На днях православные верующие отмечали Прощеное воскресенье и готовились к началу Великого поста. Это прекрасный, наполненный глубоким смыслом, праздничный день. Однако, именно в воскресенье (а ничего случайного в жизни не бывает),  мне напомнили одну историю, которая оказала на меня влияние.

Эта история произошла с моим знакомым. Впрочем, кому-то она может показаться банальной. Человек устроился на работу, потом его уволили и не заплатили. Ситуация неприятная, и, на первый взгляд, довольно рядовая. Безработица в Таганроге давно уже никого не удивляет, а количество так называемых «кидал» среди работодателей довольно большое, и они особо даже не стесняются своего статуса. Особенно страдают от них молодые люди, у которых нет не только опыта работы, но и опыта выстраивания конструктивных отношений с начальством.

Хотя в век информационных технологий в Интернете появились специальные сайты и группы в социальных сетях, где размещают чёрные списки таких нечестных работодателей, заранее предупреждают и даже оказывают юридические правовые консультации тем, кто попал в трудную ситуацию с намеренными невыплатами честно заработанных денег. Но и возможность заранее проверить, есть ли твой потенциальный работодатель в списках, не даёт никакой гарантии, что ты не столкнёшься с этой проблемой.

Впрочем, это лирическое отступление в сторону волнующих всех социальных проблем, лишь прелюдия. Сама история ждёт нас впереди.

 

Мой товарищ внезапно рассказал, почему он в последнее время перестал ходить в церковь. Оказывается, стал встречать в храме того самого своего бывшего начальника.

— Представляешь, он же подлец натуральный! Это не один я прекрасно знаю, а, вот, он в храм пришёл, весь такой благообразный стоит крестится. У меня прям кулаки сжимаются при виде молящегося негодяя.

Я, конечно, посочувствовал. Действительно, товарищ нарисовал, на первый взгляд, пренеприятный образ лицемерного фарисея, который и ближнего обманет, и свечку поставит перед иконой, наверняка, за процветание своего бизнеса. Чисто по-человечески я понимаю это справедливое негодование, но вот с другой стороны, а где же здесь христианское прощение? Конечно, все мы знаем слова: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Вроде бы, мы с этим согласны, но сами простить не всегда можем.

В первую очередь, я честно спросил самого себя, а если бы у меня случилась подобная ситуация, разве я поступил бы по-другому? Разве бы я не осудил этого человека за то, что он пришёл в храм? И честно ответил себе: да, я бы осудил. Это признание стало для меня открытием, и показало, как сильно я далёк от того христианского поведения, которое хотел бы демонстрировать сам и встречать в окружающих меня людях. Ещё я понял, что сам того не замечая, давно занимаюсь этим же самым внутренним осуждением постоянно. Ведь в силу своей профессии знаю очень многих людей, и, к сожалению, не всегда с лучшей стороны. В этом сказывается специфика маленького провинциального города Таганрога, в котором я проживаю с самого рождения. Здесь все друг про друга знают если не всё, то многое, а чего не знают, то додумывают и потом рассказывают. Это стало настолько привычным, что мы уже сами не отдаём себе в этом отчёта. А ещё мы не просто любим кого-то молча осудить, но и обожаем покопаться в грязи, послушать сплетни, слухи, с радостным ликованием и ехидством обсуждаем чьи-то недостатки.

— А вон тот — вор, а этот пьёт, а вот этот ругается и обманывает, — часто слышим со стороны.

Предположим, что это даже действительно так, но ведь у каждого даже патологически лживого и бесчестного человека, злодея, если хотите, есть право на раскаяние. Все знают пословицу: «Чужая душа — потёмки», потому что мы никогда не знаем, что на самом деле происходит у него внутри. О чём он думает, о чём переживает, за что ему стыдно и тем более, осознаёт ли он свои страсти, борется ли со своими грехами и т.д.

Я бы хотел ввести в известную пословицу неологизм. Что, если чужая душа — вовсе не потёмки, а «просветки»? Что, если мы наоборот, думаем, что у чужого незнакомого или знакомого нам с не лучшей стороны человека, в душе только злая тьма, а на самом деле, это не так? И внутри его как раз в момент молитвы рождаются неизвестные никому светлые лучи — «просветки». Может, в храм он ходит, чтобы разогнать эту тьму, которая сгустилась вокруг него? Что, если были у такого проблемы в детстве? Может, он рано потерял родителей, может, был в плохой компании, видел много смерти и страданий. И это до неузнаваемости исказило в нём образ Божий, и теперь он сам стал причиной чужих страданий. Мы не знаем.

Даже если предположить худший вариант, что этот обидевший нас человек — действительно нераскаявшийся негодяй, пришедший в храм из каких-то своих в чём-то даже корыстных соображений, далёких от поиска Бога, заслужит ли он когда-нибудь прощения, изменится ли в лучшую сторону, мы тоже не знаем. И не можем знать наверняка…

--ER7FgzNgE

Поэтому, как бы ни хотелось, объективно мы не можем осуждать человека, так как не обладаем достаточной информацией для таких суждений. Гораздо полезнее для нас самих будет предположить в человеке лучшее и пожалеть за то, что оступился и упал. Наверное, вот с этой жалостью к ближнему, который нас обидел, и приходит настоящее прощение. Хотя я могу ошибаться, ведь сам очень далёк от идеала, но всё таки я верю, что простить можно. И не только в Прощёное воскресенье. Иначе это будет неправильно, если я напоказ прощаю и прошу простить меня всех людей раз в одно воскресенье в году, а в остальное время у меня суровые серые «непрощённые будни».

Кстати, товарищ мой тоже старается простить. И эта его непростая внутренняя борьба вселяет в меня надежду, что каждый из нас может преодолеть в себе обиду как первичную реакцию на несправедливость, которой в жизни всегда было и будет много, что не отменяет того факта, что жизнь всё таки прекрасна.

Илья Пирогов

Илья Пирогов