятикнижие, излагающее историю первоначальных отношений Бога с миром, является фундаментом религии Израиля, её канонической книгой, по сути, её Законом.

Израильтянин находит в ней объяснение своей судьбы. Он не только получил в начале книги Бытия ответы на вопросы, которые ставит себе каждый человек – о мире, о жизни, о страданиях, о смерти – но получил ответ и на свой личный вопрос: почему Ягве, Единый Бог есть Бог Израилев? Почему Израиль – Его народ среди всех народов Земли? Это объясняется тем, что Израиль получил обетование. Пятикнижие – книга обетований: Адаму и Еве после грехопадения возвещается спасение в будущем, так называемое Протоевангелие (Быт. 3, 15). Ною, после потопа, обещается новый порядок в мире (Быт. 9). Ещё более характерно обетование, данное Аврааму и возобновлённое Исааку и Иакову. Оно распространяется на весь народ, который произойдёт от них. Это обетование прямо относится к обладанию землёй, где жили праотцы, Землёй Обетованной. Но, по сути дела, в нём содержится большее: оно означает, что особые, исключительные отношения существуют между Израилем и Богом его Отцов (1, стр.1852; Быт. 12, 3; 26, 4; 36, 2)*ссылки на литературу в конце публикации.

Если бы Священное Писание давало людям только правила нравственности и духовной жизни, открывало им врата светлого будущего и указывало путь к полному обновлению, это было бы уже очень много, но оно даёт ещё больше – всё высказанное неким образом входит в ещё более решающую реальность, имя которой мессианизм. В озарённом свыше сознании избранного народа эти великие данные не остались в отвлечённом состоянии, они подлинно воплотились, стали живыми в некоем существе. Это существо – Мессия. Он одновременно и архетип человека и возвеститель воли Божией, сверхприродный носитель Откровения и спасения. Поэтому Ветхий Завет весь проникнут духом пророческим. Его уже прозревали патриархи в неясных очертаниях далёкого будущего, и слава Царей была как бы прообразом Его славы. Пророки предвозвещали Его многообразно (Евр. 1, 1-2), и упование на Него наполняло сердца израильтян в горчайшие дни бедствий, дабы не впали они в отчаяние. Действительно, сколько событий Ветхого Завета обретают свой истинный смысл только в этом освещении!

Пасхальный Агнец, избавивший верных от меча ангела смерти; медный змий, при одном взгляде на которого исцеляются больные; манна, питающая странствующих в пустыне. Всё это и многое другое – знамения о Нём. Для умеющего читать все книги Ветхого Завета события с ослепительной очевидностью сходятся, ведя к одному: воплощению Сына Божия (2, стр.13).

ФёдорБруни-МедныйЗмий

«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.» Медный змий. Картина Федора Бруни.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле Отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне» (Евр.1,1-2). Сыном принесена на землю полнота Откровения, начатки которого даны Ветхозаветными пророками. Во Втором послании к Тимофею св. апостол Павел пишет: «А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3, 14-17). Св. ап. Тимофей был научен св. ап. Павлом, который опирался не на свой личный авторитет, а на благодать Святого Духа, руководившую им в апостольских трудах (ст. 15). Второе побуждение для Тимофея твёрдо хранить принятое им учение, знаемое им с детства, благодаря его матери и бабке (иудеянкам), Ветхозаветным Писаниям, которые подготавливали человечество к приходу Мессии в пророчествах и прообразах (3, стр.315).

Сам Господь Иисус Христос говорил о том, что Ветхий Завет содержит сведения о Нём: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39).

manna-nebesnaya

Св. Феофан Затворник писал: «Вся история прежде Христа Господа была педагогического свойства. Всё там клонилось к тому, чтобы приготовить человечество к величайшему делу Божию, явленному во Христе» (12, стр.28). Поэтому трудно считать случайностью то, что Христос родился среди еврейского народа, и христианство вышло из иудейской религии. И язычество, и буддизм, и религии передней Азии имели в себе элементы, родственные христианству, но ближе всех других религий и народов подошел к христианству Израиль. В нём, в зародыше, в ожиданиях, в надеждах заключалось всё то, что осуществилось в христианстве. Рассуждая схематически, христианство принесло в мир один новый факт – вочеловечение Бога – и три новых идеи: идею Царствия, идею Бога-Любви и идею абсолютной ценности человека. Израиль был подготовлен к явлению Богочеловека и к этим главным христианским идеям (4, стр.118).

Ветхий Завет носил прообразовательный и временный характер. Он был лишь тенью будущих благ, но не самим образом вещей (Евр.10, 1), и ветхозаветная религия была несовершенной, поскольку совершенство неразрывно связано с самим фактом явления Бога во плоти (1 Тим. 3, 16) и осуществления Им через жертву Любви тайны спасения человечества. Великий знаток Писания св. Иоанн Златоуст это утверждает, когда говорит, что «ветхозаветное… так отстоит от новозаветного, как земля от неба» (5, стр.91).

Возвышая человека, как владыку твари (Быт. 1, 26-28), Библия, тем не менее, далека от его идеализации. Она одинаково отрицает как приравнивание его к животному, так и лжегуманистическое его обоготворение. Очевидную двойственность природы человека Библия связывает с особого рода духовной болезнью, постигшей человечество на заре его существования. Именно она ослабила и частично парализовала силы, отдалила людей от Бога, поставила их в отношение вражды с природой и самим собой. Пользуясь данной ему свободой, человек не только изменил своему призванию, но оказал сознательное сопротивление. Библия изображает это в виде посягательства на плоды «дерева познания добра и зла» (Быт. 2, 17), а мотивом нарушения запрета называет желание людей «быть как боги» (Быт. 3, 5).

Противопоставление своей воли воле Творца не сделало людей богами, а, напротив, лишило их первозданной силы, отделив их от Дерева Жизни. Закон распада и смерти постиг и покорил человека. Но в этой ситуации незамедлительно прозвучало обетование, данное Богом прародителям: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). По другому чтению: «и между семенем её; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту». Эти слова называют в богословии Первоевангелием. Именно это Первоевангелие служило надеждой для ветхого человека, и христианская традиция именно в нём видит указание на победу, которая осуществилась во Христе Спасителе (семени жены). Отныне вся история будет непрерывной борьбой с тёмным началом, которое вторглось в жизнь человека. Об этом хорошо сказал Достоевский: «В мире дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (6, стр.25-26; 7, стр.36). В Новом Завете Первоевангелие нигде не цитируется, но оно фактически исполнилось в Рождестве Господа нашего Иисуса Христа от Девы Марии, т.е. именно через жену это предсказание и исполнилось (9, стр.5). Св. Иоанн Дамаскин пишет об этом чуде: «Тогда осенил её, как бы божественное семя, Сын Божий, ипостасная премудрость и сила всевышнего Бога, единосущная Отцу, из непорочных и чистейших её кровей образовал Себе начаток нашего состава, плоть, оживлённую душою мыслящею и разумную, не через оплодотворение семени «но творчески через Святого Духа» (8, стр.75). Девственное рождение было исполнением также очень явного пророчества Исайи (Ис. 7, 14).

 

267419.p

Далее, на протяжении книги Бытие мессианское обетование мало-помалу уточняется (Быт. 3, 15). Мессия произойдёт из рода Сифа, ибо его потомки «стали призывать имя Господне» (Быт. 4, 26). Далее мы видим, что Он произойдёт из ветви Сима: «благословен Господь Бог Симов…» (Быт. 9, 26). Потомки Сима, евреи, покорив Ханаан, стали в Ветхом Завете хранителями истинного Богопочитания, от которых и произошел по плоти Иисус Христос.

Св. Иоанн Златоуст пишет: «Посредством двух благословений, изречённых Симу и Иафету, Бог, мне кажется, предвозвестил призвание двух народов, именно через Сима – иудеев, так как через него произошел патриарх Авраам и народ иудейский, а через Иафета – призвание язычников» (10, Беседа 19).

Далее Мессианское обетование распространяется на потомков Авраама. Но это обетование не носило узко племенного характера, подобно многим языческим прорицаниям. Величие и слава избранных Богом людей связывались с благом всех племён и народов «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3) –таково было одно из самых поразительных пророчеств древнего мира. После этого пророчества невидимые нити протягиваются от шатров Ханаана к берегам Иордана, где восемнадцать веков спустя прозвучали слова: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 36). И действительно, что родословие Господа Иисуса Христа возводит его человеческих предков к Аврааму, мы видим в Евангелиях от Матфея и Луки. Например, в Евангелии от Матфея: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1, 1).

Св. ап. Лука, поставивший себе задачу показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и является Спасителем всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога. В этой длинной цепочке мы прочитываем имена Сифа и Сима (Лк. 23–38; 11, стр.52). Далее, на протяжении Бытия Бог повторяет Аврааму Свои Обетования, например: (Быт. 18, 18) или (Быт. 22, 18). Основных явлений Бога Аврааму было восемь.

Моисей и аарон в скинии

Моисей и Аарон в скинии

Следующее пророчество о том, что от семени Исаака произойдёт Спаситель, т.е. от сына Авраама. Господь предсказывает рождение Исаака такими словами: «Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него» (Быт. 17, 19) или другое место: «Но Бог сказал Аврааму:… в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21, 12). Упоминается исполнение этого пророчества в той же родословной, которая содержится в Евангелиях от Матфея и от Луки: «Иисус… сын Исаака…» (Лк. 3, 23, 34; Мф. 1; 2).

У Авраама было два сына – Исаак и Измаил. Но Бог оставляет в стороне одну из двух линий в потомстве Авраама.
Пророчество о том, что Спаситель произойдёт от Иакова, третьего из патриархов, мы видим в 24-й главе книги Чисел, где рассказано как Моавитский князь Валак вызвал языческого пророка Валаама из Междуречья с тем, чтобы тот проклял израильский народ. Но вместо проклятия Валаам, по внушению Божию, произнес свои знаменитые благословения. И вот в четвертом благословении он сказал: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». (Числ. 24, 17). Исполнение этого пророчества опять мы видим в родословиях Луки и Матфея: «Иисус… Сын Иаковлев» (Лк. 3, 23, 34; Мф. 1, 2; Лк. 1, 33).

В древнейших пересказах Библии, таргумах, мы находим следующий вариант стихов 35: 11, 12 из Бытия: «И Господь сказал ему: «Я Повелитель: расселяйся и размножайся, святой народ, и множество пророков и священников произойдет от твоих сыновей, зачатых тобою, и два царя произойдут от тебя. И Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, отдам тебе, и твоим сыновьям после тебя дам Я Землю» (Таргум Ионафа). Обнаружен и такой перифраз (Числ. 24, 17): «Я вижу Его, но не сейчас, узрел его, но нет близко. Будет время, и восстанет царь из Иакова, и Мессия из народа Израиля… » (Таргум Онкелос).

По этим источникам мы видим, что евреи придавали данным отрывкам мессианское значение. Можно было бы процитировать в доказательство и документ иудаизма, известный под названием «Мидраш Бампбар Рабба». Пол Хейниш пишет, что «во времена Адриана (132 г. по Р. Х.) евреи восстали против римского ига. Своего предводителя они называли Бар-Кохба, «Сын звезды», так как верили, что в нем исполняется пророчество Валаама о звезде Иакова и что через это восстание римляне будут окончательно разбиты Богом (т.е. Бар-Кохба – один из лжемессий иудаизма) (Мф. 24, 50).

У Исаака было два сына, Иаков и Исав. В пророчестве Господь устраняет из родословной Мессии линию Исава (9, стр.5-6; 13, стр.134).
Далее о том, что Господь произойдет от колена Иудова, говорит в посмертном пророческом благословении детям Иаков (Израиль): «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов» (Быт. 49, 8-10). Здесь содержится пророчество о некоем Примирителе, который произойдет от Иуды. Примиритель с древнейших времен отождествлялся с Самим Помазанником Христом (Св. Иоанн Златоуст, Блаж. Феодорит), т.е. Христа ожидали из колена Иудина. Это заметно и в еврейской традиции (Толк. Библия I, 266; 9, стр.6). В «Таргуме Ионафана» обнаруживаем следующий вариант Быт. 49, 10: «Не прекратятся цари из племени Иегуды, ни законники, проповедующие закон от ног его, до тех пор, пока не явится самый юный из его сынов, Царь-Мессия, и не воссоединятся через Него все народы. Сколь прекрасен Царь и Мессия, который поднимается из дома Иегуды». «Сколь благороден Царь-Мессия, который поднимется из дома Иудина!» – так пишет Таргум Псевдо Ионафана. Исполнение пророчества мы видим у Матфея и Луки: «Иисус …Сын Иудин…» (Лк. 3, 26, 30, 33; Мф. 1, 2 и Евр. 7, 14; 13, стр.135). Для нас пророчество Быт. 49, 10 интересно ещё и потому, что Иисус Христос – тот Примиритель, который действительно не являлся до тех пор, пока скипетр не отошел от колена Иуды. А отошел он в тот момент, когда воцарился над израильским народом Ирод Великий «который был иудемянин», т.е. скипетр отошел от Иуды и явился Примиритель (9, стр.6).

21852.p

Второзаконие говорит о том, что Господь Иисус Христос – особенный Пророк. Но содержится два внешне противоречивых свидетельства. Вот первое (это слова Моисея): «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18, 15). Таково посмертное обещание Моисея своему народу. А второе свидетельство: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу…» (Втор. 34, 10). Стих (Втор. 18, 15) считается мессианским, его вспоминал апостол Петр в своей знаменитой (так называемой второй) проповеди в Иерусалиме после Пятидесятницы. Он цитирует: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (Деян. 3, 22). Св. Иоанн Златоуст пишет: «…затем приводит Моисея, который заповедует слушать все, что скажет Христос, – и притом со страшною угрозою» (14, стр.93). «Противоречие» Второзакония разрешилось во Христе, который совершил одновременно и пророческое служение и Сам был исполнением всех пророчеств (9, стр.9). Исполнение пророчеств в Новом Завете мы видим: «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21, 11; Лк. 7, 16; Ин. 4, 19; 6, 14; 7, 40).

Нам только остается скрупулезно завершить исследование, т.к. пророк, о котором сказано во Второзаконии (Втор. 18, 15) должен быть очень высокого достоинства. Нам, христианам, для завершения исследования мессианских мест Пятикнижия вполне достаточно и сказанного ранее. Но будем рассчитывать на читателя требующего строгой логической последовательности, может быть и представителя иного вероисповедания.

Средневековый еврейский ученый Маймонид в послании к жителям Йемена, обличая ложных мессий (а таковых действительно было много как до Земной жизни Спасителя, так и после Его Возрождения (Ин. 10, 8; Мф. 24, 23–26), подчеркивал, что «Мессия будет величайшим пророком, более великим, чем все остальные пророки, за исключением только Моисея, учителя нашего… По призванию будет он выше, чем остальные пророки, и заслуживает большей чести, чем все они… Создатель, да будет Он благословен, наградит его теми же дарами, что некогда дал Моисею, ибо сказано о нем: «И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих будет вершить дела (Ис. 13, 3)». (13, стр. 139).
Здесь, конечно, нами должно быть учтено, что Маймонид был учителем иудаизма, не признавшего Господа Иисуса Христа, поэтому его взор на Мессию направлен в будущее, и в его понимании Мессия – только человек, как и Моисей.

исход

Переход через красное море. Византийская миниатюра

Сравнивая Господа Иисуса Христа с Моисеем, а такого сравнения, опять же, может потребовать строгий «ревнитель» Второзакония, получаем:
1. Моисей также спасся от гибели в раннем детстве (Исх. глава 2, Мф. Глава 3).
2. Моисей вывел евреев из Египта — «дома рабства», это была «еврейская Пасха» (Исх. 12), но еврейская Пасха преобразовывала Пасху Христианскую: Христос, Агнец Божий, через Крестную смерть и Воскресение, приносит миру Спасение от рабства диаволу, греху и смерти.
3. И Моисей и Христос были посредниками между Богом и Его народом (Исх. 19, 16; 20, 18; Ин. 14, 6).
4. Они заступались за грешников (Исх. 32, 7–14, 13; Числ. 14, 11–20; Ин. 8, 1–11) и т.д.

Хотя принципы посредничества и спасения у Господа Иисуса Христа несоизмеримо выше, чем у пророка, мы можем утверждать, что Моисей есть некий прообраз нашего Спасителя.

«Использование евреями во времена Христа слова «пророк», – отмечает Клигерман – показывает не только то, что они, согласно Втор. 18 гл., ожидали, что Мессия будет пророком, но и то, что Иисус, совершавший свои чудеса, и был тем самым Обетованным Пророком, ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). (13, стр.139).

Предметом нашего рассмотрения были только пророчества Пятикнижия. Но ещё больше пророчеств находится в других книгах Ветхого Завета. Причём по мере продвижения к концу Ветхого Завета план Божиего домостроительства в отношении Христа раскрывается всё больше, мы получаем всё больше информации о Христе. Самое же удивительное, что всё, что Ветхий Завет говорит о Христе, сбывается в Новом Завете.

Хотя Ветхий Завет заканчивается темой ожидания прихода обещанного Мессии, тем не менее, он оканчивается как незавершённая история. Лишь когда Новый Завет принимается во внимание, тогда ревностный искатель истины найдёт это «ожидание» воплотившимся в «осуществлении», и человек увидит долгожданного Христа, Который грядет, чтобы исполнить многие пророчества, касающиеся Его личности и Его миссии. Исполнение же абсолютно всех предсказаний относится ко времени Его Второго Пришествия, которое ещё не наступило.

Поразительнейшим образом выглядит на этом фоне талмудический иудаизм, не принявший Христа, несмотря на бесчисленные пророчества и их исполнения в Иисусе. На преобразовавшийся после прихода Христа иудаизм глубоко повлияли три фактора: сохранившаяся традиция фарисейского обрядоверия, обусловившая детальную регламентацию религиозной жизни, взгляды зилотов, заставившие подчёркивать мессианское избранничество евреев (пример – восстание Бар-Кохбы) и борьба с христианством, как прямым наследником Ветхозаветной религии. Иудаизм и сегодня продолжает ожидать прихода Мессии – «Машиаха», который в качестве земного царя, от имени Бога, будет править народами. Мы же, христиане, тоже знаем, кто будет этот «мессия». Что же, остается только вспоминать слова Господа Иисуса Христа: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38).

Литература

1. Библия. Раздел «Краткий комментарий к книгам Ветхого Завета». Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
2. Даниель Ропс. Общее введение в Священное Писание. Брюссель: Жизнь с Богом.
3. Арх. Аверкий. Руководство к изучению Святого Писания Нового Завета. Москва, изд. ПСТБИ, 2000.
4. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. Родник, 1991.
5. Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений, т. 6. М.: 1991.
6. Мень А.,прот. История религии. М.: Мирос, 1994.
7. Соколов Н. Курс лекций, Ветхий Завет, ч. 1. М.: ПСТБИ, 1990.
8. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Лодья, 1998 г.
9. Емельянов А.,иер. Текстология Нового Завета. М.: ПСТБИ, 1998.
10. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Бытие. Изд-во Св-Тр. Лавры, 1998.
11. Аверкий(Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. М.: ПСТБИ, 1999.
12. Св. Феофан Затворник. Душеполезные поучения. Оптина Пустынь, 1998.
13. Мак-Дауэл Дж. Неоспоримые свидетельства. М.: Соваминко, 1990.
14. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские.
М.: Изд-во Московского Патриархата, 1994.