Рождество Христово и Новый Год – праздники, во многом призванные привнести радость в не самую веселую зимнюю пору. Ждет ли от нас Христос даров на Свое Рождество? Уместно ли нам ждать от Него подарков? Над ответами на эти и другие «праздничные», но не праздные вопросы вместе с нами размышляет священник Свято-Никольского храма иерей Георгий Канча.

— Изначально Церковь постановила праздновать Рождество Христово в первый день после периода зимнего солнцестояния, с которого ночь начинает убывать, а день прибывать. Это – 25 декабря. В этот день язычники ежегодно праздновали День рождения бога солнца, и Христианская Церковь шла им навстречу, старалась помочь им перейти в новую для них веру. Но теперь на эту дату приходится Рождество у католиков и протестантов. Почему бы православным не присоединиться к ним?

— Мы отмечаем тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю. Юлианский и григорианский календари – разные не только в точности своей, но еще и в принципе своего построения. Если связывать с богослужением, юлианский календарь – это модель мира с его циклическим развитием; у построения этого календаря – некий сакральный принцип. Но переход Православной Церкви на новый стиль – вопрос открытый. В России такая попытка в 1920-е годы была предпринята обновленцами. Что касается Вселенской Православной Церкви, — большинство поместных православных церквей уже почти сто лет назад перешло на новоюлианский календарь, с тех пор они, как и католики, празднуют Рождество Христово именно 25 декабря. Так что православные сейчас разделены. Но в России попытка перехода на новый стиль способствовала расколу. И в Греции есть так называемые «старостильные раскольники», которые продолжают жить по старому стилю. Чтобы перейти на новый стиль, должен быть консенсус в Церкви, общая готовность к этому. Возможно, когда-нибудь это произойдет.

— Христиане всего мира, кроме Армяно-Григорианской Церкви, через 12 дней после Рождества Христова празднуют Крещение Господне. Для Русской и Иерусалимской церквей это – 19 января. И Иордан свои воды поворачивает вспять, как тогда, когда в них при Крещении вошел Христос, именно 19 января, — в тот момент, когда Патриарх Иерусалимский при пении праздничного тропаря трижды погружает в реку святой крест. Может, это значит, что все-таки мы празднуем правильно, и это остальные должны к нам присоединяться?

— Думаю, тут как раз – обратная причинно-следственная связь: не мы под природу подстраиваемся, а природа подчиняется. Вполне возможно, что, если мы перейдем на другой календарь, — это явление будет происходить в другой день.

— На День рождения принято дарить подарки. Волхвы Младенцу Иисусу преподнесли золото, ладан и смирну. А что христианин может и должен подарить Христу на Его Рождество?

— Дары волхвов были символичны. Христос пришел в наш мир, чтобы спасти нас от власти греха и смерти. Если мы поучаствуем в этом спасении, — для Него это будет самый лучший дар. Его жертва, которую Он принес на Кресте, это – жертва любви. Он по любви за нас пострадал, умер позорной и мучительной смертью. Да и вообще прожил всю Свою человеческую жизнь – чтобы спасти нас. Мы должны просто ответить на эту любовь. Когда мы обращаемся ко Господу, приходим к Нему, становимся Его учениками, Его друзьями, для Него это – самая большая радость.

— Да, но, когда мы идем на День рождения друга, — мы уделяем ему свои внимание, время, деньги. В частности, чтобы выбрать и купить подарок…

— Наши деньги – это тоже часть нашей жизни, потраченной на их зарабатывание; материальный символ наших потраченных сил. Но, если ты приходишь к папе, и говоришь: «Папа! Дай мне денег. Я куплю тебе подарок,» — это бессмысленное действие. Для ребенка лучший подарок родителям – труд его души, например, какая-то поделка, сделанная своими руками. Известно: дорог не подарок – дорого внимание. Подарок – это овеществленная любовь. Но Богу вещи не нужны: Он Сам – Творец мира. Ему нужна не овеществленная любовь, а любовь духовная.

— Вы сказали о жертвах за нас Христа. А мы чем можем пожертвовать ради Него? Каких жертв ждет от нас Бог?

— Вы воспринимаем жертву как что-то грустное. И, когда узнаем о мучениках первых веков христианства, — думаем: а как бы мы тогда жили, были бы мы вообще христианами? Ведь одно дело – быть христианином, когда это ничем тебе не угрожает, а другое дело – претерпевать за Христа гонения и даже смерть. Но мы читаем в житиях, что те христиане радовались, идя на смерть, — радовались возможности скорой встречи со Христом. В наше время христиане не преследуются, от нас не требуются такие жертвы. Наше время – сложное тем, что от нас, христиан, вроде бы не требуется ничего особенного, но почти все вокруг движется в другую сторону. А быть христианином – значит, жить против течения. Иногда, как это ни парадоксально, совершить некий подвиг – легче, чем изо дня в день проявлять свою верность в условиях, когда от нас вроде бы ничего особенного не требуется. Разве что пожертвовать какими-то своими удовольствиями. Да дело даже не в них: Бог – не против наших удовольствий. Главное – не забывать о Нем во всем этом нашем коловращении. Нашей жертвой Богу может и должен стать наш отказ от греховной жизни. А люди грех свой любят…

— 25 декабря Русская Православная Церковь празднует память Спиридона Тримифунтского, который помогает в решении материальных проблем. До революции 1917-го он почитался в России наравне с Николаем Чудотворцем, были даже их двойные иконы. А потом Спиридон отошел на второй план. Очевидно, потому что люди тогда стали жить по принципу «Не до жиру – быть бы живу». Сейчас к Спиридону Тримифунтскому люди обращаются чаще, и многим по его молитвам Бог дает просимое. Вопрос – в том, почему именно этот святой помогает в денежных вопросах, если при земной своей жизни он, в отличие, например, от Николая Чудотворца, был простым пастухом и денег практически и не видел?

— Не думаю, что у святых – такая узкая специализация. А забыты не только Спиридон Тримифунтский, но и остальные, в том числе великие русские святые. Николай Чудотворец – единственный, сохранившийся в народной памяти. Люди в большинстве своем других святых и не знают. Общий уровень знания о святых, их почитания упал.

— В керамической мастерской, работающей при Свято-Никольском храме, — полно сделанных детьми тигрят. А ведь Церковь к гороскопам, к астрологии относится негативно…

— Во-первых, в мастерскую приходят не только верующие. Во-вторых, ничего плохого нет, если мы будем знать, что 2022 год по китайскому календарю является годом тигра. Плохо – когда люди начинают мыслить по-язычески, начинают верить не Богу, а гороскопам. Если человек будет идти к Богу, расти с Ним и совершенствоваться, — ему вся эта мишура, в том числе астрология, со временем станет неинтересна. С Богом гораздо интереснее: Он Живой, а гороскоп – мертвый, написанный шарлатаном. Но если к Богу человек идти не станет, — какая разница, чем он будет забавляться в своей песочнице: человек может всю жизнь духовно просидеть в песочнице…

— Люди любят получать подарки, особенно — на Новый Год. Уместно ли ждать от Бога и просить у Него какие бы то ни было дары?

— Почему нет? Особенно на начальном этапе. У христианина бывает период, когда все получается, все спорится. Когда действует призывающая благодать, — Бог очень сильно помогает — чтобы человек укрепился в своей вере, увидел, как молитва работает. Но и тем, кто давно верует, Бог дает просимое. Главное – знать, что просить. Как-то мы с воскресной школой ездили на большом туристическом автобусе в Крым. И многие отравились. В Ливадийском дворце у меня на руках – младшая дочка, ей очень плохо. И я мысленно говорю: «Господи! Ребенок страдает! Давай Ты у неё заберешь, а мне дашь?!» И тут же она у меня на руках встрепенулась, стала веселая, и пошла. А мне стало так плохо… С тех пор я понял, что нужно просьбы к Богу формулировать правильно. Нужно просить смело!

— «Просите, и дано будет вам,» — обещает Христос. Но, бывает, человек не получает от Бога просимое. Почему так случается?

— Но мы же не знаем Промысла Божьего. Может, просимое нами было бы для нас вредно, или даже губительно. Мы, когда в Царство Божье придем, — там нам Бог покажет: «Вот – смотри: лепешка на дороге. Это – твоя машина, и ты в ней. А Я тебе её не дал. Хотя ты о ней так просил…»

— В уходящем году многие проводили в последний путь своих родных и близких. А в Новый Год все стараются забыть все плохое, и беззаботно веселиться и радоваться. Как вы прокомментируете эту сложную ситуацию?

— Сложно забыть горесть, когда уходит любимый человек. Поэтому иногда и не получается веселиться в полной мере. Люди празднуют Новый Год, потому что надеются на лучшее будущее, в частности, что наступающий год станет лучше уходящего. Но в конечном счете мы, христиане, верим в воскресение мертвых. Значит, наша разлука с усопшими – невечная: в Царстве Божьем встретимся, обнимемся, и будем пребывать в радости. Поэтому есть возможность не только грустить, но и надеяться на будущую встречу. Ну а кто не христианин, — ему можно только посочувствовать. Желаю всем светлых праздников, примирения, добра, мира; поменьше верить во всякую дрянную пропаганду, больше доверять людям, себе; не болеть и еще не один Новый Год встретить в радости и веселии сердца.

Беседу вел Антон САХНОВСКИЙ.

Фото автора.

Антон Сахновский

Антон Сахновский