«Днесь вод освящается естество,
и разделяется Иордан,
и своих вод возвращает струи,
Владыку видя крещаема».

Стихира на последование Великого освящения

После 30-и лет своей земной жизни Господь вошел в Иордан, водой которого крестил Иоанн Предтеча. И вода, что смывала грехи со всех людей, принимавших крещение от Иоанна, приняв тело Иисуса Христа, очистилась; и река в потрясении, в стремлении сохранить эту чистоту повернула вспять – от устья к истоку. А Иоанн Креститель, выполнивший свою миссию, увидел Духа Божия, который спускался на Иисуса в виде голубя. И раздался голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так перед человеком и человечеством предстала Святая Троица. После Своего Крещения (Богоявления) Господь начал Свое открытое служение спасению человеческого рода от греха и смерти.

С тех пор вот уже почти 2000 лет ежегодно, в день Богоявления по православному календарю, 19 января, воды реки Иордан на какое-то время поворачивают вспять. Происходит это во время праздничного богослужения, совершаемого местным духовенством во главе с Патриархом Иерусалимским и всея Палестины, когда Патриарх освящает воды Иордана, троекратно погружая крест в реку. Наука не в силах объяснить это чудо. Но еще более удивительным является другое чудо, не столь заметное для стороннего наблюдателя. При крещении с человека, принимающего это святое таинство, смываются все его грехи; и человек становится достоин принятия и остальных таинств, прежде всего – Причастия Святых Христовых Тайн. Православные верят: при крещении Сам Господь крестит человека – руками Своего священнослужителя.

Ежегодное воспоминание события Крещения Господня Церковь с первых времен христианства отмечает особым обрядом Великого освящения воды. До XI века Великое водоосвящение совершалось Восточными Церквями (Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской) только один раз в году; в XI-XII веках появился обычай совершать Великое водоосвящение дважды: в Навечерие праздника (Крещенский сочельник) и в самый день Крещения. Потом освященная крещенская вода для православных целый год служит лекарством от разных недугов – как телесных, так и душевных.

Чем отличается иорданская вода от крещенской?

Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют иорданской, или богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.

Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.

Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду, где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.

Как правильно пить крещенскую воду?

Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

Однако если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар. Что же касается частоты употребления крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

Можно ли разбавить крещенскую воду?

Можно, и от этого она не потеряет своих свойств.

Поэтому вовсе не обязательно на Крещение набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой, или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.

Но это вовсе не значит, что, набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения – это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.

Можно ли окропить жилье крещенской водой?

С незапамятных времен существует обыкновение не только пить крещенскую воду во здравие, но и кропить ею все углы в доме – для «отгнания нечистой силы».

Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов … и на всяку пользу изрядну (сильную)». То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы, это может сделать всякий верующий. На освящение (окропление) жилища есть специальная молитва: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь». Но существует и специальный чин освящения квартиры — он совершается священником, один раз. Во время этого чина мы призываем благословение Бога на дом и всех живущих в нем.

Что делать с прошлогодней крещенской водой?

Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой. Её можно продолжать употреблять, как и положено – натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть. Если же смущает ее сохранность, — можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (чистое, закрытое от хождения по нему ногами): Агиасма – это святыня, и её нельзя просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

Названий – много, праздник — один

Праздник Богоявления, или Крещение Господне, имеет и несколько других названий. Праздновать его стали еще при жизни апостолов. Но в ту пору этот праздник и назывался по-другому, и смысл имел другой.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой вариант – «Теофания» («Богоявление»).

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «день Просвещения», «праздник Светов», или «Святые Светы» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.

По публикациям журнала «Фома»

Антон Сахновский

подготовил Антон Сахновский