И почему ученики Христа в последнем совместном с Ним улове вытащили именно 153 рыбы?..
12 июля — День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А на второе воскресенье июля приходится День рыбака. В календаре эти два праздника – церковный и светский – рядом, а иногда, как и в этом году, совпадают. Случайное ли это совпадение?..
День рыбака в нашей стране отмечается с 1965 года. Государство тогда было богоборческим, но всё же уже не до такой степени, как при Хрущёве, эпоха правления которого закончилась в 1964-м. Депутаты Верховного Совета СССР, многие из которых были рыболовами-любителями, рассудили так: нерест рыбы и связанный с ним запрет на её ловлю ко второму воскресенью июля в России уже заканчивается. Были ли среди них те, кто мысленно вспоминал при этом рыбака-апостола Петра? – Одному Богу ведомо.
Среди двенадцати апостолов, ближайших учеников Христа, большинство было рыбаками: и призванный самым первым и потому названный Первозванным Андрей, и его старший родной брат Пётр, и братья Иаков с Иоанном, оставившие с рыболовными сетями своего отца, и другие.
Петра к Иисусу приводит Андрей. Посмотрев на него, Христос говорит ему: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень.» «Камень, скала» по-арамейски – Кифа, по-гречески – Пётр.
Когда Учитель спрашивает Своих учеников, кем они считают Его, за всех без колебаний движимый Святым Духом отвечает Пётр: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». В ответ на эти слова Христос называет его камнем, на котором Он утвердит Свою Церковь: так Он раскрывает значение имени Петра.
Однако нерушимой скалой Пётр становится гораздо позже, после сошествия на апостолов Святого Духа в Пятидесятницу. А до того…
Христос предсказывает Свои страдания и смерть… Пётр прекословит: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» И слышит в ответ: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Даже так – сатаной (противником) называет его Учитель.
Самонадеянно убеждая самого себя и своего Учителя в преданности Ему, Симон, как и предвидит Христос, трижды за небольшой отрезок ночи отрекается от Него. Но потом всю жизнь проводит ночи в горьких покаянных слезах.
Иоанн, в отличие от Симона, остается с Учителем до конца. Узнав от Марии Магдалины, что гробница Христа пуста, Иоанн и Петр вдвоем бросаются туда. Иоанн прибегает первым. Хотя в гробницу первым проникает Пётр.
Нужно помнить всё это. Как и то, что именно Пётр предлагает построить шалаши на Фаворской горе – для Учителя, Ильи и Моисея. Именно он просит Христа разрешить и ему идти по воде, а потом идет – навстречу Учителю. Именно он выхватывает нож, отсекает ухо одному из рабов, присланных арестовать Иисуса. Именно он, узнав от Иоанна, что на берегу – Воскресший Учитель, — выпрыгивает из лодки, плывет к Нему…
…Уже не раз бывало так, что они, проведя бессонную ночь в море, возвращались ни с чем – с пустыми сетями, а Учитель чудесным образом наполнял эти сети. Так случилось и в этот раз. Их, продрогших, уставших, Учитель встречает с обедом – с хлебом и печеной рыбой. Они пересчитывают и только что пойманных рыбин. Их оказывается 153 – именно столько народов, по подсчетам древних евреев, населяет в то время землю. «Я сделаю вас ловцами человеков,» — говорит им Учитель ещё в начале их знакомства. И после Своего Вознесения выполняет Своё обетование. Ученики Христа становятся Его апостолами, и старшим среди них Сам Христос оставляет Петра.
Он трижды отрекся от Учителя, но именно ему Воскресший Христос трижды велит: «Паси овец Моих», предварительно трижды спросив: «Любишь ли ты Меня?» А потом говорит: «Иди за мною.» Пётр идет, и тут же жалуется на Иоанна, который следует за ними…
Он – слабый человек. В его душе – своеволие, самонадеянность, непонимание, обиды, зависть, страхи, жалкая человеческая ревность. Но при этом – и беззаветная любовь ко Христу, и дерзновение, и непреодолимое стремление жить по Его Воле. И, как жидкий цементный раствор, застывая, превращается в прочный бетон, так и Петр все-таки становится прочным камнем, на котором Господь Бог руками и душами Своих учеников строит Свою Церковь.
Вторым наряду с Петром первоверховным апостолом становится Павел, которого противники христианства ставят вторым рядом со Христом – как соавтора новой религии. Он и сам до своего обращения был не только противником, но и жестоким гонителям христиан. Хотя его учитель, виднейший иудейский богослов того времени Гамалиил, призывал единоверцев отказаться от преследования христиан: «Если это дело от людей, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богоборцами,» — предупреждал он. Саул (таково первое имя Павла), однако, не сомневается в том, что христиане – злостные сектанты, что уничтожение этой секты соответствует Божьей Воле.
Он едет расправляться с христианами Дамаска. Но внезапно его ослепляет свет. Он падает на землю и слышит голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» «Кто Ты?» — вопрошает Саул. А в ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь…»
Он искренне, горячо, всей душой стремится познать истину. И Христос, Который и есть Истина, идет ему, Своему гонителю, навстречу, превращает его в Свой избранный сосуд. Именно Павлу принадлежит пронзительно-проникновенное: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Именно Павлу Господь приоткрывает завесу тайны загробного райского блаженства.
У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборника житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год.
Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.
В 324 году, при святом равноапостольном императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла.
Славяне стали почитать Петра и Павла и день их памяти сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю из Крыма, из города Корсунь, где он был крещен, привез равноапостольный князь Владимир (к слову, скоро, 28 июля, – день памяти этого святого).
Между ними, Петром и Павлом, — очень много различий. Петр – простой рыбак; Павел – высокообразованный представитель элиты. Петр женат, Павел – нет. Петр проповедует христианство преимущественно евреям-иудеям, Павел – инородным иноверцам-язычникам… Однако они едины в главном – в дерзновенном и решительном стремлении следовать за Христом и в смиренном отказе от собственной воли ради принятия Божьей Воли. Каждый из них имеет печальный опыт подмены Божьей Воли своей собственной и, чтобы не повторить ошибку, просит Святую Троицу открыть и претворить Его Волю, — и Христос идет навстречу. Каждый из них всегда помнит собственные грехи, кается в них – вместо того, чтобы обличать окружающих. Каждый из них неустанно напоминает и себе самому, и всем остальным, что главная заповедь – заповедь любви. Во всём этом каждый из них навсегда остается примером для каждого из нас, христиан.