На Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа таганрогские храмы снова были окружены множеством людей. Два непереходящих праздника по популярности приближаются к Пасхе, Светлому Христову Воскресению: вопреки морозам — празднуемое 19 января Крещение Господне и – вопреки жаре — Преображение Господне, которое мы отмечаем 19 августа.

В Израиле, в Греции, в Италии и в других южный странах день Преображения пришелся на пору окончания сбора урожая винограда – его там и освящают. В большей части России виноград вообще не растет, поэтому у нас этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». В нашем благословенном Донском краю уже поспели как яблоки, так и виноград, и прочие плоды земные; наряду с ними у нас освящают и мед.

Но этот праздник – хороший повод не только для того, чтобы прийти к храму для освящения нового урожая, но и для того, чтобы вспомнить связанные с ним евангельские события. Тем более, что Преображение Господне продолжается не день и не два: этот праздник имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа); отдание праздника совершается 26 августа, за день до Успения Пресвятой Богородицы. Так что этот праздник остается с нами.

В Преображении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и в иконе этого праздника – очень много символов и глубочайших смыслов.

Что касается названия праздника. Преображение (греч. metamorphōsis) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы».   Отсюда — «метаморфозы». По латыни то же слово — transfiguratio — перемена образа, фигуры, вида.

Поднявшись на гору Фавор со Христом, три ученика Его — Петр, Иаков и Иоанн, как и Он, уставшие, покрытые потом и пылью, — увидели, как Учитель преобразился: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2). Они впервые увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31). Явление давно оставивших этот мир пророков, по словам Иоанна Златоуста, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

А когда на гору опустилось облако, из него раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5); апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали: «встаньте, не бойтесь» (Мф 17:7), и поднялись, то перед ними стоял только их Учитель — такой, каким они Его привыкли видеть.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу и показал тот свет, которым каждый Его ученик и последователь преобразится в Царствии Небесном. Но потом Он спустился с Фавора – чтобы взойти на Голгофу.

Икона Преображения показывает нам, что апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя. И только Петр, самый старший среди них по возрасту и самый решительный по характеру, обращается ко Христу: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5).

Переполненный неземным счастьем и восторгом, Петр практически забывает о себе: о шалаше для себя самого он и не думает.

Иоанн Богослов – единственный из четырех евангелистов, который лично присутствовал при описанных событиях, но не написал о них ни слова. Да и к чему, если до него уже все верно изложено? Любимый ученик делает основной вывод, говорит главное о своем Учителе. Христос просиял на Фаворе и явился в Свете, потому что Он и есть Бог: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).

На иконе Преображения вокруг Иисуса Христа – мандорла — круг света, символ Божественной славы и величия. Лучи света, исходящие от Его фигуры, символизируют свет Преображения.

Фаворский свет — свет Божественной славы. И поскольку Сам Христос – Бог, ставший Человеком, — этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков глубочайший смысл этого праздника.

Не все приходящие в праздник Преображения к храмам, чтоб освятить плоды земные, задумываются о небесном. Но батюшки окропляют святой водой не только приношения, но и самих людей. И те, в большинстве своем, как Иоанн с Иаковом на Фаворе, непроизвольно зажмуриваются. А по лицам разливается не только святая вода, но и неземная радость…

Недавно сбылась моя давняя мечта. Исповедались и причастились мои племянники. Один из них после этого обрадовал меня своим вопросом: «Бог – везде. Но ад – место без Бога. Как же так?..» Постарался объяснить ему, что Вездесущий Бог является и Всемогущим, а главное – Вселюбящим, поэтому по любви Своей к ненавидящим Его людям освобождает их души от Своего присутствия. А на этом свете Бог всегда остается с нами. Хотя мы, конечно, можем не замечать Его присутствия, либо делать вид, что не замечаем; это – наше неотъемлемое право, дарованное Им.

Антон САХНОВСКИЙ.

Фото автора.