135 лет назад, 11 апреля 1887 года по старому стилю, 23 апреля по новому, в Санкт-Петербурге появился на свет Анатолий Анатольевич Дуров, — знаменитый для своего времени артист цирка, клоун-сатирик и дрессировщик, сын Анатолия Леонидовича Дурова. После смерти отца Дуров унаследовал его аттракцион и стал выступать под именем Анатолий Дуров-младший. В 1917 г.  артисту удалось выехать на гастроли за границу, где он имел огромный успех. На родину возвратился в 1925 г. В 1926 г. обосновался в Таганроге. 27 декабря 1988 г. в нашем городе открыт Музей А. А. Дурова как отдел Таганрогского музея-заповедника.

О выдающемся дрессировщике и о том, что он сделал для нашего города, для Донского края, для нашей страны и для всего мира, нам рассказала старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника, а в прошлом заведующая Музеем А.А. Дурова Татьяна Козубенко.

 

Джаз, «железка» и пряник без кнута

Тесен мир, а в Таганроге – в особенности.

Через полгода, осенью нынешнего года, отечественная музыкальная общественность будет праздновать 100-летие появления в России джаза, который из Парижа в Москву привез наш земляк Валентин Парнах. Двухэтажный дом, где родился и вырос Парнах, находится на пересечении Александровской улицы и Итальянского переулка. Если по этому переулку отправиться в южном направлении, то у моря переулок перейдет в Дуровский спуск, названный в честь Анатолия Анатольевича Дурова: он по приезду в наш город купил два домовладения с участками как раз рядом с этим спуском, называвшимся до этого Банным. Там Дуров и обосновался – вместе со своими сестрами, их семьями, а также со своими животными. Некоторые из этих животных (обезьяны и собаки) уже тогда, практически одновременно с «первым в РСФСР эксцентрическим джаз-бандом» Валентина Парнаха, тоже «давали джазу», правда, конечно, в юмористической форме.

Дуровские цирковые номера – «Джаз-банд» и «Железная дорога» — были известны во многих странах мира. Этими аттракционами артист откликнулся на эпохальные события.

Афиша аттракциона «Дуровская железная дорога»

В XIX веке европейско-американская рыночная цивилизация поспешно и, казалось бы, успешно, покоряла и эксплуатировала весь мир. Ради того, чтоб из колоний было легче вывозить сырьё, там к морским портам из глубин материков прокладывались железные дороги. А чтоб в Америке разрабатывать природные ресурсы, туда из Африки доставлялись ресурсы трудовые – рабская рабочая сила. Но афроамериканцы даже в рабстве на чужбине сохранили свою жизнерадостную музыкальную культуру, которая помогла сохраниться им самим; так в начале ХХ века появился джаз. Покорение и порабощение всего и вся вокруг нашло отражение и в цирковом искусстве: в Европе и в Америке были популярны щекочущие нервы публики номера с укрощением диких зверей. Анатолий Анатольевич Дуров, мужчина невысокого роста, неатлетического телосложения и совершенно не свирепого характера, человек с большим и добрым сердцем и с громадным творческим потенциалом, пошёл другим путём. Он старался избегать насилия над животными. И они в соавторстве с ним творили чудеса. Например, лиса убаюкивала петуха. Сразу сто животных самых разных видов участвовали в аттракционе «Железная дорога», причём поезд был ни в коем случае не грузовой, а пассажирский; а звери и птицы были как пассажирами, так и железнодорожниками, работающими на самых разных должностях.

Дуровский «Джаз-банд»

 

Таганрог стал столицей

Анатолий Анатольевич пошёл по стопам отца, Анатолия Леонидовича Дурова (тот умер в Мариуполе в 1916 году); сын-ученик превзошёл отца-учителя. После революций 1917-го Анатолий Анатольевич выехал за рубеж; в дальнейшем покорил 16 стран Европы и Америки; а в 1925-м вернулся в Россию. Со всей своей семьёй, со всей своей всемирной славой, со всеми своими заработанными миллионами и с тремястами своими животными, в числе которых были экзотические, незнакомые советским гражданам. И поселиться он решил в Таганроге, где купил две усадьбы по улице Шевченко, возле моря. Так лучший в мире зооцирк, начавший гастролировать по Советскому Союзу, получил таганрогскую прописку.

Вернувшись в СССР, Анатолий Анатольевич Дуров занялся здесь и большой общественной деятельностью – организовывал заповедники и заказники, создавал новые зооцирки и зоологические сады, вкладывая в это деньги, заработанные на западе: забота о природе в СССР в те годы была признана делом государственной важности. Благодаря ему были созданы Ростовский зоопарк и Сухумский обезьяний питомник.

Таганрог к тому времени окончательно превратился в провинцию. Но с приездом Дурова он стал цирковой столицей. По приглашению Анатолия Анатольевича на убогую таганрогскую арену выходили ведущие советские цирковые артисты того времени. Животные Дурова, в том числе и слоны в коврах-попонах, участвовали в таганрогских первомайских демонстрациях.

Дуров кормит морских львов

Будучи человеком общепланетарного масштаба, Анатолий Анатольевич Дуров наводил мосты между СССР и мировым сообществом…

Возрождение памяти

19 ноября 1928 года он был убит в Ижевске, где находился на гастролях. Заказное убийство было выдано за несчастный случай, будто бы случившийся на охоте – при том, что Дуров, так любивший животных, никогда не был охотником.

Цирковое дело Анатолия Анатольевича Дурова продолжили его племянники и племянницы.

— А самого Анатолия Анатольевича Дурова в нашей стране старались не вспоминать, и продолжалось это долгие десятилетия, — делится Татьяна Анатольевна Козубенко. – В Таганроге возрождение памяти об Анатолии Анатольевиче началось в советском отделе краеведческого музея. Лекцию о нём написала и читала Людмила Николаевна Прозоровская, и она продолжала собирать материалы об этом выдающемся артисте. У Людмилы Николаевны был заключительный зал всей музейной экспозиции – «Таганрог современный». Там было очень много интересного, например, макеты самолётов, комбайнов. А в предыдущем зале, в зале Великой Отечественной войны, было представлено настоящее оружие той войны. Но всех детей – и девочек, и мальчишек – больше всего тянуло в угол музейного зала, где висел ветхий клоунский цирковой костюм Анатолия Анатольевича. Мы обе заметили притягательную силу этого костюма: я тогда была экскурсоводом. В 1936 году на экраны вышел культовый художественный фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Этот костюм Анатолия Анатольевича Дурова фигурирует в этом фильме – на другом артисте. В преддверии Нового 1989-го Года состоялось открытие Музея Анатолия Анатольевича Дурова. Значительную помощь в его создании оказала племянница Анатолия Анатольевича и большой друг самых крупных обитателей суши, слонов, Тереза Васильевна Дурова, чье детство прошло в Таганроге. Правда, на открытии Музея А.А. Дурова не было ни Людмилы Николаевны (она к тому времени покинула Таганрог по семейным обстоятельствам), ни Терезы Васильевны. Открытие Музея проводили заведующая Историко-краеведческим музеем Галина Александровна Крупницкая и Юрий Александрович Смолин, художник-оформитель Музея Анатолия Анатольевича Дурова.

 

Жизнь продолжается

В прошлом году была завершена реставрация Музея А.А. Дурова. А недавно здесь открылась выставка «В мире цирка». В экспозиции, созданной сотрудниками Таганрогского музея-заповедника, представлены предметы из музейных фондов и из коллекции ростовчанина Дмитрия Артемьева.

Антон Сахновский

Антон Сахновский