Дивен Бог во святых Своих. Тринадцатый век принес Руси самое тяжелое бремя татарского погрома, разобщенность между русскими людьми, усиливающуюся среди них жажду наживы, предательства, раздоры и княжеские междоусобицы, да еще и агрессию католического Запада. Но Господь не оставил Святую Русь: Он послал Александра Ярославича, который пришел в этот мир в мае 1221 года и оставил его 14 ноября 1263 года. Точная дата его рождения неизвестна, но принято считать, что будущий великий святой появился на свет (по новому стилю) 13 мая 1221-го.

Новгородский князь Александр был совсем еще юным, когда ему довелось познакомиться с магистром ливонских рыцарей. Тот немало удивился разуму и красоте молодого князя, после чего признался: «Я прошел много стран, знаю свет и государей, а видел Александра Новгородского с удивлением.»

Но молодого новгородского князя ждало тяжелое испытание. В устье Невы вошла флотилия со шведскими войсками. Их предводитель Биргер не скрывал стремления завоевать Новгород и послал Александру вызов: «Бейся со мной, если сможешь; я уже стою на твоей земле!» Шведы значительно превосходили дружину Александра – как по численности, так и по выучке. Девятнадцатилетний Александр Ярославич долго молился в новгородском храме Святой Софии, потом вышел к дружине и сказал: «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»

С небольшой дружиной князь выступил на врагов. Было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал князя Александра Невским.

Но в те времена князь был всего лишь наемным работником для жителей Новгорода. Они, договорившись между собой об этом на вече, призывали его; по собственной воле наделяли значительной властью; определяли ему с дружиной денежное довольствие. Однако, когда угроза со стороны шведских рыцарей миновала, господин Великий Новгород забыл о благодарности князю. Новгородцы решили, что лучше не нести затрат на содержание князя и его дружины. Бояре не желали делить с ним власть. А главное – никто не хотел поступаться свободой. А князь волей-неволей ущемлял свободы новгородцев, и в частности, — свободу предпринимательской деятельности. Новгородцы ведь в большинстве своем были предпринимателями: купцами, ремесленниками, а некоторые – греха не утаишь — промышляли элементарным разбоем в окрестных землях и водах. Александр Ярославич не стал навязывать себя, уехал в Переславль-Залесский.

Однако вскоре на русскую землю пришли немцы – рыцари Ливонского ордена. Они захватили крепость Изборск, подошли к городу Пскову. Местные бояре в страхе сдали Псков добровольно. Но умилостивить этим немцев не смогли…

Татары пытались ограничиться данью, к Русской Православной Церкви относились лояльно. Для крестоносцев же вопрос веры был принципиальным. Свою католическую веру они насаждали огнем и мечом. Но русских отлучить от исконной веры Христовой было невозможно. Убедившись в этом, немецкие крестоносцы решили, что, значит, русских нужно просто-напросто уничтожить, а их богатые земли заселить иными, покорными народами. И Псков стал свидетелем этой доктрины. Но искоренить псковичей немцы не успели. Их спасли, освободили соотечественники – новгородцы, ладожане, карелы, собранные в ополчение Александром Невским: когда Новгород призвал его снова, князь не стал вспоминать старые обиды, сразу вернулся на службу новгородцам. Во главе с Александром Невским русские очистили свою землю от немецкой нечисти.

И тогда на Русь пошел весь Ливонский орден. И 5 апреля 1242 года на Чудском озере произошло Ледовое побоище. Крестоносцы до этого не знали таких сокрушительных поражений. А князь Александр Невский предупредил и на будущее: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет!»

Во второй половине ХХ века советские ученые-историки выдвинули гипотезу, согласно которой в 1242 году русские дружины с немецкими рыцарями на Чудском озере вообще не рубились. Согласно этой гипотезе, по приказу Александра Невского во льду озера были установлены специально для этого срубленные и перенесенные туда деревца и кусты, что сымитировало сушу. Русские войска стояли на берегу, противоположном тому, на который вышли ливонцы. Тяжело вооруженные рыцари пошли в наступление, даже не зная, что под ними весенний лед. И до противоположного берега уже не дошли. Проявляя чудеса гуманизма, русские даже спасали своих врагов из ледяной воды, словно котят. Но, если бы амбициозный Запад узнал о таком своем позорном поражении, он бы в отместку обрушил на Русь всю свою мощь. Чтобы этого не произошло, Александр Ярославич попросил дружинников, а главное – летописцев, — скрыть истинную картину, и те смогли сохранить эту тайну. А те поруганные немцы, которые уцелели и вернулись восвояси, тоже держали языки за зубами.

Позднее Папа Римский пытался обратить Александра в свою веру хитростью, ради этого присылал посла. Александр Невский ответил однозначно: «Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не принимаем и знать не хотим!»

В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254-м заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256-м ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

Но князь Александр Ярославич проявил себя не только как выдающийся полководец и борец за веру, но еще и как гениальный дипломат и государственный деятель. После смерти своего отца ради спокойствия на Руси Александр, уже будучи великим князем Владимирским, переступив через чувство собственного достоинства, ездил в Сарай – преклонял колена, кланялся, бил челом и мыл ноги правителям Золотой Орды – хану Батыю, а после смерти Батыя – его сыну.

В 1261 году стараниями Александра Ярославича и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. 

В 1262 году во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов ― баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа снова поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил, выражаясь нашим современным языком, суверенитет Золотой Орды, превратив ее тем самым в заслон Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Православной Церкви в числе многих других земель и почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана. Эта поездка в Орду святого Александра Невского стала четвертой и последней; из нее он домой уже не вернулся. По мнению историков, великий князь Владимирский Александр Ярославич прекрасно понимал, что татары не откажутся от отмщения, и осознанно шел на жертвенное заклание.

Умер он, по-видимому, от отравления, в пути из Орды, повторив в этом печальную судьбу отца, великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Недалеко от Нижнего Новгорода, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Владимирский и Всея Руси Кирилл, вознося молитвы о Святой Руси, удостоился чудесного видения: ангелы Божии возносили на небо блаженную душу благоверного князя Александра. Пораженный этим видением, митрополит Кирилл вышел к пастве со словами: «Братья! Знайте, что уже зашло солнце земли русской!..»

Узнав, что Александр оставил этот мир, в ужас пришли все — бояре, духовенство, весь народ. Все рыдали, говорили: «Погибаем!»

Святое тело его повезли во Владимир, девять суток длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Несмотря на страшный мороз, народ из Владимира вышел к нему навстречу до города Боголюбова; и не было человека, который бы не плакал на его похоронах.

6 декабря – память святого благоверного великого князя Александра Невского — в день его погребения во Владимире в 1263 году. Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 года, и тогда же установлено местное празднование. Князь Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Летом 1710 года Петр I, осмотрев место близ Черной речки (нынешняя речка Монастырка в Санкт-Петербурге), распорядился строить здесь, на предполагавшемся месте победы в 1240 году войск святого князя Александра Невского над шведами в Невской битве, Александро-Невский монастырь. В 1724 году святые мощи благоверного князя были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где почивают и ныне.

Петр Первый, при всех своих неблаговидных личных качествах и деяниях, в том числе бьющих по Русской Православной Церкви, все же, нужно признать, был христианином. Он очень почитал святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Однако, очевидно, его любимым святым был благоверный князь Александр Невский. У этих двух великих людей при всех различиях – очень много общего. Оба – выдающиеся патриоты России, гениальные полководцы, стратеги, государственные деятели и дипломаты: они умели не только воевать со своими враждебно настроенными соседями, но и договариваться с ними. Оба за недолгую жизнь (Александр Невский прожил 42 года, Петр Первый – 52) успели неимоверно много.  Оба порой были жестокими, в том числе – в отношении своих соотечественников. Но при этом оба отдали свои жизни за своих ближних в христианском понимании этого слова: Петр сильно простудился, лично участвуя в спасении людей в Санкт-Петербурге при наводнении, когда Нева в очередной раз вышла из берегов; в результате в начале 1725 года скончался от воспаления внутренних органов. В связи с кончиной каждого из них вспоминаются слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Петр I придумал орден Александра Невского; планировал его сделать высшей военной наградой страны. Однако не успел. Данный орден был учрежден в 1725 году Екатериной I и занял ступень ниже, чем орден Святого Андрея Первозванного, а также орден Святой Екатерины, вручавшийся женщинам. В 1917 году он был упразднен вместе с другими царскими наградами. Однако оказался единственным орденом, учрежденным не только в Российской империи, но и в Союзе ССР. Советский орден Александра Невского как награда для комсостава Красной Армии был учрежден в 1942 году.

Мы, в Таганрогском благочинии, как и отец-основатель Таганрога, чтим память святого князя Александра Невского.

На Мариупольском кладбище находится мемориальная часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Она была возведена после торжественного перезахоронения на этом кладбище останков неизвестных солдат, погибших на Миус-фронте, которое состоялось в 2010 году, в канун 65-летия Великой Победы.

Удивительно красивый храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского стоит и возле кладбища в селе Вареновка.

Антон САХНОВСКИЙ