И сказал Бог: Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов.

Бытие 1:14

Скоро мы будем усердно поздравлять друг друга со сменой цифры в году, старательно сопровождая это чревоугодием и чревобесием, сжиганием в воздухе денег. Почему человек упорно веселится в ночь на 1 января каждый год?

*

Новый год – лишь малая толика из желания человечества упорядочить своё положение во времени и пространстве, а календарь – удачно найденное соотношение суточного, месячного и годичного соотношения времени.

Лунный год, месяцы которого точно соотносятся с четырьмя неделями, составляет 354 дня. Приходилось добавлять 13 месяц, от которого Мухаммед отказался. Солнечный год, изобретённый в 4 тысячелетии до н.э., насчитывал 365 дней, что было короче на 0,2422 суток действительного. Египетское изобретение считало 12 месяцев по 30 дней с добавкой пяти суток в конце года.

Характеристика римского календаря дана Вольтером: «Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случалось». Именно при Юлии Цезаре реформой Созигена введена привычная нам форма календаря с четвёртым високосным годом. Государственная жизнь Рима начиналась с 1 января. «Календариум» значит долговая книга, ибо в Римской Империи 1 января платили годовые налоги. Следующую корректуру календаря сделали при Августе, разница между годом календарным и астрономическим составила тогда 11 минут.

Дата рождения Христа в первые века христианства ещё не была установлена. Поэтому года отсчитывали от основания Рима каждые первые января. Вычисления Дионисия Малого (умер около 556 г. н.э.) привели к дате рождения Христа с субботы на воскресенье 25 декабря 753 г. после основания Рима. Папа Иоанн XIII (688–970 гг.) ввёл эту дату, как отправную для летосчисления «по Р.Х.». Каролинги в Европе начали вести это летосчисление. Россия перейдёт на «Р.Х.» по указу Петра I 20 декабря 1700 г. (7208 г.), отменив Византийское «от сотворения мира», вычисленное по Септуагинте. Но «стиль» остался в России старый, юлианский.

*

Пока христианский мир определялся с датами, календарь, утверждённый Юлием Цезарем, ежегодно отстающий на 11 минут, к концу XVI в. указывал весеннее равноденствие на 11 марта, в отличие от реального 21 марта.

Вопрос о реформе календаря в середине XVI в. был широко распространён. Бывший профессор канонического права Болонского Университета Уго Буонкампеньи (1502–82 гг.), ставший в 70 лет Папой Римским Григорием XIII, создал специальную комиссию из нескольких священнослужителей и астрономов. Она должна была разработать проект календарной реформы.

Булла Григория 13

Булла папы Григория 13

Комиссия рассмотрела все предложенные варианты новых календарей и одобрила проект итальянского врача и математика Луиджи Лилио Гаралли (или Алоизия Лилия, 1520–76 гг.), преподавателя медицины университета г. Перуджи. Проект был опубликован посмертно братом учёного в 1576 г., и был утверждён буллой папы Григория XIII шесть лет спустя после смерти автора, в 1582 г., и назван «вечным григорианским». Погрешность этого календаря составляет за год 26 секунд, а не 11 минут, как в юлианском.

Луиджи Лилио

Луиджи Лилио

Католические страны приняли «новый стиль» почти сразу: 1582–83 гг. – Италия, Испания, Нидерланды, Франция, Польша, Португалия, Люксембург, Бавария; 1584 г. – Австрия, Швейцария; 1587 г. – Венгрия, 1610 г. – Пруссия. Страны протестантские и других вероисповеданий позже: 1700 г. – Германия, Норвегия, Дания, 1752 г. – Великобритания, 1753 г. – Швеция, Финляндия, 1916 г. – Болгария, 1918 г. – Россия, 1919 г. – Сербия, Румыния, 1924 г. – Греция, 1925 г. – Турция, 1928 г. – Египет. Сейчас «григорианский» календарь считается международным.

Попытка создать свой календарь, не зависящий от Католического мира, была предпринята в сентябре 1792 г. во Франции. Идея была предложена Сильвеном Марешалем в 1787 г., проект разработан поэтом Фабром Д,Эглантином в 1793 г. Новым годом считался день осеннего равноденствия, начало эры – от провозглашения республики. 1 января 1805 г. французы вернулись к григорианскому календарю.

*

В России календарь напечатан впервые в конце 1699 г. в связи с реформой, после налажен и массовый выпуск календарей (месяцесловов), «содержащий совершенное провещение дней и затмений солнечных и лунных». Систематический выпуск настенных календарей в Росси начался с 1713 г., а с 1728 г. исключительное право на издание календарей перешло Российской Академии Наук. В календаре 1735 г. написано: «Сочинители календарей имеют с историками важное сходство. Они должны то наперёд сказать, что сделается, а историки обязаны то же самое повторить, что уже миновало». Отрывные календари начал издавать Иван Дмитиевич Сытин с конца XIX в.

М.В. Ломоносов, радея о сохранении и приумножении народа российского, предлагал перенести пост с зимы на тёплое время, чтобы разговевшийся пьяный, идущий домой, не замёрз, под лёд не провалился, чтобы перепад голода в зиму и разговения не повышал смертность населения, чтобы говели не брюхом, а духом. «Для такого важного дела можно в России Вселенски собор составить, сохранение жизни столь великого множества народа того стоит, …посты учреждают не для самоубийства…, а для воздержания от излишества». (М.В. Ломоносов. О сохранении и размножении российского народа. Письмо П.И. Шувалову.)

23

Гермашев, Михаил Маркианович (1867-1930). Зима = Winter : почтовая карточка / М. Гермашев. — Рига : издание Ленц и Рудольф, [между 1904 и 1917]. — Цветная автотипия ; 9х13,9 см.

Российская академия делала запрос на переход России на европейский, т.н. григорианский, календарь ещё в 1830 г., но они были отклонены. Русское астрономическое общество создало в 1899 г. комиссию по реформе календаря (один из членов Д.И. Менделеев). Как исправить накопившуюся ошибку в счислении времени и какие внести изменения в календарь, чтобы избежать накопления в будущем – на эти вопросы комиссия ответила предложением ввести более точный календарь, разработанный профессором Дерптского университета Иоганном Генрихом фон Медлером. Обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев посчитал введение этого календаря не своевременным.

Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря вступил в силу 1 февраля 1918 г. по старому стилю: «Первый день после 31 января считать не 1 февралём, а 14 февралём». Старый стиль ушёл из Таганрога с Добровольческой. По старому стилю 21-23 декабря 1919 г. комендантом по охране города т. Евминенко издано несколько приказов: о регистрации оружия, выданного для охраны; о запрещении появления на улицах в пьяном виде; о сдаче английского обмундирования; об обеспечении населения продуктами; об установлении дежурства на заводах; о приёме денежных знаков. Подошедшая РККА на наследующий день 6 января 1920 г. ввела «новый» стиль, лишив таганрожцев Нового года.

1918 г.

С 1929 г. по 1940 г. СССР провёл ряд календарных экспериментов, исходя из чисто производственных интересов. Постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны в конце 1929 г. введён единый производственный табель-календарь. («За индустриализацию» от 18 марта 1930 г.). По нему год состоит из 72 пятидневных недель плюс 5 праздничных / памятных дней (22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября). Все трудящиеся делились на пять групп, у каждой группы был свой выходной, один из пятидневки. Отменено празднование Рождества, 1 января был рабочим днём (до 1 января 1948 г.).

Газета Т. Кожзавода без дней недели

Газета Таганрогского Кожзавода без дней недели

Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931г. «о прерывной производственной неделе в учреждениях» народным комиссариатам и учреждениям разрешалось с 1 декабря 1931 г. перейти на шестидневную неделю. («Известия» от 21 ноября 1931 г.) Сохранялись постоянно нерабочими дни в каждом месяце 6, 12, 18, 24 и 30 числа, в феврале нерабочий день приходился или на последний день месяца, или на 1 марта. Те же дни, которые в «григорианском» были 31 числами, в советском экспериментальном были «сверхмесячными рабочими днями».

1931 г. пятидневка

1931 г. Пятидневка

Это счисление дней, отражённое в титрах к/ф «Волга-Волга», было отменено 26 июня 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Постановлением СНК СССР 27 июня 1940 г. установлено: «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются: 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря».

Возвращённый в 1935 г. праздник Нового года с Дедом Морозом и Ёлкой был отделён от Рождества. В 1937 г. к ним добавилась Снегурочка. Смешение празднования Рождества и Нового года отражено Павлом Петровичем Филевским в дневниковой записи 31 декабря 1939 г.: «По улицам тащат ёлки. Для чего и для кого? Ёлка имеет связь традиционную с рождественскими праздниками, а без этих традиций – это обезьянничество бессмысленное…».

1939 г. календарь Гильбурда

1939 г. Календарь Гильбурда

Итогом долгого опыта человечества в измерении «времени, времён и полу-времени» стало создание международной организации работ и сообщения результатов всех служб времени мира – Международное Бюро времени, которое начало работать с 1 января 1920 г.

В начале Великой Отечественной войны некоторые службы времени СССР (Пулковская, Харьковская и др.) прекратили свою работу, другие (Государственного Астрономического Института им. П.К. Штернберга и Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэросъёмки и картографии) эвакуированы в Свердловск и Джамбул (соответственно); вместе с Ташкентской службой работали по обеспечению точным временем всю войну. После начала космической эры стал вопрос о едином времени для земных и космических приборов.

*

«Григорианский» календарь отличается высокой точностью, но имеет некоторые недостатки (привычные со времён Юлия Цезаря). Недостатки для планировщиков и финансовых работников, различная продолжительность месяцев, чередование их беспорядочно, начало года не связано с каким-либо природным явлением, кварталы различной продолжительности (90-92 дня), первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом и на четыре в високосном году), дни недели не совпадают с какими-либо датами, 10–11 недель расщеплены на два месяца, месяцы начинаются с различных дней недели, имеют разное количество «рабочих» дней, в году их от 307 до 311, с этим связан перенос праздников. Не говоря уже о неудобстве деловых международных сообщений с разными национальными календарными системами. И уже с середины XIX в. вопрос об устранении этих недостатков и создании универсального календаря занимает мировое сообщество.

В 1923 г. в Женеве при Лиге Наций был создан Международный комитет для подготовки Мирового изменения календаря. За время своего существования Комитет рассмотрел и обнародовал несколько сотен проектов календарей, поступавших из разных стран мира. Советский Союз успел практически поработать с некоторыми проектами с 1929 по 1940 гг. Вновь созданная Всемирная ассоциация по календарю проводила совещания с 1931 г. по этому вопросу, издавать специальный «Journal of Calendar reform». В 1922 г. проект французского календаря был одобрен Международным астрономическим союзом, а позже одобрен 70 странами в Лиге Наций. Но II Мировая война остановила работу над календарной реформой.

После II Мировой войны международная календарная реформа обсуждалась в ООН на экономическом и социальном совете. Предлагался 13-месячный год, все месяцы которого бы начинались с воскресенья и кончались субботой, со вставкой дополнительных дней, которые бы объявлялись международными праздниками. Новый год предлагалось назвать Днём мира или Дружбы народов. В високосные года добавлять в середине года День високосного года. Рассмотрение этого вопроса в 1949 г. не привело к единому решению.

К вопросу вернулись по инициативе Индии, в которой свыше 30 различных местных календарных систем. В 1954 г. на XVIII сессии Экономического и Социального совета был одобрен проект, разработанный М. Армелином ещё в 1888 г., очень похожий на Кумранский календарь, найденным в 1947 г. По нему 12-месячный год делится на четыре квартала по 91 день. Первые месяцы всех кварталов (январь, апрель, июль, октябрь) длятся по 31 день и начинаются с воскресенья; вторые (февраль, май, август, ноябрь) длятся по 30 дней и начинаются со среды; третьи (март, июнь, сентябрь, декабрь) длятся по 30 дней начинаются с пятницы. День после 30 декабря предлагается назвать Днём мира, а день после 30 июня високосного года – Днём дружбы народов.

Всемирный календарь

Всемирный календарь

Таким образом, Новый год всегда приходится на воскресенье. В каждом месяце 26 рабочих дней. Сохраняется постоянство дней недели. При стабильности кварталов этот календарь удобен для земледелия, планирования олимпиад. Введён календарь мог бы только по общеобязательному международному соглашению.

Проект Всемирного календаря был одобрен СССР, Китаем, Индией, Францией многими европейскими, азиатскими и латиноамериканскими странами. Отказались принять проект США, Великобританией, Нидерландами и некоторыми другими. А введён календарь мог бы только по общеобязательному международному соглашению.

II Ватиканский собор 4 декабря 1963 г. большинством в 2057 голосов против 4 заявил в том числе: «Собор не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь». Считаясь с международными процессами профессор-протоиерей Московской Духовной академии Д.П. Огицкий предложил праздновать Пасху в воскресенье, приходящееся между 12 и 18 апреля нового стиля, т.к. февралю планируется выделить 30 дней, то воскресенье 15 апреля может быть приемлемым для фиксации Пасхи, по мнению И.А. Климишина.

*

Принятие «нового, единообразного и неизменного календаря, астрономически отрегулированного относительно движения Земли вокруг Солнца и более правильного, научно обоснованного и выгодного, чем григорианский календарь» откладывается эдак на пару тысячелетий, ибо лишние сутки накапливаются в григорианском календаре по одним подсчётам за 2735 лет, а по другим – за 3300. А пока вспоминаем мудрость Нового Завета: «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». (Деян. 1:7)

Екатерина Галочкина

Екатерина Галочкина