30 марта (по нов.ст.) исполняется 180 лет создателю знаменитых «Морских рассказов» Константину Михайловичу Станюковичу, сыну адмирала, побывавшему и в кругосветных путешествиях, и в Сибирской ссылке, и летом 1870 года жившему в Таганроге и написавшем комедию, фельетон и роман о работе в Таганрогском округе.

Станюкович К.М. 1860-70 гг.

«Фальши я боюсь. Вероятно, за отсутствие её мои рассказы и нравятся».

К.М. Станюкович

 

Детство

Отец будущего писателя был военным губернатором Севастополя. Первоначальное образование сын командира Севастопольского порта Константин получил под руководством Ипполита Николаевича Дебу, разжалованного в солдаты и отбывавшего наказание в качестве няньки. Мотивы таких взаимоотношений дворянского мальчика и крепостного Константин Михайлович в последствии отразил в повести «Нянька».

В сентябре 1854 года 11-летний Константин был не только свидетелем, но и участником обороны Севастополя. Он делал корпию (перевязочный материал) и доставлял её в перевязочные пункты. За что был впоследствии дважды награждён.

Учась в морском кадетском корпусе с 1857 по 1860 год, начал писать стихи. Страстно желал поступить в Университет, но был отправлен в кругосветное путешествие на винтовом корвете «Калёвăла» за полгода до выпускных экзаменов по сговору отца-адмирала с морским министерством.

Шарж в юмористическом журнале на Станюковича

 

Морская карьера

Первое и последнее своё кругосветное путешествие 17-летний Константин начал в Европе, и Англия его не очаровала: «Туманы, дым и мрачная архитектура». (Письмо к сестре 5 декабря 1860 года.)

Константин Михайлович с экипажем около месяца были в Индокитае, где стали невольными свидетелями жестокого «внесения света дикарям» французами, о чём Станюкович написал очерк «Жизнь в тропиках», опубликованный в «Морском сборнике Морского учёного комитета». В том же «Морском сборнике…» опубликованы его «Мысли по поводу глуповцев г. Щедрина».

После долгой болезни и службы на другом корабле в сентябре 1863 года Станюкович послан с экстренными депешами в Петербург через Китай и Сибирь. В конце 1864 года писатель в чине лейтенанта уволен со службы.

 

Сухопутный моряк

«Блестящий офицер стал кое-как перебиваться уроками и статейками. …К тому же его грыз литературный червяк. Он начал со стихов и под конец уже стал печатать небольшие критические статьи…, писал много и скоро…» («Без исхода», глава 7)

В это время русское общество было захвачено реформами. После отмены крепостного права последовали в 1864 году новый Судебный устав, реформа Земских учреждений и введено Городовое Положение 1872 года (т.е. введено местное самоуправление). Отныне учреждение школ, больниц, библиотек перешло из рук чиновников и дворянского собрания во всесословные собрания по уездам и губерниям. Станюкович погрузился в эту стихию. Он просит отправить его в деревню сельским учителем.

Министры были изумлены такой просьбой адмиральского сына, но «на месте изумление было ещё большее… Не меньшую сенсацию произвело моё появление и на окрестных помещиков… Ряд любопытных встреч и сцен. Комические доносы напуганного священника. Отношение крестьян.» «…С первой же минуты мои дворянские руки и мой чин возбудили в аристократии села большие подозрения и недоброжелательства.» («Воспоминания сельского учителя».)

Учительствуя, Станюкович поддерживал идеи Константина Дмитриевича Ушинского, ратовал за отмену телесных наказаний детей в школах, и не переставал писать морские рассказы и картинки быта провинции.

«Когда я пришёл в училище (плохая комната со сломанными скамейками и столами), мальчики встали. Их было человек двенадцать. Они глядели на меня испуганными глазами… На шкафу лежали розги. Я их взял и выкинул за дверь. Кто-то фыркнул… Однако моё действие произвело некоторый эффект…» («Воспоминания сельского учителя».)

Дом, в одной из комнат которого жил писатель в с. Чаадаево (снимок 1970-х гг.)

 

 Таганрог

1860–70-е годы в России были бумом железнодорожного строительства. Не отставал от этого процесса и наш город.

Концессию на строительство железнодорожной ветки открывали «выгоды от линии неисчислимые», «тысяч эдак сотни две с половиной останется в кармане». («Без исхода», глава 53) После неожиданной смерти в декабре 1868 года Нестора Васильевича Кукольника, активно развивавшего эти идеи прогресса в таганрогском обществе, концессию на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в мае 1869 года выиграл Самуил Соломонович Поляков, приехавший в Таганрог в начале 1868 года.

В том же мае 1869 года Константин Михайлович Станюкович поступил в Управление той же Курско-Харьковско-Азовской линии. И с июня 1870 года служил в Таганроге помощником ревизора службы движения. «Посылают меня для расследования, мошенничает ли там начальник. Поручение не особенно весёлое…» (Письмо супруге от 27 июня.)

Строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги

Реалии железнодорожного строительства по-таганрогски отражены Станюковичем в комедии «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», которую опубликовали, но к постановке запретили; премьера состоится лишь летом 1881 года.

«Здесь есть всё – и грабёж с насильственным убийством, просто грабёж, взятки, подкупы «карасей и щук» в лице воспитателей свободного слова и обворожительных женщин высокого полёта, сетование на социалистов, патриотические доносы ради удобного воровства и слабые, детские протесты честности…» («Современные известия» № 175 за 1881 г.)

Константин Михайлович «увлёкся, обозвав железнодорожную администрацию “скопищем воров на законном основании”», оставил работу на железных дорогах. («Без исхода», глава 7)

 

*

Уволенный со службы, Константин Михайлович опубликовал фельетон о новых русских дельцах – «Русские американцы», впервые прибегнув к псевдониму Наташин. «Корреспонденции вышли пикантные».

« – Он вас норовит нагреть, а вы его! Он вас, а вы его! Это и называется соорудить железную дорогу! – Так… объяснял мне истинный, по его мнению, смысл железнодорожного дела новый мой знакомый ряд­чик, из грамотеев, слывший за выжигу и пройдоху.» («Русские американцы», Американец № 2)

 

Таганрогское общество в романе

Роман Станюковича «Без исхода» является художественным воплощением Таганрогского общества 1860–70-х годов в русской литературе, он вышел в 1873 году и имел шумный успех.

Мы видим здесь рощу с речкой, с одной стороны, и особняк местного богача в дали от города – с другой; первого капиталиста-заводчика с либеральными речами, доведшего систему штрафов до виртуозного совершенства, и будущего банкира, закармливающего местный бомонд деликатесами для заключения выгодных сделок. Помимо двух крупных фигур живут в книге чинные судьи, влюблённый генерал, лучший врач-немец, дамы страстные и дамы чопорные, мастеровые, лакеи, учитель и, конечно, «скандальный пасквилянт». Прототипы героев нашего романа были проиллюстрированы Ахиллесом Николаевичем Алфераки в пору его молодости и Дмитрием Минаевичем Синоди-Поповым.

События в романе описывают выборы в только что учреждённые органы местного самоуправления, а также стремления тузов (Колосова и Стрекалова) к выгодной сделке по строительству железных дорог. В Колосове читатели узнавают Самуила Соломоновича Полякова, в Стрекалове – первого капиталиста Таганрога на английский манер – Карл Иванович Ландер.

Колосов – местный Талейран, сластолюбец и совратитель, считал многих горожан людьми недалёкого ума и «через чур фамильярно относился к кредиту». Он совершал аферы, прикрываясь благотворительностью: «Сделка велась самым элегантным и даже задушевным образом. …Со стороны казалось, будто они /Колосов и Рыбаков/ оказывают сиротам такое одолжение, … и притом …на самом законном основании…» («Без исхода», глава 34)

К сожалению, это замечал не только приехавший писатель: «Вообще комфорт таганрогских богатых людей односторонне эгоистичен… Стоит появиться в городе какому-нибудь нахалу с громкой репутацией, хотя бы даже и несколько сомнительной, или с деньгами, и он начинает играть роль, и чем он нахальнее, тем на бóльшую популярность может рассчитывать.» (Филевский П.П. История города Таганрога.)

Стрекалов – владелец завода и пароходов, англофил, выдавал себя за либерала: «Ненарушение чужой свободы – девиз в нашем доме» («Без исхода», глава 1). Но имя, данное этому герою Станюковичем, уже тогда стало нарицательным, оно означало человека жёсткого, выжимающего всю выгоду, умеющего погонять других («стрекало» – кнут, хлыст).

Колосов планировал «получивши концессию, передать её в руки более опытные», т.е. Стрекалову. Конечно, дипломатичный аферист и заводчик найдут общий язык. Они спокойно делят прибыль, «мечтая содрать побольше», отдавая часть её управе.

Приехавший ревизор и писатель Станюкович в своих статьях, посылаемых в периодические столичные издания, «предупреждал читателей не верить обещаниям… «крепостников», громил «интриганов» и… под вымышленными именами рассказал биографии «претендентов» на выборные должности…».

Колосов скупает для нераспространения тиражи неугодных ему изданий и оплетает «пасквилянта» нужным себе общественное мнением, имея связи в столице («Жили мы мирно, а теперь писаки развелись…»). Поляков, педалируя процесс столичными связями в реальности, не допустит роман «Без исхода» к переизданию.

Константин Станюкович оставил Таганрог, как и его герой-журналист, с весёлой мыслью: «Весь город трещит…, таки всколыхнул я это стоячее болото

Однако дети Стрекалова не пойдут по стопам отца, причины которых описаны в романе. Заводы и пароходы будут проданы другим лицам, (по логике истории куплены «колосовыми»), а деньги наследуют дальние родственники. (Подобная ситуация описана Александром Серафимовичем в повести «Большой двор».) Поэтому имя Ландер таганрожцам сегодня почти ни о чём не говорит, хотя дочь и супргуга этого прототипа покоится на нашем Старом кладбище.

Фото писателя с сыном Константином

 

До 1881 года и после

После введения Городового Положения 1872 года и Военной реформы 1874 года, Станюкович возвращался в наши края в 1874 году, будучи управляющим в пароходстве Общества Волго-Донской железной дороги и пароходстве по реке Дон и Азовскому морю. В конце 1876 года болезнь заставила его оставить эту должность и посвятить себя исключительно литературе.

С апреля 1883 года Станюкович находился под наблюдением полиции, а 12 апреля 1884 года – он арестован и сослан в Сибирь на три года. Не взирая на расшатанное здоровье, писатель живёт в тайге и служит в конторе Обь-Енисейского канала. Печатает «Сибирские картинки», фельетоны под псевдонимами, пишет роман «Не столь отдалённые места».

«Не столь отдалённые места», издание 1963 года, серия Библиотека Сибирского романа

По возвращении из ссылки были в его жизни и издание 12-ти томов его произведений, и унизительные прошения на разрешения на жительство, и публичное чествование юбиляра, и переводы его произведений на немецкий язык, и долгие годы лечения.

Именно в этот период сформирован знаменитый сборник «Морские рассказы» с популярным у советских пионеров «Максимкой», который был экранизирован в 1952 году, так же, как и «Нянька» (фильм «Матрос Чижик» 1955 года).

Хрестоматия для 3 кл. Станюкович К. «Исайка»

Последние полгода жизни писатель провёл в Неаполе, и был похоронен русским обществом на православном участке кладбища 9 мая 1903 года.

 

*

Прошла буря русских революций, ушёл в историю Советский Союз, но читатели продолжают зачитываться «Морскими рассказами» Константина Михайловича, сопереживать Максимке, сочувствовать матросу Чижику, Исайке, и влюбляться в морскую стихию.

 

Екатерина ГАЛОЧКИНА