Возлюбленные служители алтаря Господня — пресвитеры и диаконы!
Боголюбивые иноки и инокини!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас со светлым праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!
Евангелист Лука, описывая это удивительное событие, повествует о том, как обычным пастухам, пасущим свой скот в поле недалеко от Вифлеема, явилось многочисленное Ангельское воинство, славящее Бога и воспевающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:8–14).
Для нас эти слова стали вполне привычными. Мы встречаем их в богослужебных гимнах, в молитвах, в светской поэзии, в мировой культуре. Но, вместе с тем, они таят в себе смысл, который совершенно по-особому раскрывается именно сегодня на фоне событий, что окружают нашу повседневность. Священное Писание не просто излагает историю тысячелетней давности, оно открывает нам вечные законы и смысл того, что происходит здесь и сейчас.
Из Писания мы знаем, что Господь благоволил прийти в этот мир и родиться в Вифлееме, на периферии тогдашней Римской империи. Это было во дни правления императора Октавиана Августа, который создал могущественное государство и провозгласил себя «сыном божиим». В то время по всей Империи воздвигались триумфальные арки, колонны и алтари, которые воздавали славу Цезарю, нации и римскому народу. Римляне обожествляли свою власть и требовали поклонения властителю как «спасителю всего мира». Сенат объявил день рождения Августа — «рождеством бога» и назвал в его честь
восьмой месяц года. Придворные льстецы писали, что дни правления Кесаря — это «начало новой жизни», что его восшествие на престол — это подлинно «благая весть», что только благодаря императору прекратились войны и «на земле наступил мир».
Когда глубокой ночью на Вифлеемском поле простые пастухи сподобились ангельского откровения, они услышали слова, которые переворачивали всю картину привычного римского мировоззрения. Они стали свидетелями того как величайшая Армия во Вселенной, — а евангельский текст говорит именно об «армии», называя её по-гречески «стратá» (στρατά), — и вот это величайшее Ангельское воинство, оказывается, воспевает на Небе совсем не то, что римляне воспевали на земле. Ангелы возвещали, что слава принадлежит только Богу, Который обитает на Небесах! И только при этих условиях люди благой
воли, те, кто понимает эту непреложную истину и живет по ней, пожнут на земле мир!
Святые отцы ранних веков христианской истории постоянно подчеркивали, что римские императоры присвоили себе титулы, которые не были их достоянием, они впали в богохульство и развратили свой народ. Как писал блаженный Августин: «В ночь Рождества Христова многочисленное воинство Небесное выступило против богопротивного обожествления и порочной римской традиции.
Ангелы возвращают божественные титулы Христу, потому что те по праву принадлежат только Богу». Поэтому и апостол подчеркивает в своем послании, что Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:6–7). Павел намекает, что все претензии на божественное равенство восхваляемых народом властолюбцев — есть воровство того, что им ни по какому праву не принадлежит. А для Христа это было не воровством или хищением, в отличии от римских кесарей, а естественным
состоянием Его Божественного достоинства.
Таким образом, Евангелие, описывая пришествие в мир Господа, с самого начала ниспровергает римское злоучение, непреложно свидетельствуя, что только Рождение Иисуса приносит всем людям благую весть (Мк.1:14), только Он — «Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), только Он в подлинном смысле слова — Сын Божий (Лк. 3:38) и только Его воля, открытая людям и принятая ими, устанавливает везде порядок и мир (Ин. 14:27).
Дальнейшая история Римской империи удостоверяет подлинность слов апостола Павла о том, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50). Возвеличивший себя римский колóс, оказался стоящим на глиняных ногах (Дан. 2:33–34). Его величественные арки, колонны и алтари превратились в груду камней. А тот народ, что на всех углах кричал: «Слава Риму! Слава нации! Героям слава!», — исчез бесследно.
Все последующие империи и республики, все автократии и демократии, всё то, что строили люди на земле, неумолимо подчинялось этому вековечному закону, открытому ангелами в рождественскую ночь. Когда божественная слава воздается земной власти, когда обожествляют «плоть и кровь», когда забывают Бога и пытаются устроить «мир на земле» хитросплетёнными интригами и политическими амбициями — мира не будет! И этот непреложный факт должны учитывать сегодня те, кто изобретает новых «богов» для собственных страстей; кто воздвигает новых истуканов из лживых политических систем; кто заставляет поверить, что миром правят деньги и власть. Однако по слову отца Иоанна (Крестьянкина):«Миром правит Бог, только Бог, и никто другой».
Откуда же у христиан такая твердая уверенность в своей правоте? Ответ на этот вопрос мы можем слышать в наших храмах каждый год во время Всенощного бдения праздника Рождества Христова. И ответ этот звучит так: «С нами Бог!» С нами Бог! И Истина, возвещенная некогда пастухам, становится нашей непреложной Истиной! С нами Бог! И славу, которую пытаются на земле узурпировать воры и святотатцы, мы воссылаем только «в вышних Богу»!
С нами Бог! И только Рождество Богомладенца — есть начало для нас новой жизни и твердого упования на то, что на земле будет мир!
Ибо, «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение»!
Пусть же этот Небесный гимн, ставший первой Рождественской песнью, прозвучавшей на земле, сопровождает нас на всех путях жизни, повествуя о Великом событии, вечной истине и непреложном законе бытия!
С праздником, дорогие мои!
С Рождеством Христовым!
+ М Е Р К У Р И Й
митрополит Ростовский и Новочеркасский
Глава Донской митрополии
Рождество Христово, 2023
Ростов-на-Дону