220px-Портрет_протоиерея_Василия_Анастасьевича_Бандакова

В 2018 году исполнилось 155-лет с начала служения в Таганроге духовного писателя и проповедника протоиерея В.А. Бандакова.

В этом замечательном человеке сочетались книжные знания и наивная вера в чудеса, житейская мудрость и поэтичность.

Василий Анастасьевич Бандаков родился в 1807 году. В тридцать лет окончил Киевскую Духовную академию.

Таганрогский историк П. П. Филевский писал: «…вследствие решительного и правдивого характера много в своей жизни перенёс гонений и далеко не мог пойти в служебной иерархии. До принятия духовного сана он так бедствовал, что ему приходилось браться за чёрную работу, которую он мог выносить потому, что отличался крепким телосложением. Сделавшись священником, он оставался всегда смелым и независимым, что, конечно, не в духе консисторских порядков и о. Василия постоянно перемещали с одного места на другое худшее.»

Он служил в Екатеринославе, Славяносербске, Ростове. В 1863 году, в 56 лет, отец Василий приступил к своим обязанностям в Таганрогской Архангело-Михайловской церкви, захудалой и разрушавшейся.

1918_Taganrog_Mihailovskii_hram

О том, как выглядел отец настоятель, вспоминал тот же П.П. Филевский: «Он был довольно большого роста, прекрасного сложения, крупные и грубоватые даже черты его лица обрамлялись большими седыми волосами и большой совершенно белою бородою. Наружность чрезвычайно внушительная и, как и его проповеди, сильно напоминавшая ветхозаветных пророков… Его хриплый драматический голос и полные достоинства манеры и движения усиливали значение проповеди и неотразимо действовали…»

Значительную часть паствы в окраинной церкви составляли бедняки. Полуголодные, неграмотные, они часто приходили в храм просто потому, что так положено. Отцу Василию приходилось растолковывать им самые простые вещи. В «Поучении о внимании в церкви» он спрашивал: «Понимаешь ли ты, что читают в церкви?» И сам отвечал: «К прискорбию, ты ничего не понимаешь…Ты говоришь: «Я человек тёмный, неучёный». Почему ты не научился понимать, не выучился читать? Для чего же Бог дал тебе разум? Когда ты получаешь письмо от сына, который находится на чужбине, то ты ищешь знающего прочитать письмо, ты прислушиваешься, плачешь и радуешься. А когда тебе читают Божие писание о том, какою дорогою можно тебе войти в рай, понять всё это ты не стараешься».

Бандаков прекрасно знал, в каких условиях влачат существование его прихожане. Одна из его проповедей так и называется «Поучение во утешение беднякам»: «Убоги жители нашего Вифлеема, бедны жители нашего Назарета! Холодный ветер дует с моря. Холодно в землянке, мороз выступил на стенках, дети покрыты мокрым рубищем, — ты плачешь. Молись Богу, молитва согреет сердце… Он стоит у порога твоей землянки, смотрит в твоё оконце…»

1354924368-0623869-www.nevsepic.com.ua

Василий Максимов. Бедный ужин. 1879

Василий Анастасьевич утешал своих духовных чад, почти разуверившихся от безысходности, как детей. Он говорил, что Бог видит их слёзы, их нужды. А не говорит с ними потому, что боится испугать — ведь от Его голоса содрогаются горы. Бандаков просил не завидовать богачам с их неправедным богатством. И призывал терпеть — тогда и в их жизнь придут тепло и радость.

Многие прихожане искали забвения от своих бед в кабаках. Бандаков считал пьянство одним из самых страшных грехов. Даже летнюю засуху он объявлял наказанием за этот грех. «Пьяный вреден и себе, и семейству, и обществу. Когда человек напьётся, друг кажется ему врагом, враг другом. Старается всякого обидеть языком, открывает тайну, которую следовало бы скрывать. А когда приходит домой, то бранит детей, жену, разбивает посуду, окна и всё, что под руку попадается, пропивает всё, что в доме есть, сам себя обкрадывает».

original-000111

Иван Богданов. Новичок. 1893 год.

Не правда ли, поучение, сказанное полтора века назад таганрогским рыбакам и грузчикам, остаётся очень актуальным и сегодня?

А о. Василий, замечая, что эти слова подействовали не на всех, выдвигал самый сильный аргумент: «Ты не думаешь о том, что все пьяницы умирают скоропостижно — от удара в лёгкие, или в сердце или в голову. Поистине, мудро сказал тот, кто сказал: «Водка есть кровь сатаны».

Люди верили о. Василию. Приходили за советом, несли к нему больных и просили молитв над ними.

Но вряд ли известность Бандакова была бы так велика, если бы он обращался исключительно к беднякам. Он для каждого, независимо от происхождения, благосостояния, профессии и возраста находил нужные слова.

Левитан

Исаак Левитан. Ненюфары. 1895

Он видел красоту окружающего мира, и часто поучения его бывали весьма поэтичны. «Сколь прекрасен этот мир Божий: это небо, усеянное звёздами, которые во сто раз больше нашей земли, светозарнее нашего солнца… Сколь прекрасна Божия земля: эти поля, цветами украшенные, эти деревья, плодами покрытые, эти моря, наполненные рыбами… эти леса, служащие для многих диких зверей, этот воздух, наполненный птицами. И, дивное дело! Что эта премудрая Божия книга не читается людьми, никто почти не обращает на неё внимания.

Возьми ты в руку полевую лилию, или фиалку, розу: рассмотри внимательно, сколько красоты в одном цветке? Какой в нём запах? Собери всех мудрецов мира, но все они ни одного цветка такого не сделают… Когда ты смотришь на железную дорогу, или на проволоку телеграфную, или на пароходы, или на часы; то говоришь: о, сколь мудрый человек! Делам человеческим мы удивляемся, а Богу не отдаём славы и чести за его величайшие дела. Почему? Потому, что мы больше себя любим, нежели Бога».

 

Василий Анастасьевич признавал мудрость человеческую. Но он считал, что если бы Господь не сотворил пар и электричество, то человек не сделал бы паровозы и телеграф. При этом он полагал, что кроме самого главного – молитв, каждый человек сам должен что-то делать для своих родных. Обращаясь к женщинам, он восхищался силой материнской любви. Говорил о матерях, которые бросаются за младенцем «в пучину моря, в пропасть, в средину диких зверей.» И они же беспечны, когда смерть похищает тысячи детей из их рук. Отец Василий имел в виду прививки против оспы, которые многие прихожане не хотели делать своим детям.

Послушать Бандакова приходили всё новые и новые горожане. Были среди них и члены семьи Чеховых. Речи о. Василия произвели на них огромное впечатление. Александр Чехов писал в своих мемуарах «Недавнее прошлое Азовского побережья»: «Мать мне рассказывала, что о. Бандаков своим простым, но сильным словом и ссылками на кару Божию и огненную геенну в несколько лет заметно поднял нравственный уровень населения».

В.А. Бандаков познакомился, а затем и подружился с Чеховыми. Он считал, что благочестивое семейство должно напоминать монастырь. «Отец не есть ли в доме тот же игумен, которому все повинуются, — все дети и прислуга следуют его наставлениям; и что такое мать, как не тот же эконом, который заведывает всеми домашними припасами, кухнею, погребом, огородом и садом?» Свой идеал, не раз описанный в поучениях, отец Василий, вероятно, увидел в Чеховых.

377051_214__01

Они были не просто искренне и глубоко верующими — таких в то время было большинство. Они были людьми деятельными. П.Е. Чехов организовал церковный хор и руководил им в качестве регента. А его брат, Митрофан Егорович, состоял бессменным казначеем Благотворительного Братства при Успенском соборе.

Бандаков приходил в гости к братьям Чеховым. Он подарил Павлу Егоровичу свою фотографию. В доме у Митрофана Егоровича долгое время хранился портрет протоиерея.

М.Е. Чехов затеял строительство новой Архангело-Михайловской церкви. Он оказался блестящим организатором. Человек не богатый, не занимавший больших должностей – всего лишь управляющий в чужом солидном магазине – он сумел исполнить свою мечту. Даже спустя годы земляки удивлялись, как это ему удалось. М.Е. Чехов развил кипучую деятельность по поиску состоятельных благотворителей, по добыче стройматериалов, церковной утвари и т.д.

Настоятелем нового храма должен был стать о. Василий Бандаков. Церковь, в которой он служил прежде, была переименована в Ружную, а вновь созданная освящена в честь Архистратига Михаила.

Строительство храма ещё не было завершено, когда разорившийся Павел Егорович покинул Таганрог. 14 мая 1876 года он просил в письме Антона и Ивана обойти его должников. И пояснял: «С о. Василия не требуйте. Он за нас Бога молит. Я жалею, что с ним при отъезде не виделся». Началась переписка – взаимные поздравления с именинами и большими праздниками, пожелания, слова поддержки.

23 апреля 1877 года Бандаков утешал супругов Чеховых, «дорогих и возлюбленных друзей»: «Скорблю, что столица не потешила Вас, что и в оной растут дикие растения лишений и скорбей… Главное — благочестие и искание царства Божия, а всё прочее без просьбы нашей Господь даст. Ну не унывайте, – дети подрастут, помогут, зато и нравы столичные приобретут, – да сохранит их Господь от заразы. Правда, что здесь нравы развратились, и сюда проникла цивилизация и прогресс? Молитесь и спасайтесь».

Архангело-Михайловская церковь была освящена 22 сентября. Бандаков сожалел, что на церемонии, среди почётных гостей, не мог присутствовать Павел Егорович.

Вскоре Василий Анастасьевич перенёс тяжёлую потерю. Скончалась его жена Александра Петровна. Чеховы, таганрогские и московские, принесли свои соболезнования. Они старались помочь духовному наставнику всем, чем могли. Например, участвовали в рекламировании и распространении его произведений.

В мае того же года в Таганроге печатаются «Простые и краткие поучения, на воскресные и праздничные дни, сказанные в Архангело-Михайловской церкви Таганрога настоятелем — священником Василием Бандаковым» (т. 2).

Круг слушателей о. Василия ограничивался Таганрогом и его окрестностями.

«Обидно было, что арена его действий невелика и скромна, – писал П.П. Филевский. – Когда его речи были отпечатаны в нескольких томах, то они встречены были церковной критикой самыми похвальными отзывами и разошлись по всем краям России в большом количестве, потому, что для сельского духовенства они составляют неиссякаемый источник простых и кратких поучений, на которых может выработаться проповедник из всякого священника».

В столь широком распространении поучений была заслуга Павла и Митрофана Чеховых. В Таганроге рекламой, обращением в книжные магазины и типографии занимался Митрофан Егорович. Он просил брата делать то же самое в Москве.

23 апреля 1877 года Василий Анастасьевич писал московским друзьям: «Спасибо, что вы хлопочете о моих поучениях… Я получил около 6000 писем, в которых меня благодарят». Он просил Павла Егоровича дать поручение одному из «благопокорных сыночков». Кто-то из них должен был за счёт Бандакова съездить на извозчике в редакцию и принять 2000 печатных объявлений о продаваемых им книгах.

П.Е. Чехов исполнял просьбы и получал удовлетворение как читатель: «Ваши поучения, которые я читаю после ранней обедни за чаем, назидают меня, как будто я с Вами сижу и беседую каждый праздник и воскресный день. Поучения я предлагал книгопродавцу продавать, он соглашается и желает их иметь, у него спрашивают», — писал он в апреле 1880 года.

Летом 1880 года братья-студенты Антон и Николай Чеховы гуляли на свадьбе у таганрогского дядюшки Онуфрия Лободы. Венчал молодых о. Василий Бандаков. Спустя два года он же крестил их первенца – дочь Анну.

Популярность Бандакова росла. Он получал награды от правительства. 31 января 1881 года о. Василий писал «дорогим Богомольцам» Чеховым: «Тысяч 30 книг разошлись, – столько же на лицо есть печатных, – и ещё Х, ХI и XII томы хочу написать, и больше не стану, жаль – ещё томов на 12 черновых после моей смерти останутся. Теперь по три человека складываются и покупают томами – и мужики, и солдаты. Хотел бы внесть большую часть денег в Совет Миссионерского общества, частицу сыну и частицу дочери. Увы! Мне ныне 72 года, вот я спешу с книгами».

В 1884 году в харьковском издании «Благовест» (№ 15, 1 ноября) появилась статья «Незамечаемые светильники». Отдав должное 10-ти уже опубликованным томам поучений, автор с восхищением говорил о 45-летней деятельности В.А. Бандакова.

До конца жизни Василий Анастасьевич был верен своему долгу и оставался на своём посту, несмотря на возраст и болезни. Весной 1887 года А.П. Чехов присутствовал на Пасхальной службе, которую вёл о. Василий.

18 января 1890 г. М.Е. Чехов сообщал брату: «Сегодня мы похоронили любимого нами Священника Протоиерея Отца Василия Бандакова. Горе наше великое мешает выразить те скорбные чувства, которые мы переживаем…»

Погребение происходило в ограде Архангело-Михайловской церкви при огромном стечении народа. Настоятель Успенского собора о. Фёдор Покровский сказал при отпевании: «Освещая силою своего слова, подобно молнии, самые тёмные стороны человеческой жизни, ревностный и даровитый проповедник, то громил с воодушевлением пророка упорных грешников Страшным Судом Божиим, то, как любящий отец, запрещал, умолял оставить путь нечестия и обратиться на стезю добродетели. Истинно тебе дана была благодать глаголом жечь сердца людей…»

покровский

Протоиерей Федор Покровский

Антон Павлович прочитал речь своего бывшего учителя в газете «Таганрогский вестник», присланной дядей. Он откликнулся на кончину близкого семье человека проникновенным некрологом, помещённым в петербургской газете «Новое время».

«15 января в гор. Таганроге скончался духовный писатель и проповедник, протоиерей Василий Анастасьевич Бандаков, имя которого достаточно популярно среди нашего духовенства. За всё время служения его церкви им было произнесено несколько десятков тысяч проповедей, из которых самые выдающиеся по своей простоте, силе и прекраснейшему выразительному языку изданы. Его 12 томов составляют энциклопедию, в которой могут найти для себя одинаково интересное и полезное чтение люди всех званий и профессий: и богатейшие негоцианты, и чиновники, и дамы, и солдаты, и арестанты. Как проповедник, он был страстен, смел и часто даже резок, но всегда справедлив и нелицеприятен. Он не боялся говорить правду и говорил её открыто, без обиняков; люди же не любят, когда им говорят правду, и потому покойный пострадал в своей жизни немало.

Умер он на 84 году, оставив после себя память доброго, любящего и бескорыстного человека».

новое время

Долгое время в Таганроге помнили и почитали о. Василия, а затем его имя было забыто. Сегодня его личность и его книги вызывают интерес не только у исследователей чеховского окружения.

Местные краеведы, студенты-историки, молодые учёные-богословы приходят в Таганрогский Литературный музей А.П. Чехова, где хранится несколько томов тех самых «Поучений». Некоторые из его трудов навсегда остались в веке ХIХ, но многие актуальны и сейчас. И для кого-то «Поучения» вновь станут мудрым собеседником и советчиком.

Алферьева Анна Геннадьевна

старший научный сотрудник, ТГЛИАМЗ (Таганрогский Государственный Литературный и историко-архитектурный музей-заповедник), Литературный музей А.П. Чехова

2018 г.