История Таганрога богата как занимательными событиями, так и интересными людьми: родившимися, приезжающими, проезжающими. 21 марта 2024 года исполняется 150 лет художнику и учителю рисования польского происхождения Бенедикту Наполеоновичу Кубицкому, прожившему из 50 лет своих скитаний 17 – в нашем городе. 

 «Будут у Таганрога со временем свои знаменитые

 художники, будут уроженцы, знатоки и любители,

 которые будут завещать городу картины…»

А.П. Чехов.

Будущий художник родился в Свенчанах 21 марта 1874 года (католики Российской Империи вели регистрацию по Григорианскому календарю, поэтому старый и новый стиль совпадают). Дома он учился в рисовальной школе Трутнева, а в 1884­–86 гг. в школе Цебровского в Вильнюсе.

Следующее учебное заведение Кубицкого – школа при Обществе поощрения изящных искусств, где он получил две награды: за скульптуру и ксилографию (вид печатной графики с помощью гравированной деревянной доски). Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге Бенедикт Кубицкий оставил в 1897 г., как предполагают, из-за студенческих забастовок и уехал в Мюнхен. Однако, по другим сведениям, Бенедикт Наполеонович Кубицкий окончил Петербургскую Академию Художеств.

Путешествуя по Германии, Венгрии, Италии Бенедикт Наполеонович продолжал обучение, участвовал в выставках, на которых картины художников иногда покупались; работал в Парижском Музее художественной промышленности. Бенедикт Кубицкий, как подданный Российской Империи, был оформителем декоративного панно для Русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года.

Наконец, 24 ноября 1901 года Академия художеств Санкт-Петербурга выдала ему аттестат учителя средней школы, с которым он приехал в Таганрог.

*

Таганрожцы любили украшать свои дома картинами и портретами членов своих семейств. В городе тогда жили и работали художники Дмитрий Минаевич Синоди-Попов, Владимир Викентьевич Комнено-Варваци и ещё шесть преподавателей рисования в учебных заведениях Таганрога.

Вскоре по приезду Кубицкого в наш город, в преддверии открытия первого городского музея, была организованна в Таганроге в 1903/04 году едва ли не первая выставка местных художников. На ней были представлены работы: Дмитрия Синоди-Попова, Николая Чехова, Ивана Калмыкова, Ивана Крылова, Григория Малярова, скульптора Леонида Егорова и др.

В 1903 году был торжественно открыт памятник основателю музейного дела в России Петру I и в наш город были доставлены из Петербургской академии художеств 8 картин в рамах, которые вместе с картиной Константина Савицкого «Отец», положили начало сегодняшнему Таганрогскому художественному музею.

Сначала Бенедикт Наполеонович преподавал «графические искусства» в Таганрогском коммерческом училище, продолжая участвовать в художественных выставках Санкт-Петербурга, Москвы и Вильнюса.

В век не виртуальной, а реальной активности, в пору рассвета театральной самодеятельности, учитель рисования помогал своим ученикам и ученицам в оформлении театральных постановок.

Кубицкий Б.Н. Жанровая сцена. («Таганрогские вечера».)

Наверное, по этой же причине он помог гимназистам в оформлении транспарантов для демонстрации 18 октября 1905 года по случаю выхода Манифеста о свободах… (В отличие от пролетарских плакатов, буквы и символы гимназистами не писались на ткани, а пришивались вырезанные и написанные на контрастном полотне определённым шрифтом.)

После учреждения частных учебных заведений в России, Бенедикт Наполеонович преподавал с 15 февраля 1908 года рисование в частной женской гимназии госпожи Янович на ул. Греческой (ныне № 55).

К этому времени Дмитрий Синоди-Попов уехал из города, Леонид Егоров умер; в 1909 году приехала в Таганрог супружеская пара художников Александр Михайлович Леонтовский и Серафима Иасоновна Блонская. В Таганрогском музее хранится набросок портрета маленькой дочери Бенедикта Наполеоновича, сделанный Серафимой Иасоновной.

С. Блонская. Портрет дочери художника Кубицкого.

Коллегой Кубицкого по преподаванию в частной женской гимназии был Франц Иванович (Яковлевич) Витмайер, который стал лидером спортивного движения «Сокол» в Таганроге. Этот учитель физкультуры, работающий одновременно в нескольких гимназиях города, запечатлён художником на портрете 1912 года в полный рост и в фирменной форме общества (некоторое время ошибочно принимался за автопортрет художника). На нас смотрит бравый учитель гимнастики в чёрной шапочке с пером и красным цветком, в красной рубашке, окутанный красным плащом, вооружённый рапирой; всем своим видом утверждающий: в здоровом теле – здоровый дух!

Кубицкий Б.Н. Портрет Витмайера.

Наступил год 1917-й. После Февральской революции множатся и включаются в городское самоуправление общественные организации. Одной из таких новых организаций был Художественный союз города Таганрога, председателем которого избран Кубицкий. Союз занимался развитием художественных искусств в городе и округе, а позже и сохранностью художественных ценностей, включая Дворец Александра I.

Была отменена полиция, объявлена амнистия, росла преступность. Городское самоуправление вынуждено было создавать отряды самообороны силами самих жителей. Без вооружения Бенедикт Наполеонович стал участником охраны памятников культуры в нашем городе.

Конрад Кржижановский. Портрет Б.Н. Кубицкого. 1899 г. (Конрад Марцеллович Кржижановский родился в Кременчуге в 1872 г.)

Наступил год 1918-й. Заключённый в ходе I Мировой войны большевиками Брест-Литовский Мирный договор с Германией подал художнику надежду на возвращение в родные места. Большое число беженцев, прибывших из западных регионов России, в том числе Польши, бередили сердце художника. Выпускники эвакуированных в 1915 году в Таганрог учебных заведений из Митавы, Ревеля и др. возвращались в свои родные места. Решил уехать и Кубицкий.

В апреле 1918 года, после похорон многоуважаемого директора Технического училища Николая Петровича Оловягина, Кубицкий продал Ивану Тимофеевичу Талалаеву свой дом, в котором жил со своей семьёй на ул. Митрофановской (ныне Карла Либкнехта), и покинул Таганрог. Однако документ, удостоверяющий его личность, получать в органах только что сформировавшей в Таганроге советской власти не стал.

*

В отличие от всё просчитывающего бизнесмена Германа Августовича Базенера, поехавшего окружным путём через Персию, Бенедикт Наполеонович поехал на родину напрямик, через бывшую линию соприкосновения I Мировой войны. Так он оказался в бараке для репатриантов в Повонзках, тогда в пригороде Варшавы. (Теперь это место знаменито своим некрополем.)

Из этого фильтрационного лагеря его вызволил старый друг Фердинанд Рушиц, который предложил нашему художнику работу в Университете Вильнюса. Сам Рушиц собирал и передавал в дар музеям художественные работы; был куратором «Виленского товарищества друзей науки по части искусства».

В Виленском Университете им. Стефана Батория Бенедикт Наполеонович преподавал живопись на факультете изящных искусств почти 20 лет: с 1919 по 1939 год.

В 1920 году, став доцентом, заведовал кафедрой портретной живописи, с 1927 года увлёкся дизайном ковров. В этот период – в 1932 г. – Бенедиктом Кубицким написан портрет Фердинанда Рушица, который хранится в Вильнюсе.

Кубицкий Б.Н. Портрет Фердинанда Рушица (Рушчыца). 1932 г.

65-летний художник-путешественник собирался выйти в отставку с 1 сентября 1939 года и уехать в родные Свенчаны, но гроза II Мировой войны, эвакуация сына Петра с польским авиазаводом через Румынию в Великобританию и вхождение Литвы в состав СССР заставила его остаться в Вильнюсе с родными.

В 1945 году он приехал в Лодзь, опять как репатриант, теперь II Мировой войны. Снова в подобном уже пережитом положении получил предложение преподавать, но болезнь сердца не позволило Бенедикту Наполеоновичу принять это предложение. В Лодзи он и похоронен.

Сын его Пётр, авиаконструктор, продолжая традиции отца-путешественника, переехал из Англии в Канаду спустя год после смерти отца. (Польские источники указывают дату смерти художника 1951 год.)

Таганрог хранит работы необычного художника-путешественника и память о нём, много сделавшего для сохранения и приумножения культуры нашего города.

Екатерина ГАЛОЧКИНА