Лауреат международных музыкальных конкурсов Даниил Топольский и Таганрогский музей-заповедник продолжают реализацию совместного культурно-просветительского проекта «Как слушать классику».
Концерты-лекции Даниила Топольского собирают всё большее число слушателей, поэтому на этот раз программа «Русская классика» была представлена дважды, причем 24 февраля состоялась премьера, традиционно – в актовом зале Чеховской гимназии (Литературного музея А.П. Чехова), а 26 февраля Даниил и его друзья-коллеги впервые в таком составе выступали в двусветном зале Дворца Н.Д. Алфераки (Историко-краеведческого музея).
Патриотический подъём, усиленный Днём защитника Отечества, не обошёл стороной и музыкантов. В ходе концерта-лекции «Русская классика» Даниил Топольский поведал историю становления русской музыкальной школы, обратил внимание на преемственность в ней, познакомил слушателей с отечественными музыкальными традициями, объяснил, чем отличается русская классическая музыка от мировой.
Петр I и Екатерина II показали Европе, что русский народ — мужественный, самоотверженный и трудолюбивый. Благодаря Александру I Франция и вся Европа, освобожденные от Наполеона, с удивлением открыли для себя, что русские – люди добрые, благородные и культурные. После поражения России в Крымской (Восточной) войне 1853-56 годов, во второй половине XIX века, Европа и мир узнали, что русские – еще и очень талантливый народ, способный дарить человечеству гениев. В эту пору главными героями российской и мировой истории вместо императоров, полководцев и флотоводцев стали гениальные композиторы, писатели, художники, ученые… Символично, что музыкальный вечер проходил в музее одного из гениев той эпохи – Антона Павловича Чехова.
Предваряя выход музыкантов, заведующая Литературным музеем А.П. Чехова, профессор кафедры русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова Виктория Кондратьева отметила, что вторая половина XIX столетия стала «золотым веком» одновременно для русской литературы и для русской музыки, и эта синхронность, разумеется, не случайна.
Даниил Топольский подчеркнул, что до середины XIX века русская музыка в своем развитии значительно отставала от европейской, но потом за несколько десятилетий совершила невероятное – не только догнала, но и обогнала былого лидера, стала явлением номер один в мире музыки на всей планете.
В программе музыкальных вечеров прозвучали шедевры Михаила Глинки, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Сергея Рахманинова и Александра Скрябина.
Лектор акцентировал внимание слушателей как на мыслеобразах и смыслах исполняемых произведений, так и на особенностях каждого из композиторов и их музыкальных языков.
Заведующая Историко-краеведческим музеем Галина Крупницкая в своем заключительном слове, поблагодарив музыкантов, отметила, что, будучи в Таганроге, Дворец Алфераки не могли миновать ни Чайковский, ни Рахманинов, а Мусоргский и Скрябин в этом самом двусветном зале давали сольные концерты. Со всеми четырьмя названными композиторами был знаком композитор и государственный деятель Ахиллес Николаевич Алфераки, сын создателя Дворца Алфераки. Ахиллес Алфераки с гениальными современниками был знаком лично. Таганрожцы, живущие в XXI столетии, стали лучше знать и понимать гениев, живших и творивших в позапрошлом веке, – спасибо Даниилу Топольскому и его друзьям-коллегам!
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ.
Фото Анастасии Шнэйтор.
На фото: Даниил Топольский (сидит) и остальные участники концерта-лекции «Русская классика».
Слева направо: пианисты Дмитрий Самсонов и Давид Аракельян (оба — студенты РГК им. С.В. Рахманинова, класс профессора Сергея Ивановича Осипенко); выпускница РАМ им. Гнесиных, преподаватель Таганрогского музыкального колледжа Кристина Новак (вокал); студент РГК им. С.В. Рахманинова (класс народного артиста России, профессора Михаила Николаевича Щербакова) Михаил Володин (виолончель); заведующий отделением оркестрово-струнных инструментов Таганрогского музыкального колледжа Павел Петров (скрипка).
Дворец Н.Д. Алфераки. 26 февраля 2023 года.
Лекции-концерты Даниила Топольского в социальных сетях: