В преддверии Дня народного единства, приуроченного к празднику Казанской иконы Божьей Матери, нашим собеседником стал помощник благочинного приходов Таганрогского округа по работе с военнослужащими, клирик Свято-Никольского храма иерей Константин Галацан. Отец Константин в прошлом – военный летчик, старший офицер.

— Отец Константин! В 1612-м, когда Москва была под властью польско-литовских интервентов, тогдашняя российская элита с этим смирилась. Однако народ с Казанской иконой Божьей Матери освободил столицу и всю Россию. Но кто сотворил это чудо – Сам Бог, Богородица, или народ?

— Все на земле творит человек: его к этому призвал Господь. Обязанность человека – возделывать эту землю и решать на ней все проблемы. А то, что это происходит не без помощи Божьей, для нас, людей верующих, — очевидно. Обо всем, что творится в мире, мы говорим, что это – Промысел Божий. Но человек должен прилагать свои усилия. Бог помогает человеку. Однако ноль на что ни умножай, — нолем и останется. Поэтому человек должен явить перед Богом свое стремление, усилие, ну а Господь ему помогает – по мере искренности, праведности этого человека, его трудов.

— А как понимать явление чудотворной Казанской иконы Божьей Матери?

— Как знамение. А любое знамение, которое дает нам Господь, мы можем и должны употребить к покаянию. Покаяние – это перемена. Перемена ума. Перемена курса, когда мы сбились с правильного пути.

— Один из любимых святых основателя нашего города Петра Первого Александр Невский очень много воевал. Это он, перефразировав евангельские слова, сказал: «Кто с мечом на нас пойдет, от меча и погибнет!» Сергий Радонежский, благословив Дмитрия Донского и всю русскую рать на Куликовскую битву, пребывал в молитве и незримо помогал русскому воинству на поле брани. Но в житии святого праведного Павла Таганрогского ничего не сказано о его участии в героической обороне Таганрога от англо-французской эскадры в 1856 году. Почему?

— Следуя всей логике, можно не сомневаться, что святой Павел Таганрогский молитвенно поддерживал защитников города – как и большинство таганрожцев. Иное дело – то, что всякое явление имеет внешнюю и сакральную сторону. Мы не знаем о молитвах этого святого при обороне Таганрога. Но знаем, что город не был сдан. Дело историков – находить артефакты. А дело наше, верующих людей, — доверять Богу.

— Доверять Богу? Легко сказать! А если не получается?

— Нужно набраться решимости предать свою жизнь Богу. Как набирается решимости парашютист, выпрыгивающий из люка самолета, особенно – впервые. Доверие Богу – это практика веры, которой стоит учиться. Теоретическими знаниями по догматическому богословию может овладеть интеллектуал, но он от этого не станет христианином. Мы же, христиане, не только знаем, но и несем Священное Предание, оно становится частью нас.

— Посоветуйте, как укрепить свое доверие Богу, как набраться той самой решимости.

— Это – практика христианской жизни. Она начинается с участия в церковных таинствах. Первое таинство, конечно, — крещение, через которое человек становится частью Церкви – этого Богочеловеческого организма. В результате грехов, которые так или иначе случаются по нашей немощи, по нашей удопопреклонности ко греху, мы отпадаем от Церкви. Исповедь призвана дать человеку возможность снова соединиться со святой апостольской Церковью. А важнейшее церковное богослужение – Божественная литургия. Во время литургии происходит главное таинство, ради которого и существует Церковь. Это – Причастие, или Евхаристия.  Это – единение христиан с Богом, причем всех христиан – как пребывающих в храме и в целом в этой земной жизни, так и уже почивших: у Бога нет мертвых, у Него все живы. Важно включить свою жизнь в литургическую жизнь Церкви. Именно так. Мы не литургическую жизнь Церкви допускаем в свою жизнь, а свою жизнь включаем в литургическую жизнь Церкви.

— Есть люди, которые вообще не ходят в храм, но при этом имеют любовь – и к людям, и к Богу. Чем же все-таки отличаются христиане?

— Реализованным стремлением быть в единстве – с Богом и друг с другом. «Литургия» с греческого переводится как «совместное дело». Наша Церковь – соборная; в ней мы собраны вместе. Сам Господь говорит нам: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, — там и Я посреди них.» Христианин стремится быть включенным в Тело Церкви. Если же человек говорит: «У меня Бог – в душе,» — трудно сказать, любит ли этот человек Бога. Но однозначно можно сказать, что у него нет стремления чувствовать себя частью собрания христиан во главе со Христом. А все святые при всех различиях между ними такое стремление имели, причем именно оно определяло всю их жизнь.

— Отец Константин! Вы родились 23 ноября. Это – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Судя по вашему имени, вы родились в атеистической семье?..

— Нет. Я крещен в младенчестве – в честь святого мученика Константина, князя Грузинского.

— Можно узнать, какое у вас, как у христианина, ярчайшее детское воспоминание?

— Мы с отцом ездили на Украину, посещали Киево-Печерскую Лавру, ходили в пещеры. Мне, мальцу, тогда было непонятно, о чем говорила экскурсовод. А вот мощи святых, в том числе Ильи Муромца, меня поразили до глубины души.

 Фото автора.

На фото: иерей Константин Галацан благословляет на ратный труд таганрогских призывников.

Антон Сахновский

беседовал Антон Сахновский